Солдаты России | Александр Владимиров | 15.04.2010 |
Проблемы, поднятые в письме, нам показались настолько важными, что мы решили опубликовать его.
Запрет на парад
В течение 2009 года в Министерстве обороны России были приняты решения, последовательно свертывающие суворовскую военную школу, меняющие ее этику, предназначение и профессиональную направленность. Авторы этих решений неизвестны, все они принимались кулуарно и до командования училищ доводились непосредственно по мере выработки, начиная с апреля 2009 года.
В этом плане реальное положение в системе учреждения кадетского образования Минобороны характеризуется следующими решениями Минобороны и тенденциями их жизнедеятельности:
1 Запрещено участие суворовцев, нахимовцев и кадет в Параде Победы 9 мая.
64-летняя традиция московских и других училищ оказывается нарушенной. Участие суворовцев в юбилейном, 65-м Параде Победы 9 мая 2010 года находится под угрозой, так как их участие в Параде не планируется, строевая подготовка как предмет военной подготовки в училищах не ведется.
Этот факт вызовет справедливое возмущение ветеранов Великой Отечественной войны, участников Парада Победы и российской общественности.
2Поступление выпускников суворовских военных училищ в профильные военные учреждения высшей школы Минобороны с мая сего года осуществляется на общих основаниях с выпускниками гражданских школ.
В результате этого в прошлом году сотни выпускников-суворовцев были не приняты даже в те военные институты, в которые они традиционно поступали по разнарядке Минобороны и по распределению.
Сотни семей военнослужащих стали в одночасье несчастными, так как их сыновья, выпускники-суворовцы, вообще никуда не поступили, ведь никто из них не был даже ориентирован на такое развитие событий, а документы для их поступления уже были направлены в выбранные ими военные институты и училища.
Сотни суворовцев, проучившихся по 3 года в суворовских военных училищах, достойно окончившие их, получившие профильную военную подготовку и годами готовившие себя к службе в составе офицерского корпуса России, не станут офицерами только потому, что результаты их ЕГЭ оказались чуть слабее, чем у школьников, которым было все равно, куда поступать. Многие десятки потомственных офицерских родов оказались прерваны.
3 Прием в учреждения кадетского образования в 2009 году осуществлялся уже по новым правилам, что привело к множеству человеческих трагедий и массовым судебным разбирательствам.
Прием абитуриентов производился кустовыми приемными комиссиями. Вступительные экзамены (по русскому языку и математике) не проводились и были заменены собеседованиями и профотбором. Проверка здоровья абитуриентов независимыми медицинскими комиссиями не производилась и была заменена изучением школьных медицинских карт и справок из детских поликлиник.
А уже после проведения всех вступительных испытаний и объявления предварительных результатов были получены устные указания Минобороны о сокращении набора в учреждения кадетского образования за счет приема только и исключительно детей военнослужащих и сирот.
Все это привело к тому, что несколько сот
«невоенных» детей были отчислены без объявления причин.Проверка поступивших детей, проведенная непосредственно в учреждениях кадетского образования, выявила ужасающие результаты проведенного набора по новым правилам: из всех принятых детей здоровыми оказалось не более 30%;
значительная часть детей 5−6-х классов требует восстановления навыков элементарной грамотности.
Приказ Министра обороны N 996 о зачислении в учреждения кадетского образования вызвал общественный скандал и массовые обращения родителей непоступивших детей к органам государственной власти, Президенту России и в суды.
Этот скандал разрастается и обретает поддержку СМИ, общественных объединений гражданского общества и депутатского корпуса России, а приказ Минобороны N 996 был опротестован Военной прокуратурой Российской Федерации.
Тем не менее никакой реакции Минобороны на все это не последовало.
4 Из учебных планов и программ суворовских военных училищ изъяты все предметы военной подготовки.
Ясно, что суворовские военные училища без изучения предметов военной подготовки просто бессмысленны. В этом качестве они будут учреждениями другого образования и другой направленности.
5 Радикально изменяется уклад жизни в суворовских военных училищах.
До минимума сокращены физическая зарядка и движение строем. Число обязательных осмотров, построений, прогулок и проверок также сокращено.
Практически ликвидированы спортивные секции единоборств и спортивных игр, так как их некому вести.
Планируется свободный выход из училища в город после учебных занятий, в том числе и в гражданской форме одежды.
Уничтожена система внутренней службы, необходимая для выработки навыков службы в армии, все внутренние работы и наряды сегодня ведутся специально нанимаемыми гражданскими структурами.
В училищах сокращены взводы обслуживания. Теперь службу на КПП и охрану училищ осуществляют нанятые охранные структуры.
Отрабатывается вопрос о ликвидации деления суворовских военных училищ и кадетских корпусов на суворовские роты и взводы и введение штатных структур неармейского образца.
Общая дисциплина в суворовских военных училищах, прежде основанная на строгом выполнении Воинских Уставов и Распорядка дня, теряет свои основы и расшатывается.
Ведутся разговоры о введении
«самоуправления учеников по примеру колледжей».6
Новые штаты учреждений кадетского образования Минобороны до сих пор не утверждены.Проекты штатов предусматривают, что командные и воспитательные должности в суворовских военных училищах будут замещаться не офицерами действительной военной службы, как сейчас, а гражданскими лицами (возможно, офицерами, состоящими в запасе, в то время как служба в запасе в Вооруженных Силах России не предусматривается), имеющими педагогическое образование.
Этот значит, что в системе учреждений кадетского образования Минобороны не будет профессионального военного командного и воспитательного состава.
7 Идет постоянная моральная обработка личного состава училищ и приучение его к мысли о том, что суворовские военные училища будут перепрофилированы в интернаты и переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Общие настроения среди офицеров, преподавателей и воспитанников суворовских военных училищ могут быть определены как тревожные, пессимистические и даже панические, так как никто не понимает происходящего и не видит собственных перспектив ни в службе, ни в учебе.
Офицерский состав, как правило, не имеет квартир и в гражданской жизни себя не видит.
Суворовцы, особенно старшие курсы, не хотят жить и учиться в гражданских интернатах, и в случае перевода суворовских военных училищ в форму гражданских интернатов они готовы уходить из училищ в массовом порядке целыми курсами.
8 Все эти
«новации» планируется закрепить в новом Положении о суворовских училищах и кадетских корпусах Минобороны, в которое разработчики уже не закладывают идею «служения Отечеству» и «подготовку к службе в Вооруженных Силах России».Вместо этого в Положение закладывается идея
«социального пакета», то есть фактически концепция «военных детских домов», что в корне меняет саму суть и изначальный замысел предназначения национальной суворовской военной школы.На наш суворовский взгляд, это может стать стратегической ошибкой.
Прощай, суворовцы!
Во главе формирования всех этих инициатив находится новый начальник управления военного образования Минобороны Тамара Фральцова, которая получила полную поддержку советника Министра обороны Екатерины Приезжевой и лично Министра обороны Анатолия Сердюкова.
Мы встречались с Фральцовой, представляли ей документы, например
«Основы Концепции и государственного стандарта кадетского образования», предлагали Министерству обороны прямую дружескую помощь суворовцев-ветеранов в правильном выстраивании реформы кадетского образования. Но все наши попытки внести ясность и профессиональный государственный подход в решение вопроса остались без ответа и успеха не имели.В развитии кадетского образования в России образовалась новая тенденция, которая нам представляется странной. Так, решением Президента России Д. Медведева в каждом федеральном округе будут образованы Президентские кадетские корпуса, что является вполне оправданным и нужным решением.
Но при этом организация этих корпусов поручается Министру обороны Сердюкову, чьи взгляды и подходы к этому вопросу изложены выше.
Остается нерешаемым вопрос правовых основ кадетского образования в России как такового. Сегодня ни в одном законе Российской Федерации нет таких понятий, как
«кадетский корпус» (есть только школа-интернат) и «кадетское образование», не сформулированы предназначение и решаемые ими задачи, не разрабатывается государственный стандарт кадетского образования и так далее.Минобрнауки в лице заместителя министра Исаака Калины саботирует создание рабочей группы по кадетскому образованию и пытается переложить эту работу на рабочую комиссию по казачеству, что, в лучшем случае, является очевидным недоразумением. Однако на это дело Минобрнауки уже выделило 10 миллионов рублей.
Одновременно решением Председателя Правительства России В. Путина создаются три новых суворовских военных училища МВД, которые, естественно, предназначаются для подготовки воспитанников для их будущей службы в рядах правоохранительных органов. Получается, что МВД, Минюст, Следственный комитет Генпрокуратуры, МИД, ФСБ, МЧС России и другие федеральные министерства формируют свои ведомственные кадетские корпуса с целью профессиональной подготовки своего начальствующего состава. А вот Министерство обороны фактически не заинтересовано в развитии суворовских военных училищ как основы профессиональной подготовки офицерского корпуса Вооруженных Сил и занимается их целеустремленным уничтожением как учреждений начального профессионального военного образования.
Сегодня проводится планомерное и целенаправленное изменение философии суворовской военной школы, теряется суть ее предназначения, меняются ее приоритеты и фактически ведется ее тихое и быстрое уничтожение.
Мы опасаемся, что суворовские училища уже попали в
«список непрофильных активов» и подлежат ликвидации в ходе «реформирования».Именно поэтому сегодня у суворовцев отнимается военный Парад, изымается военная составляющая их образования и воспитания.
Таким образом, под предлогом либерализации, доступности кадетского образования и его социальной значимости уничтожается его предназначение, его моральная основа, принципы и исторические традиции кадет, этика их служения Отечеству с детства.
Кадеты, с их 300-летними традициями, как олицетворение и символ чести, как верные слуги Отечеству с детства, как основа служилого слоя России, оказались никому не нужны.
Мы надеемся, что все попытки лишить Армию верных и преданных им офицеров-профессионалов с суворовской школой воспитания и корпоративной патриотической военной этикой будут адекватно оценены Советом Безопасности России и пресечены Верховным Главнокомандующим.
Бог — в правде
Общественные объединения ветерановсуворовцев активно, неоднократно и пока безуспешно пытаются обратить внимание Министерства обороны и высших органов государственной власти к этой проблеме.
Нами направлялись письма во все высшие органы государственной власти, проводились митинги, в СМИ публиковались материалы, обращения и открытые письма.
Второй Общекадетский съезд России, прошедший в СанктПетербурге в сентябре 2009 года, принял специальное обращение
«О недопустимости разрушения национальной суворовской военной школы». В этих документах мы предлагали: • приостановить инициативную деятельность начальника управления военного образования Т. А. Фральцовой в области реформирования системы кадетского образования Минобороны;• до окончательной разработки новой концепции кадетского образования, подготовки и согласования всех необходимых руководящих документов руководствоваться старым комплектом положений, штатов и программ СВУ и КК;
• произвести дополнительный набор в учреждения кадетского образования и принять всех поступивших и потом отчисленных из них детей, юридически оформить это дополнением к приказу Минобороны N 996;
• изменить практику поступления в учреждения кадетского образования по собеседованию и изучению документов и вернуться к сдаче вступительных экзаменов и обязательному прохождению абитуриентами военно-врачебных комиссий, для чего разработать систему необходимых критериев;
• вернуть в программы обучения СВУ предметы военной подготовки;
• штатные должности в суворовских военных училищах и кадетских корпусах Минобороны, занимаемые сегодня офицерами действительной военной службы, гражданскими лицами не замещать;
• вернуться к практике обязательного распределения выпускников СВУ и КК Минобороны в профильные высшие военные образовательные учреждения;
• вернуть суворовцам почетное право участия в военных Парадах, посвященных Победе Советского народа в Великой Отечественной войне.
Однако неоднократные попытки общественных объединений ветеранов-суворовцев и родительской общественности России привлечь внимание высших органов государственной власти к этой проблеме успеха не имели.
Мы будем продолжать нашу работу, нам некого стесняться и нам невозможно молчать, так как в опасности все то, что дала нам Родина.
Мы уверены в успехе, так как твердо знаем:
«Не в силе Бог, а в правде!».
Автор — Председатель Московского суворовско-нахимовского содружества, выпускник Московского СВУ 1963 года, генерал-майор Александр ВЛАДИМИРОВ.