Русская линия
Газета.GZT.Ru Мария Ильина19.10.2004 

Маслом не испортишь
Тибетский фестиваль в Москве

Увлечение восточной культурой и философией считается нынче модным явлением — впрочем, многие уже давно считают буддизм единственно правильным образом жизни. В том числе в России — стране, в которой есть республики (Калмыкия, Бурятия и Тува), где официальной религией признан буддизм. Поэтому столичный фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия» происходит на подготовленной почве.

Первый день фестиваля начался в Галерее искусств Зураба Церетели с церемонии «Очищение пространства» и строительства большой песочной мандалы Гухьясамаджи, царя тантр. Церемония представляла собой низкое гортанное пение монахов тантрического монастыря Гьюдмед (приглашенных на фестиваль из Индии), которые таким образом испрашивают разрешение на возведение песочного дворца у невидимых хозяев земли. Во время ритуального пения одни зрители сидели на полу в медитативной позе недалеко от монахов, другие — на расставленных скамеечках, третьи стояли неподалеку. По прошествии нескольких часов после церемонии два монаха расположились на небольшом квадратном возвышении в середине зала. Каждый день на протяжении ближайших двух недель они должны строить песочную мандалу: сыпать из железных трубочек песок, окрашенный в разные цвета — красный, белый, желтый, зеленый, — четко следуя очерченному графическому рисунку, точные пропорции которого указаны в священных текстах. Считается, одного взгляда на мандалу достаточно, чтобы очиститься от болезней и негативных наклонностей. По завершении строительства мандала будет разрушена. Это определенный ритуал, означающий непостоянство всего сущего, мимолетность бытия.

Ламы Гьюдмеда известны во всем мире как искусные мастера возведения масляных скульптур, редкого художественного промысла, не встречающегося за пределами Страны снегов. Двухметровые скульптуры из масла, впервые представленные на фестивале, — подношение в дар просветленным существам. Маслу придают изысканную форму, окрашивают в разные цвета и оттенки и создают изображения великих буддийских наставников, божеств и защитников учения; мандалы и сюжеты из священных текстов. Они напоминают конструктор: к деревянной основе в определенном порядке крепятся цветы, благоприятные символы буддизма, изображения божеств.

В зале, где монахи создают мандалу, скромно неподалеку сидит лама и лепит масляные скульптуры. Вокруг него то и дело собирается группа людей. Они разговаривают с ним, задают вопросы, интересуются и часто недоумевают: как это масляные скульптуры не тают при комнатной температуре? В том же зале можно ознакомиться с фотовыставками «Монахи» Алексея Заморкина и «Жизнь монастыря Гьюдмед» Игоря Янчеглова.

Субботний день завершил ритуал лазурного Будды Медицины в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Ритуал состоял из трех основных частей. Первая — обращение за прибежищем к трем драгоценностям буддизма. Вторая — призыв к божествам-защитникам для того, чтобы заручиться их поддержкой в дальнейшем продвижении по духовному пути, — сопровождалась музыкальными инструментами: большим барабаном, тибетскими длинными трубами, медными цимбалами и колокольчиками. Третья часть называлась «Посвящение заслугам». Лобсанг Церинг, доктор тантры и администратор монастыря Гьюдмед, перед последней частью сказал: «Когда мы будем петь, вы можете подумать о благополучии, о мире во всем мире, о том, чтобы в Тибете дожди пошли в срок». Потом немного подумал и добавил: «В вашем случае, наверное, нужно подумать о том, чтобы снег выпал вовремя».

В Галерее искусств есть зал, посвященный тибетским кочевникам, в котором можно полюбоваться фотографиями из их жизни и послушать душевные песнопения в исполнении Джамьянга и Янгчен. Здесь же молодой монах Тхубтен Цёнтру, мастер тханкописи, день за днем пишет тханки — изображения Будды и других божеств на специально обработанном холсте. Оказывается, что на создание тханки нужно потратить не меньше полутора месяцев. В следующем зале можно увидеть выставку масок танцующих лам из Тибета из обширной коллекции непальского монастыря Копан и экспозицию Института тибетской медицины и астрологии.

Фестиваль продолжится до самого конца октября, а на закрытие приедет дорогой гость отнюдь не из Тибета: это один из самых известных в мире приверженцев буддизма, голливудский актер Ричард Гир. Он представит в Москве выставку своих фоторабот.

18.10.2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика