Общество В начале сентября министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что в обязательной школьной программе появится новый предмет — история религии, который будет освещать историю основных российских конфессий, причем не с религиозной, а с культурологической точки зрения. Преподавать его станут светские педагоги. Тогда как курс «Основы православной культуры», изучаемый сегодня в ряде регионов, так и останется факультативом. В течение двух лет законодатели спорили о необходимости получения школьниками знаний о религии. В 2003 году Министерство образования включило в региональный образовательный компонент (то есть в список предметов, преподаваемый по желанию субъектов Федерации) факультативный курс «Основы православной культуры». Тогда как вопрос о появлении обязательного предмета, где бы рассказывалось об истории всех конфессий, так и оставался открытым. Теперь в нем наконец-то поставлена точка. По словам Андрея Фурсенко, «в стране не должно быть людей, не имеющих представления об основных религиях своей Родины». Поэтому в школах надо вводить такой курс и не факультативно, а как основной предмет, дающий базовые знания. А в связи с тем, что наша страна многоконфессиональная, школьники будут изучать историю основных религиозных учений, которые исповедуются народами России. Но, отметил Андрей Фурсенко, православию отведут значительную часть курса, «поскольку оно оказало огромную роль на формирование России». Сейчас по заказу Министерства образования и науки в Институте всеобщей истории РАН идет работа над учебником по истории религии, который, возможно, будет готов уже в 2005 году. Как рассказал директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, в пособии пойдет речь о трех ветвях христианства, а также о буддизме, иудаизме и исламе. Кроме того, сотрудники института хотели бы дать в учебнике общее представление и о других верованиях, в том числе и о язычестве. Конкретных сроков появления нового предмета в школьном расписании министр образования и науки не назвал, добавив, что сложности связаны не с отсутствием учебника, а с нехваткой квалифицированных педагогов. По мнению Александра Чубарьяна, вести новый предмет в школе должны учителя истории, однако «сейчас на истфаках в педагогических вузах дают минимальные знания по основам религии». Директор Института всеобщей истории убежден, что педагогическое образование необходимо модифицировать, а для школьных историков открыть специальные курсы переподготовки. А зав. кафедрой истории и теории религии Библейского богословского института Алексей Журавский считает, что учителей истории религии можно также готовить на теологических факультетах. Сейчас, по информации Министерства образования и науки, в стране уже есть 20 вузовских кафедр и факультетов теологии и несколько сотен кафедр истории религии. Заместитель мэра Москвы Михаил Мень заявил, что педагогические вузы, находящиеся в подчинении города, скоро предложат студентам специальность «Преподаватель истории религии», правда, пока с руководителями институтов никаких переговоров не велось. До 1990-х годов мало кто задумывался над тем, нужны ли детям религиозные знания. Сегодня уже это вопрос решенный: историю религии будут в обязательном порядке изучать все школьники. Правда, реализация этого решения, скорее всего, займет не один год. Новый предмет может появиться в расписании, как только учебник будет написан и, что немаловажно, одобрен в Министерстве образования и науки. Нет гарантий, что это случится уже в следующем году, тогда как настоящие знания по истории конфессий ученики смогут получить лишь, когда появятся хорошо подготовленные преподаватели. Согласно статье 14 Конституции, а также ст.ст. 4 и 5 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и ст. 4 Закона «Об образовании», Россия — светское государство, и в отечественных государственных и муниципальных учебных заведениях должен быть светский характер образования. Религиозное образование можно получать в частных учреждениях (например, в школе при церкви или мечети). Помимо того, по закону о свободе совести, есть возможность обучать детей основам религии и в государственной школе, но вне рамок образовательной программы (то есть факультативно), и только по желанию родителей. На основании статьи 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют преимущественное право воспитания детей перед другими лицами, в том числе и государственными учреждениями. То есть только вы вправе решать, нужны ли вашему ребенку религиозные знания и каким образом он их будет получать. МНЕНИЯ По мнению зав. кафедрой истории и теории религии Библейского богословского института Алексея ЖУРАВСКОГО, введение нового предмета приведет к усилению негативного отношения молодых людей к религии, поэтому знания об истории религии разумнее давать в рамках уже существующих учебных предметов — истории, литературы. Генеральный секретарь конференции католических епископов отец Игорь Ковалевский считает, что в воскресных школах трудно представить преподавание религии именно как части культуры. Это всегда катехизация, вовлечение в лоно церкви. Информация же о религии как о части культуры, по словам отца Игоря КОВАЛЕВСКОГО, необходима. Правда, добавил он, таким урокам найдется место в рамках курса всеобщей истории, и не обязательно делать отдельный школьный предмет со своей сеткой часов. 27.09.2004