Русская линия
Седмицa.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)04.10.2004 

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года

Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри — отцы настоящего Архиерейского Собора.

Вновь благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью путь со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года.

Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни.

И в то же время этот короткий период начавшихся тысячелетия и века поставил перед нами очень серьезные вопросы внутри- и межцерковного характера, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира, — те вопросы, на которые мы нашим соборным разумом должны дать ответы: наметить, а если можно, то конкретно определить пути разрешения этих непростых проблем.

Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2.19−20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на жизни во Христе.

Сразу следует признать, что здесь мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами.

Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, ХХI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

Однако не следует пугаться неизведанности, сидеть бездействуя, сложа руки. Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3.15): она хранит истину в полноте и поэтому может дать ответы на все вопросы.

Многие из процессов находятся только в начале своего развития, и мы должны приложить максимум усилий, чтобы их остановить или направить в нужное русло. У нас есть для этого силы и опыт, знание и вера. Свидетельством тому являются многочисленные отрадные события и явления церковной жизни, произошедшие даже в текущий период. Это и открытие множества новых храмов и монастырей; возвращение многих святынь Церкви, таких, как, например, чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери; это и прибытие мощей святых угодников Божиих на каноническую территорию нашей Церкви: святого апостола Андрея Первозванного, святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это, конечно, и торжества 950-летия Киево-Печерской Лавры, 100-летия со дня прославления и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

К истинной духовной жизни возвращены миллионы наших соотечественников, миллионы обрели истинный смысл бытия. Очень многие стали осознавать, что пути подлинного единения и сплоченности в обществе, то есть пути к истинным гарантиям свободного духовного и независимого социально-экономического самоопределения нашего Отечества и будущих поколений, лежат только через Православие.

Мы возлагаем надежды на диалог с Русской Зарубежной Церковью о восстановлении молитвенного общения, начало которому было положено первым официальным визитом в нашу Церковь ее Первоиерарха — митрополита Лавра.

В предстоящие дни перед нами — большой, напряженный и необходимый для всех нас труд, плоды которого ожидают многие и, прежде всего, весь народ Божий.

«С молитвою, со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, сохраняя единство духа в союзе мира» (Еф. 4.2−3), начнем соборное обсуждение поставленных вопросов. Да поможет нам Всемилостивый Господь, да будем «солью земли» и «светом мира», да светит свет наш перед людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф. 5.13−16).

Этим вступительным словом разрешите объявить Архиерейский Собор 2004 года открытым.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика