Русская линия
ОВЦС МПАрхиепископ Верейский Евгений (Решетников)21.10.2004 

«Возрождение православных традиций образования и воспитания — духовно-нравственная основа стабильного демографического развития»
Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии

Ваше Святейшество! Уважаемый Президиум!
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы, братья и сестры!
Уважаемые участники и гости форума!

Демографический кризис в нашей стране особенно ярко показал исключительную роль образования и воспитания во всех сферах жизни государства, ибо мало кто сможет отрицать тот факт, что он стал следствием реализации тех установок воспитания и тех принципов образования, которые были получены людьми еще в эпоху научно-технической революции. Современное человечество стало заложником техногенной цивилизации с ее идеалом технического прогресса, который обещал человечеству счастливое будущее исключительно за счет совершенствования технологий. Причем была произведена попытка «усовершенствовать» и социальные технологии, то есть изменить веками сложившиеся типы отношений в обществе и семье. При этом духовно-нравственные ценности, то есть жизненные принципы, имеющие в своей основе религиозное мировоззрение, до недавнего времени практически полностью игнорировались или объявлялись устаревшими и ненужными «пережитками старины».

В техногенном обществе духовно-нравственные ценности были заменены так называемой светской моралью, один из постулатов которой гласит, что «свобода личности кончается там, где начинается свобода другой личности». В результате, с точки зрения светской морали подчас самые аморальные явления считаются абсолютно нормальными и допустимыми при условии, если не ущемляется ничья свобода и не нарушаются ничьи права. И уж тем более, если речь идет об искусственном прерывании беременности, это не вызывает никаких вопросов, поскольку не рожденный младенец не является субъектом права и не может защитить свои права.

Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека — гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми возможностями технической мысли. Приходит понимание того, что, если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе православная религия, то многое из задуманного, из-за его утраты просто не реализуется.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования, этические нормы предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не реализует ни интересы государства, ни интересы его народа. Если в социальной сфере будем продолжать делать упор на детские дома, как форму существования беспризорных детей и сирот, а не будем укреплять семью, не будем обеспечивать обретение этими детьми семьи и дома, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою» не станет нормой общественного сознания в стране то, будет бедно, без заслуженного внимания и заботы жить старшее поколение. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», у нас в утробе матери будут и дал! ьше убивать зарождающуюся жизнь, просто оттого, что хочется наслаждаться утехами внешнего мира.

Не случайно нас собрал в эти дни святитель Алексий, для которого главной ценностью человеческой жизни была божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.
Состоявшийся в начале октября этого года Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что «насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики … Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей». Необходимо учитывать эти ценности, в том числе и в сфере демографической политики.

В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения оказываются особенно востребованными.

Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым. Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами, и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением. Странным в связи с этим кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, а с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа «Планиро! вания семьи», разрушающие личность ребёнка. Думаю, что вы согласитесь, что никакая отрасль в нашей жизни не может быть столь ответственна пред гражданами страны, как образование и воспитание.

Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку определенной суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого — обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Образование, как одна из функций общественного развития, определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство Русской православной Церкви и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров.

На наш взгляд, эти христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности духовно-нравственного воспитания и образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета «Основы православной культуры и этики», а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академия! х, по-прежнему не признаются государством?

Оппоненты сразу возразят, достаточно ли педагогов, которые могут и готовы реализовать то, о чём мы мечтаем. С уверенностью отвечаю, вполне достаточно. Основы духовно-нравственного образования развиваются не столько в Москве, сколько в наших регионах. Там, где ему не мешают, а поддерживают. Так, например, в Курской, Калужской, Смоленской и других областях хватает учителей для ведения этих предметов во всех школах. А пример педагогов способствует внедрению элементов нравственного воспитания во многие другие дисциплины.

Учительство — это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю, не зависимо работает он в государственном или церковном учебном заведении, поручена высокая духовная миссия. Каждый из них должен понимать, что на своём месте он реализует дело, может быть куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. И в этом ему способны помочь только Церковь и общественное признание особой значимости их труда для самого существования государства. В нашей стране ежегодно проводится конкурс на лучшего учителя года. Может быть, объявить номинацию «Нравственный подвиг учителя». А в критерии эффективности работы педагогического коллектива! включить кроме показателей успеваемости и поступления в ВУЗы, качественные показатели, например, такие как, и сколько выпускников создали хорошие семьи, сколько у них родилось детей, сколько из них стало преступниками, наркоманами и т. д. Думаю, Церковь может сказать своё слово и объявить Всероссийский конкурс на лучший педагогический коллектив, достигший положительных результатов в духовно-нравственном образовании и воспитании учащихся, с вручением премий на Рождественских чтениях.

Выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей — это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмысленна, и поэтому важна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подхоподходов.

При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «нового мира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что «мы наш, мы новый мир построим», — всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.

Поэтому, когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы не должны понимать под этим только восстановление исторически существовавших форм православного образования — таких, как воскресная школа, православная гимназия, духовная семинария и академия и т. д. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование только в узком смысле и ограничивать эти понятия только специальным образованием — традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.

Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие как, семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формирования системы ценностей современного информационного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора в наше время нельзя, в противном случае все усилия изменить демографическую ситуацию будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России, в том числе и в области демографической политики.

Поэтому когда мы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только и не столько возрождение исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, сколько поиск новых форм адекватного свидетельства духовно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня, в условиях сильнейшего влияния чуждой идеологии, речь идет о формировании новых традиций православного образования, использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие установки современных людей.

В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Необходимо приучать молодежь самостоятельно совершать ценностный выбор. Для этого на разных уровнях образования должны критически изучаться разные мировоззренческие системы, представленные сегодня в обществе, но в качестве приоритетной для государства должна стать система ценностей, укорененная, в первую очередь, в православном мировоззрении как традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.

Современное общество ориентируется почти исключительно на научное знание, что является одним из важнейших завоеваний техногенной цивилизации, и которое представляет так называемую картину мира. Но на сегодняшнем этапе развития общества становится очевидным, что одно лишь научное — чисто рационалистическое — знание абсолютно недостаточно для решения надвигающихся на человечество глобальных кризисов, в том числе и демографического. Настало время для нового осмысления важности мировоззренческого знания, базирующегося на истинах Откровения.

В связи с этим и в школьном, и в вузовском образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний должно быть существенно дополнено гуманитарным образованием. Причем речь идет не только о социальных и гуманитарных науках, а именно о всеохватывающим мировоззренческом знании, в основе которого лежит система духовных ценностей. И при всем понимании светского характера нашего государства, нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения религиозный фактор является определяющим. Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей общества и не должна изолироваться государством от этих процессов.

При этом, Православная Церковь предлагает в сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типов знания — научного и мировоззренческого и, соответственно, двух типов познания — пути разума и пути веры. В мировоззрении современных россиян и будущих поколений граждан России необходимо восстановить иерархию ценностей, согласно которой мировоззренческое знание будет определять цели и задачи, стоящие перед личностью и обществом, а рациональное знание — искать пути и способы их достижения.

И здесь хотелось бы сказать несколько слов о попытках некоей «духовной реформации» или поиска неких новых — доселе неведомых человечеству -духовных ценностей. Многие политологи и социологи говорят сегодня о том, что техногенная цивилизация исчерпала ресурс своего развития и человечество входит в новый цикл — в эпоху постиндустриальной цивилизации. Это движение обусловлено поиском путей решения глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией с ее антропоцентризмом и присущим ему культом силы, подчинения человеку окружающего мира.

В связи с этим некоторыми авторитетными учеными высказываются мнения о необходимости поиска или даже создания некой «новой системы ценностей», которая бы обеспечила человечеству выход из глобального кризиса. Со своей стороны Православная Церковь предостерегает от таких необдуманных поисков, свидетельствуя о бесперспективности таких попыток, а также о том, что непреходящая новизна духовно-нравственного содержания человеческой жизни содержится в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа и в той системе ценностей, которая имеет своим основанием новозаветное откровение.

Цель православного воспитания и образования — это формирование целостного мировоззрения, имеющего в своей основе христианские ценности и открытого к творческому восприятию и усвоению достижений других цивилизаций и культур и активно противодействующего экспансии идей, чуждых духовным традициям и национальным интересам России. Осознание большей частью российского общества, особенно его элитой, значимости именно такого мировоззрения является важнейшим фактором повышения стабильности, в том числе и в демографическом развитии.

Один из ключевых принципов православного мировоззрения — это церковность, то есть осознание включённости мира в процесс Божественного домостроительства, целью которого является спасение человечества. Этот принцип определяет многие стороны христианского мировоззрения, в том числе и христианский взгляд на семью и брак, — а ведь понимание обществом целей и задач семейной жизни является важнейшим фактором, влияющим на развитие демографических процессов.

Очевидно, что поразивший наше общество демографический кризис, в первую очередь связан с кризисом семьи, о котором много говорили в предыдущих выступлениях, и который стал одним из объектов новых социальных технологий. Напомним, что сам институт традиционной христианской семьи, в основе которой лежит союз одного мужа и одной жены, является не просто порождением, но одним из величайших завоеваний христианской цивилизации. Завоеванием, которое христианству пришлось отстаивать в длительной и упорной борьбе с другими мировоззренческими влияниями.

В основе традиционной семьи также заложен принцип церковности, то есть в христианстве семья понимается как малая Церковь, члены которой объединены общей верой и взаимной любовью. При этом деторождение является одной из важнейших и, что особенно важно подчеркнуть, богозаповедной функцией семейной жизни. Вспомним, что Христос первое свое чудо, претворение воды в вино, совершил при заключении брака в Кане Галилейской, освятив тем самым супружество. Христианский подход к пониманию семьи всегда отличался трезвостью и рассудительностью. Путь семейной жизни в Православии понимается не как совместный поиск удовольствий, а как крестоношение, как подвиг любви к ближнему. Поэтому Церковь в чине венчания, испрашивая супругам Божие благословения на совместную жизнь и чадородие, в то же самое время представляет им образцы мученичества, как бы заранее преду! преждая, что на этом пути супругам придется многое претерпеть.

Именно семье принадлежит воспитательная функция — важнейшая в формировании нравственного облика и мировоззрения человека. В семье формируется круг интересов и привязанностей человека, здесь он возрастает как личность, через призму семейного мировосприятия он постигает мир. Поэтому Православная Церковь, которая всегда призывала к укреплению института семьи и утверждению в обществе ценностей семейной жизни, не может не выразить своего возмущения повсеместным внедрением в учебных заведениях курса под завуалированным названием «Планирование семьи».

Внедрение этого курса осуществляется под лозунгом заботы о здоровье подрастающего поколения. Что касается его содержания, которое уже неоднократно рассматривалось с православных позиций в многочисленных статьях и публикациях, не может быть расценено иначе как идеологическая диверсия. Даже если в средних школах будет введен предмет «Основы православной культуры», сосуществование рядом с ним курса «Планирования семьи» будет насмешкой над духовными ценностями всех традиционных конфессий России.

В качестве конкретной меры по исправлению ситуации было бы целесообразным создать комиссию по ревизии содержания курса «Планирование семьи» с участием представителей Православной Церкви и других традиционных конфессий России. Необходимо безотлагательно пересмотреть программу данного курса, выявить его подлинные цели и задачи.

В демографическом развитии страны есть ещё один крайне неблагоприятный показатель — это рекордно высокое количество детей оставшихся без попечения родителей. Массовое сиротство, детская беспризорность и безнадзорность — признак крайнего неблагополучия страны. Дети, воспитывающиеся без должного попечения, пополняют ряды правонарушителей, среди них чрезвычайно высокий уровень самоубийств. Дети в массовом порядке вывозятся за границу для усыновления. Положение детей-сирот не может оставаться незамеченным. Мы считаем, что причиной столь высокого количества беспризорников и сирот является духовный кризис, падение престижа материнства и отцовства, распад семейно-брачных отношений. Решение проблемы сиротства состоит в оздоровлении нравственного климата семьи, воспитание молодежи в духе традиционных семейных ценностей, всемерная поддержка усыновителе! й.

Для примера, хочу обратить внимание на проблему реабилитации безнадзорных детей, детей сирот. Следует признать, что система государственного призрения сирот ещё весьма неэффективна. По данным Генеральной Прокуратуры 40% выпускников детских домов, оставаясь без поддержки взрослых, становятся алкоголиками, наркоманами, ещё до 40% становятся на преступный путь и лишь 10% социализируются. Назрела необходимость поддержки иных форм защиты детей — сирот и беспризорников. Такой опыт в нашей стране имеется. Я хотел бы ещё раз обратить внимание на необходимость законодательной поддержки семейного детского дома, церковных приютов, усыновления детей сирот.

Часто можно услышать о дефиците бюджетных средств. При этом подчас удивляет абсолютно нерациональная расточительность средств. Займёмся простым арифметическим подсчётом. В среднем на одного ребёнка в детском доме ежемесячно тратится до 12 тысяч рублей. Если мы передадим хотя бы половину этой суммы в семьи, которые способны воспитать полноценного гражданина нашей страны, будет сделан серьёзный шаг к постепенной ликвидации позорного для России процесса роста обездоленных детей.

Предлагаю обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой объявить общенациональной задачу ликвидации в стране детской беспризорности и сиротства и взять её выполнение под личный Президентский контроль

В заключение хотелось бы высказать участникам сегодняшнего форума пожелание избегать понимания стабильного демографического развития лишь как максимального повышения рождаемости и максимального снижения смертности. Задача нашего форума, организованного совместно Церковью, общественными объединениями и государством, — это попытка осознать, что стоит за сухими цифрами статистических отчетов, проникнуть в духовную сущность переживаемого нашим обществом кризиса.

В том, что в мирное время в России резко сокращается численность населения, нельзя не увидеть грозного предупреждения Божия нашему народу и призыва к его духовному пробуждению. Исторически всегда в России государство и Церковь совместными усилиями боролись против врагов, отражали набеги и нападения. Теперь это противостояние перешло в иное качество, поскольку наше общество столкнулось не с внешней — силовой, а с внутренней — идеологической и духовной — угрозой, значение которой многие государственные мужи и общественные деятели за долгие годы господства атеистического сознания привыкли недооценивать.

Сегодня как никогда актуально звучат слова апостола Павла: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11−12). Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно в процессе воспитания в семье и школе, а также на всех уровнях образования давать подрастающему поколению необходимые мировоззренческие ориентиры, воспитывать молодежь в системе традиционных ценностей, прививать людям духовный иммунитет. Эту задачу можно выполнить только при консолидации всех конструктивных сил общества.

Когда в первые века христианства в Римской империи и в ХХ веке в Советской России мученики тысячами гибли за Христа — было ли это залогом стабильного развития Церкви? Как выяснилось впоследствии — было. Поэтому не следует поддаваться панике, которую подчас могут посеять в душах людей действительно страшные цифры статистики. Нашему обществу необходимо осознать, во имя чего мы будем добиваться демографического роста? И если в качестве основных ориентиров общественного и государственного развития будут поставлены богозаповеданные цели — пускай даже осознаваемые не всеми членами общества — это будет серьезной причиной для положительных сдвигов в решении не только демографической, но и многих других проблем.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru