Труд | Владимир Добреньков | 28.09.2004 |
На этом фоне распадается сама социальная ткань общества. В последние 12 лет Россия вследствие естественной убыли населения теряла ежегодно до 800 тысяч человек. Прогнозы ученых Московского университета показывают, что к середине XXI века население страны, если не изменить ситуацию, может сократиться до 80, если не до 60 миллионов. Каждый четвертый мужчина имеет судимость. У нас несколько миллионов бомжей, от двух до четырех миллионов детей-беспризорников. Мы оказались у опасной черты, за которой стоит утрата нашего человеческого потенциала, вот чем грозит для нас поражение в войне с преступностью.
— Где же выход?
— У государства нет иной альтернативы, кроме решительного отпора террору и криминалу, и свои предложения для решения этой задачи сформулировал президент. Сделать нужно многое. Считаю, например, что угрозы, перед которыми стоит Россия, требуют восстановления смертной казни за особо тяжкие преступления против личности. Хватит следовать требованиям Совета Европы о проявлении гуманности к убийцам и террористам. Одновременно с этим необходима реализация социальных программ, цель которых — спасение человеческого потенциала. В основе преступности много национальных проблем — ситуация в экономике, безработица. После развала идет процесс восстановления, но на существенные изменения в экономике, согласно оценкам ученых, быстро рассчитывать не приходится.
Не менее важна духовная сфера. Люди теряют чувство сострадания, заурядными явлениями стали зависть, злоба, насилие, мошенничество. Труд, создающий реальные, а не виртуальные блага, обесценен, отсюда и многократно заниженный размер минимальной зарплаты. Убежден: без восстановления духовных устоев нашего общества, без воспитания любви к Родине невозможен выход из системного кризиса.
— То есть, по сути, вы ведете речь о необходимости возрождения патриотизма. Однако нередко люди по-разному воспринимают это понятие. Существуют ли некие консолидирующие общество ценности?
— Мы должны восстановить традиционную для России мораль. Думаю, единственный институт, способный противопоставить нравственные идеалы царящему во многих СМИ и шоу-бизнесе культу вседозволенности, — Церковь. Светские идеологии, будь то, условно говоря, марксистская или демократическая, разрушены, они на деле показали свою несостоятельность.
Нужна идеология, объединяющая людей во имя общенациональных целей. В ней должны быть отражены как реалии и вызовы современного общества, так и наши вековые нравственные устои. Воссоздать целостную концепцию развития страны, принять законодательной и исполнительной властью на ее основе социально-экономические программы — в этом я вижу главную задачу современной науки.
— Быть может, моральное оздоровление общества станет реальностью, после того как мы осознаем, от каких ложных ценностей, приведших страну к кризису, следует отказаться?
— По моему глубокому убеждению, много издержек в либеральной идеологии, которая довлела над экономикой и политической системой, во всех сферах общественной жизни. В основе всех реформ 90-х, начиная от ваучерной приватизации и финансовых пирамид и заканчивая региональным «парадом суверенитетов», была, надо признать, заложена определенная противоречивая система ценностей. Она строится на индивидуализме и конкуренции, на отрицании взаимопомощи и социальной ответственности, в том числе государства перед гражданами. России с ее духовными, моральными ценностями фактически навязали чуждую мораль. Дальновидные ученые видели ее разрушительную силу и предупреждали об этом задолго до трагедии.
Нам всем нужно учиться отстаивать свою позицию, активнее участвовать в общественной жизни, в том числе и через формирование механизмов контроля за деятельностью чиновников. Именно к этому, как я считаю, и призывает нас президент перед лицом террористической угрозы.
Кстати, от догм либеральной экономики отходит и сам Запад. Некоторые государства строго контролируют стратегические отрасли. А у нас для мобилизации части средств, получаемых крупным бизнесом от вывоза нефти, леса, металлов на нужды государства и общества, нет соответствующих законов. Ученые, специалисты, представители общественных организаций должны помочь здоровым политическим силам построить систему более справедливого распределения общественных благ. Пора нашим политикам прекратить оглядываться на Совет Европы, другие международные организации, дающие нам сомнительные советы. Надо использовать чужой полезный опыт, но следует жить своим умом.
— Однако те перемены, о которых вы говорите, — в будущем, а человек нередко живет сегодняшним днем. Он теряет надежду, ожесточается, зачастую не знает, где взять силы на завтрашний день…
— Учиться противостоять злу во всех его проявлениях должен каждый из нас, вне зависимости от взглядов, жизненного опыта, религии. Ни одна, самая ответственная власть не сможет вывести страну из кризиса, если в обществе будут господствовать эгоизм и агрессия. Мы должны наконец понять, что только помогая друг другу, объединившись, сможем хоть что-то изменить к лучшему в собственной жизни. Надо чаще задуматься: с чем я прихожу в этот мир, какой след оставлю после себя? И изживать в себе алчность, равнодушие, жестокость.
Мария Кротова