Российские вести | А. Улунян | 30.09.2004 |
Начавшийся в Македонии парламентский кризис, инициированный 20 депутатами из представленных в законодательном органе страны партий — Македонской Революционной организации (ВМРО-ДПМНЕ), Либеральной партии и албанской Демократической партии — может иметь для страны серьезные последствия. Дело в том, что требование 20 депутатов о проведении голосования по поводу доверия правящей коалиции Социал-демократического союза Македонии, нарушает сложившуюся систему «сдержек и противовесов» в политической жизни страны.
В определенной степени предпринятый в парламенте шаг является отражением персональной борьбы между бывшим премьер-министром Любчо Георгиевским и бывшим министром финансов Николаем Груевским, который стал вместо первого председателем ВМРО-ДПМНЕ. В результате ее раскола была образована партия сторонников Георгиевского под названием ВМРО-Народная. Груевский выступил против предоставления вотума доверия правительству после того, как узнал, что его коллега, а ныне противник Георгиевски планирует выступить с подобной инициативой после проведения референдума. Как местные, так и зарубежные наблюдатели склоняются к мысли, что ВМРО-ДПМНЕ стремится вернуться к власти после поражения на выборах два года назад. Однако без албанских партнеров она не в состоянии сделать этого.
Лидер ДПА Арбен Джафери заявил в одном из интервью болгарским СМИ, что в случае удачи оппозиции и провала правительственного плана проведения референдума речь может идти уже не только о досрочном проведении парламентских выборов, а более того — о новых переговорах между властями и албанскими политическими силами страны по вопросу ревизии Охридских мирных соглашений 2001 года, в соответствии с которыми в Македонии прекратилось вооруженное противостояние между албанскими и славянскими жителями страны. Последствия подобного развития событий очевидны для любого. Но что является наиболее интересным, так это интерпретация слов Джафери рядом комментаторов. Они склоняются к мысли о том, что лидер ДПА предпочитает сотрудничать с Л. Георгиевским, нежели с Н. Груевским, стремящимся сделать из ВМРО-ДПМНЕ так называемую умеренную консервативную партию европейского образца.
Таким образом, вопрос о создании новой албанской партии, которая могла бы соответствовать европейской партийной модели и не является этническим объединением, превращается в один из элементов стабильности в Македонии. Мир в этой стране, достигнутый после проведения ряда политических реформ, во многом базируется на складывающейся системе взаимоотношений между албанской и славянской частями населения этой территории, которая хотела бы стать частью Евроатлантического сообщества. Международная общественность, прежде всего представители европейцев, весьма внимательно отслеживает происходящее в этом регионе, а власти Македонии, в свою очередь, внимательно прислушиваются к рекомендациям своих европейских политических спонсоров. Местные политические силы также хотели бы не допустить возобновления межэтнического конфликта, который уже однажды чуть не разрушил страну и не лишил ее возможности продвижения в Европу.
Сейчас международные организации, работающие в Македонии, все больше склоняются к мысли о необходимости изменений в партийно-политической системе страны. Во многом именно под их влиянием, направленным на достижение межэтнического мира, здесь начинает создаваться новая политическая партия албанцев. Дело в том, что существующие ныне Демократическая партия албанцев (ДПА) и Демократический союз за интеграцию (ДУИ) рассматриваются ныне как потенциальный источник политической дестабилизации.
По просочившейся на страницы македонской печати информации европейцы недовольны деятельностью ДУИ и хотели бы минимизировать влияние другой албанской партии — ДПА. Попытки реформировать последнюю с тем, чтобы из нее вышли руководители партии Арбен Джафери и заместитель председателя Мендух Тачи. Однако позже они отказались от этой затеи в связи с невозможностью повлиять на руководство партии и многих ее влиятельных членов. В свою очередь ДУИ также вызвала негативную реакцию европейцев из-за постоянного муссирования исключительно национальных проблем и пренебрежения общеполитическими и социальными вопросами.
Нынешняя правительственная коалиция в стране состоит из Социал-демократического союза Македонии, ДУИ и Либерально-демократической партии. Таким образом, изменения в партийной системе в состоянии затронуть всю партийно-политическую структуру государства. Ставка европейцев делается на усиление политических позиций ушедшей пока со сцены Партии демократического процветания — одной из первых албанских партий Македонии. Ее руководитель Абдулменаф Беджети находится в довольно натянутых отношениях с руководством двух других, имеющих большее, чем его собственная партия организаций — ДПА и ДУИ.
Европейским спонсорам мирного процесса в Македонии хотелось бы видеть во главе новой политической партии не этнически ориентированных лидеров, а конвенциональных политиков европейского толка. Это особенно важно накануне проведения референдума по вопросу децентрализации и местного самоуправления, результаты которого имеют большое значение для интеграции страны в европейские структуры, так как именно по ним будут судить европейцы о реальных изменениях в Македонии.
Не менее внимательно на происходящее смотрят и из соседних стран Балканского полуострова. В этом контексте симптоматична позиция Болгарии — государства, с которой нынешняя Республика имеет самые тесные исторические, культурные, этнические и духовные связи. Соседка заинтересована в стабильной Македонии. Именно поэтому на состоявшейся в Нью-Йорке встрече министра иностранных дел Македонии Илинки Митревой и главы болгарского внешнеполитического ведомства Соломона Паси последний однозначно заявил о поддержке Софией евроатлантического курса Скопье. Более того, Паси сказал своей собеседнице: «Правительство Македонии может определенно рассчитывать на болгарскую экспертную помощь и полную поддержку в деле быстрого присоединения страны к ЕС и НАТО».
Несомненно, перемены к лучшему в политическом раскладе сил — главный залог стабильности в регионе. От того, как скоро будет решена внутриполитическая проблема Македонии, зависит и ее внешнеполитические позиции, а также возможное присоединение к Европе. Станет ли новое решение «македонского вопроса» фундаментом стабильности или вновь породит острую европейскую
29 сентября — 5 октября 2004