Русская линия | Григорий Миронов | 19.04.2010 |
Хорватские русины — одно из многих национальных меньшинств, которое официально признано государством. Представители этого этноса живут в основном в северо-восточном регионе исторического региона Западный Срем, на границе с автономной областью Воеводина (республика Сербия). Согласно данным последней хорватской переписи населения 2001 года, сейчас в Хорватии насчитывается только 2.337 русин. Это значительно меньше, чем было прежде. Так, в 70-х годах в Хорватии насчитывалось 4 тысячи русинов, а в 80-х — 3,5 тысяч.
Сам регион Срем разделен на западную и восточную части. Географически он находится на северо-востоке Хорватии и северо-западе Сербии в автономной части сербского государства — Воеводине, в междуречье Дуная и Саввы. Это плодородный участок панонской низменности, область больших рек, важных дорог и известных древних городов. Разные народы в разное время жили на этой территории, но все всегда сохраняли название этой местности по древнему римскому городу СРИМИУМУ, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что древнеримский историк Аммиан Марцеллин, назвал его «преславной матерью городов». Сейчас этот древний римский город, называется Сремска Митровица — административный центр Сремcкого округа в Сербии и центр самого исторического региона Срем. В Хорватии крупными городами Западного Срема являются Вуковар, Оток и др.
Стоит отметить, что русины на территории Балканского полуострова живут уже четверть тысячелетия. Началом массового и организованного переселения считается 1745 год. А 17 января 1751 года традиционно отмечается как праздничная дата — именно в этот день Франц Йозеф де Редл, советник царицы Марии Терезии, подписал Указ о переселении 200 русинских греко-католических семей в тогда совсем пустынную местность под названием Керестур, который потом переименовали в Руски Керестур. Этот день был принят в качестве даты официального разрешения для русинов на проживание на этой территории. Хотя следует отметить, что еще в 20 годы XVIII века там существовало небольшое количество русинских семей, которые самостоятельно переселялись в пределы современной автономной области Воеводины (Сербия) и северо-восточной Хорватии.
Панонские (или сремско-бачванские) русины в Хорватии ведут свое происхождение от переселенцев из Карпатского региона — географически-исторических областей Шариш, Земпелин и Бордош, что в современной Словакии и Венгрии, которые сначала начали переселяться в Бачку (историческая область Воеводины, север современной Сербии).
Переселение русин в сремские села Шид, Беркасово и др. произошло в середине 18 века и особенно интенсивно в начале 19-го. Сначала это были русины «первой волны» русинской эмиграции на Балканы, которые переселились в Бачку (область Сербии, Воеводина) в середине 1745 году. Они в поисках лучших условий жизни перешли через Дунай и заселили сремские территории. Русины же «второй волны» эмиграции переселяются в Срем несколько позднее, в период между 2 половиной 19 и началом XX века из карпатского региона.
Потом, постепенно, в том числе и из-за высокой рождаемости и потребности в новых землях, русины из Руского Керестура и других местностей, где они уже проживали в Воеводине, начинали селиться на территорию современной Хорватии.
Хорватские русины первоначально поселяются в селе Петровцы в 1831 году, а немного позже в 1840 году в селе Миклушевцы, которые и сейчас являются центрами русинской жизни и культуры в Хорватии. Кроме того, русины селились и в некоторых городах по всей хорватской территории, особенно многочисленно русинское население в Вуковаре (Западный Срем), Осиеке и даже в столице страны — Загребе, которых по переписи населения 2001 года в этом городе насчитывается 123 человека.
Переселенцы в Хорватии успешно начали культурную и хозяйственную жизнь на новом месте, благодаря и принадлежности к греко-католической церкви, которая всегда объединяла русин и была для них центром образования, культуры и развития языка. С помощью церкви и русинской интеллигенции русины в Хорватии создали хорошо организованную и сплоченную диаспору, которая даже более чем за 250 лет отрыва от родной земли не ассимилировалась.
Живут в Хорватии и украинцы, которые тут появились значительно позже русинского населения — только в начале 20 века. Переселялись они из Галиции и других областей современной Западной Украины и Польши, которые тогда находились в составе Австро-Венгрии. Украинские переселенцы населяли северо-восточную Хорватию и Северную Боснию по экономическим соображениям, так как в новых районах им была обещана бесплатная или очень дешевая земля для сельскохозяйственной обработки. Украинцы в Хорватии поселяются в села Канижи, Шумечи и некоторые другие, где и сегодня их потомки составляют значительную часть населения. Переселение украинцев в Хорватию продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны.
Украинцы в Хорватии — также одна из 22 признанных национальных меньшинств в республике. По данным последней переписи населения, в хорватском государстве живут 1977 украинцев. В эту цифру входят и украинки, которые совсем недавно, после развала Советского союза, вышли замуж за хорватов и переселились на постоянное место жительство на историческую родину своих мужей.
До 1931 году украинцы, как и русины, в служебных хорватских документах были записаны как русские, а до 1971 украинцы в переписях записывались как русины (!).
Конечно, на этих землях историческая судьба тесно связала русинов и украинцев, близких по культуре, языку и вере. Поэтому из-за родства этих двух народов и малочисленности в Хорватии, у них существуют совместные организации, но понимание того, что русины отличаются от украинцев, существует у обеих этнических групп.
Сейчас у русин и украинцев в Хорватии насчитывается 13 культурных институтов. Проводятся разнообразные манифестации и праздники, такие как «Петровацкий звон» в селе Петровац и «Меклушевское лето» в селе Меклушевцы и другие. В городе Вуковар, который находится также на северо-востоке Хорватии (Западный Срем), выходит радиопередача на русинском языке, которая называется «Волны с Дуная», издаются журналы «Мысли с Дуная», «Новая мысль», проводятся спортивные мероприятия, например «Рутениада», которая проводит состязания по различным видам спорта.
Одно из самых крупных объединений русинского населения Союз русин и украинцев республики Хорватия — культурно-просветительская организация, которая ставит перед собою цель сохранение традиций русин и украинцев в Хорватии. В 1968 году его создали три культурно-просветительских общества в городе Вуковар. Задачи этого объединения — сохранение и развитие культурной и этнической идентичности этих народов, противодействие ассимиляции, содействие интеграции и развитию добрых взаимоотношений между этими национальными меньшинствами и Хорватией. Больших результатов Союз добился в просветительской деятельности, так, удалось открыть русинские и украинские отделения в хорватских общеобразовательных школах — там русины и украинцы могут изучать и развивать свои родные языки.
Союз проводит многочисленные культурные фестивали, как в Хорватии, так и за ее пределами, активно сотрудничает с другими русинскими и украинскими организациями во всем мире. Союз русин и украинцев республики Хорватии активно сотрудничает с украинскими государственными институтами. В частности, с посольством Украины в Хорватии. Украина через разнообразные русинско-украинские организации в хорватском государстве пытается вести политику ассимиляции и украинизации русинского населения в украинской этнической среде, считая русинов только «частью украинского народа».
Стоит отметить, что русины, которые входят в Союз русин и украинцев рассматривают Украину за свою родную землю и этим различаются с русинами, которые считают себя отдельным народом, но даже эти русины требуют от украинских властей признание своих культурных и языковых особенностей.
Действительно, различия русин Воеводины и украинцев проявляются во многом, например, в разговорном языке. Классификация бачванско-русинского языка остается предметом споров. Большинство филологов считают, что это переходный говор со значительными восточнословацкими воздействиями и относят его к восточнославянским языкам. По другой точке зрения, в отличие от диалектов Закарпатья, которые считаются восточнославянскими, бачванско-русинский язык по своему составу близок к словацкому языку и является его диалектом, поэтому принадлежит к западнославянским языкам. Некоторые ученые считают язык русин Хорватии и Воеводины особым микроязыком.
Чтобы понять друг друга, представителям русин и украинцев нужен переводчик. Непохожесть между русинами и украинцами существует в обычаях, способу жизни, фольклору, одежды, строительстве домов, и многом другом. У украинцев и русин гораздо больше различий чем, к примеру, серба и хорвата или чеха и словака, но представителям этих народов и в голову не придет идея оспаривания национальной идентичности.
Процессы же украинского национального возрождения и становление идеологии «украинства» не затронули самоидентификацию русинов. Отсутствие значительных связей с одноплеменниками в карпатском регионе, территориальная дистанция в процессе формирования хорватских (сремско-бачванских) русин усиливали чувство культурной и этнической особенности и непохожести в отношении украинцев.
Русины, которые считают себя отдельным народом, сегодня не имеют собственного государства и поэтому вынуждены непрестанно бороться за свою национальную идентичность и признание своей уникальности. Так, была попытка занести в Конституцию Хорватии формулировку о «русинах-украинцах», но русины добились того, чтобы их не связывали с украинским национальным меньшинством.
Уже в 1990 году в хорватской Конституции русины были признаны одним из автохтонных национальных меньшинств. С 1992 году русины имеют своего представителя в парламенте Хорватии, а с 2002 года был принят Конституционный закон о правах национальных меньшинств, по которому русины имеют право на собственное национальное собрание.
Кроме того, в последние годы совет по национальным меньшинствам Хорватии принял ряд предложений русинскому меньшинству об их символах. Так, официальным гербом хорватских русинов был определен национальный русинский герб, у которого с левой стороны семь сменяющих друг друга голубых и золотых полос, а с правой стороны — медведь. Так как герб национальных меньшинств в Хорватии должен содержать и какие-нибудь хорватские символы, над щитом были добавлены пять квадратов, белого и красного цвета. Геральдический знак в виде стилизованной шахматной доски служит символом Хорватского государства, он присутствовал на гербе страны на протяжении всей истории, включая период Социалистической республики Хорватии в составе Югославии.
Флагом русин стал хорватский триколор с гербом русинского меньшинства посередине, а гимном русин в Хорватии стала песня «Братья русины». Установлен и день национального меньшинства русинов в Хорватии — 25 мая.
Помимо проблемы самоопределения русин как отдельного народа или как части украинского, есть и еще несколько, не менее важных проблем, таких как проблема русинской ассимиляции в хорватском большинстве и сокращения русинского населения. Статистические данные в Хорватии показывают, что из-за миграционных процессов, ассимиляции, смешанных браков и очень сильной интеграции русин в хорватское общество, существенно и катастрофически снижается население русинской национальности.
В заключении отметим, что русины в Хорватии наделены полным набором прав в демократическом и цивилизованном государстве, о котором такое малочисленное национальное меньшинство может только мечтать. Русины признаны в Хорватии автохтонным национальным меньшинством, которое имеет свою культуру и язык. Хорватское государство сделало все, чтобы русины могли развивать свои традиции, в селах, где проживают русины, устраиваются различные культурные и спортивные мероприятии, на радиостанциях звучат передачи на русинском языке, печатные издания повествуют о жизни русинской общины. Помимо этого, Хорватия не только признала русин отдельным от украинцев народом и не приняла формулировку «русины-украинцы» в своей Конституции, но и дала возможность русинам иметь свою официальную национальную символику в хорватском государстве — герб, флаг, гимн и даже день русинского национального меньшинства. Конечно, ассимиляция больно бьет по численности русинского населения страны, но очень бы хотелось надеяться, что русины сохранят свою идентичность в хорватском этническом большинстве.
Григорий Миронов, сотрудник Клуба русинистики Центра украинистики ЮФУ.
http://rusk.ru/st.php?idar=41350
|