Московский комсомолец | Екатерина Беляева | 24.09.2004 |
С пятью учеными мы с трудом пробираемся к частному дому в Подмосковье. Чтобы попасть «на прием» к хозяевам, люди сутками стоят в очереди. Сюда изо всех уголков нашей страны верующие привозят свои иконы. Стоит их поставить рядом с хозяйскими и помолиться, как через некоторое время они начинают мироточить: по иконе ни с того ни с сего начинают течь маслянистые капли с нежным ароматом, словно изображение плачет. Ученые мужи — члены комиссии по описанию чудесных явлений — тоже привезли с собой бумажную иконку. Проводить «опыты» над святыми в церкви, конечно же, не разрешают, а дома — пожалуйста.
Члены комиссии отдают свою иконку хозяйке. Та стелет на стол чистую скатерть, кладет обычный лист бумаги, а сверху икону. Входит батюшка, не спеша окропляет все углы святой водой и чинно, в такт молитв, помахивает кадилом. Комната наполняется дымом и ароматом ладана. Я сгораю от нетерпения и не свожу глаз с иконы: вот-вот произойдет чудо. И вдруг хозяйка просит нас выйти из комнаты: мол, негоже посторонним присутствовать при схождении божественной благодати…
Комиссия по сбору материалов и научному описанию чудесных знамений появилась в 1999 году при отделе катехизации и образования Московской патриархии. На сегодня ею описано более 400 различных религиозных чудес. В комиссию входят священнослужители и ученые: физики — Сергей Сошинский, Александр Московский, палеонтолог — Александр Агаджинян, филолог — Татьяна Шутова. Председатель комиссии Павел Васильевич Флоренский — доктор геологии, внук богослова и философа начала прошлого века Павла Александровича Флоренского. В поле зрения ученых попадают лишь так называемые вещественные чудеса, т. е. те, которые можно увидеть и изучить: мироточение и обновление икон, отражение лика святого на стекле и тому подобные. Чудесами человеческого фактора — исцелениями, пророчествами, видениями — ученые не занимаются, потому что эти явления не поддаются научным экспериментам и опытам.
Часа через два мы возвращаемся в дом, где оставили свою икону. Она лежит на прежнем месте, и на первый взгляд ничего особенного с ней не произошло. Присматриваемся. На ликах святых выступили масляные капельки. Но с выводами ученые не спешат.
— Обратите внимание, что маслом покрылась не только икона, но и лист бумаги, причем лишь тот край, который выступал из-под образа. Часть же листа, лежавшая под иконой, осталась чистой, — говорит Павел Флоренский. — Кроме того, капельками покрылась и тетрадь, лежавшая рядом.
— И какой можно сделать вывод?
— Вещество появилось не изнутри, а сверху. Значит, это не источение, когда масло сочится из иконы, а маслопоявление. Можно, конечно, предположить, что вещество конденсировалось на поверхности образа. Но, как подсчитали наши физики, в таком случае, чтобы икона мироточила годы, высота столба насыщения маслом должна быть аж 10 километров — это выше Эвереста!
Павел Васильевич проводит пальцем по иконе, полагая, что, если процесс мироточения продолжается, то капельки появятся снова. Но икона остается сухой.
— А это что значит?
— В данном случае произошел процесс маслоосаждения. Если явление свято, то, по логике, посторонние предметы, лежавшие рядом, не должны были покрыться маслом. Но вряд ли это и набрызг, который имитирует мироточение. На иконе три мученика, а масло оказалось лишь на их ликах, контуре монастыря, но его нет на небе. Проведенные опыты показывают, что специально так не набрызгаешь. Так что… пока окончательных выводов сделать не можем…
Иконы источают не миро, а подсолнечное масло?
Ученые собирают выделившееся масло в пробирку… А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: «…по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу…»
— Мы брали на анализ масло с разных икон, — объясняет Павел Васильевич. — По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. Поэтому не имеет значения, аналогичны ли друг другу взятые с икон масла. А святые ли они? Нет химического критерия святости. Но к миру эти масла не имеют никакого отношения! Миро, действительно, варится на основе масла, но с добавлением определенных благовоний, состав которых строго определен. Готовит его лично патриарх на специальном богослужении. И лишь раз в несколько лет. Потом миро в пузыречках рассылается по епархиям. Человека помазывают им один раз в жизни — при крещении. Термин «мироточение» можно принять лишь как условность: процесс источения некоего маслянистого вещества из иконы. Но только не мира.
— Вам известен состав мира?
— Мы не можем раскладывать миро на составляющие, чтобы вывести его формулу. Нам не разрешают проводить опыты над признанными на Руси святыми иконами, потому что священники считают это кощунством. Впрочем, исследовать миро не имеет смысла. Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу — ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля — родина оливок.
Как проверить чудо?
До революции существовал строгий порядок проверки чудес. Первыми к «расследованию» приступали не церковники, а эксперты ближайшего полицейского участка. Они изучали икону, чтобы проверить, нет ли внутри нее хитрых механизмов, и составляли акт. Затем мироточащую икону осматривала комиссия местной епархии. Священники записывали свидетельства очевидцев и подавали рапорт митрополиту. Если они тоже считали, что видят чудо, то икону помещали под стекло и к ней приставляли охрану. О чуде объявляли официально только в том случае, если и тогда икона продолжала мироточить. Так было заведено еще со времен Петра I.
— Сегодня церковь растеряла многие традиции. В том числе и методы определения истинности чудес, — говорит Павел Флоренский. — Мы лишь описываем происходящее. И я не могу заставить батюшку или прихожанина, у которого дома мироточит икона, разрешить мне остаться там на несколько дней. Или, протерев икону тряпкой, смотреть, появятся ли капли снова.
— Вы хотите сказать, что мироточение икон — ловкий трюк?
— Надеюсь, что нет! Заметим, что признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили. Они будто не нуждаются в доказательствах своей чудодейственной силы. «Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах.
— К каким же научным выводам вы пришли?
— Мироточение иконы — пограничное явление. Масло образуется из ничего. Такое в жизни встречается только в случае ядерного превращения, так при взрыве ядерной бомбы вещество превращается в энергию. Теоретически энергия может обратно превращаться в вещество. Если это так, то процесс мироточения можно сравнить с работой атомной электростанции.
Протоиерей отец Василий: «При помощи физического зрения мы видим далеко не все…»
— Есть на Руси и признанные, особо почитаемые иконы. Например, Тихвинская, Неупиваемая чаша, Иверская и многие другие. И конечно же, мощи святых, которые нетленны на протяжении многих веков. Можно ли с точки зрения науки объяснить их чудотворную силу? — спрашиваю я Флоренского.
— Кандидат биологических наук Татьяна Решетникова утверждает, что проведенные ею исследования мест захоронения святых в Киево-Печерской лавре выявили мощное биологическое излучение, исходящее от мощей. Проводился такой опыт: элитные семена пшеницы облучались в лаборатории 13 тысячами рентген, а потом их прикладывали к святыням, как бы «облучали» божественной энергией. Результаты превзошли все ожидания: семена, побывавшие у икон и мощей, дали дружные всходы. А семена, которые не прикладывали к святыням, засохли, несмотря на хороший полив и удобренную почву. Как правило, чудесные исцеления у икон и мощей объясняют самовнушением. Но опыты с семенами доказывают, что психологический аспект тут ни при чем. А сколько исцеляется младенцев! Можно было бы считать все примеры обычным совпадением, но есть диссертации врачей, в которых описываются случаи исцеления безнадежных больных. С медицинской точки зрения они необъяснимы.
Так как члены комиссии не изучают чудеса знамений, исцелений и прочих подобных явлений, за разъяснением этих феноменов мы обратились к протоиерею отцу Василию — автору публикаций о святых иконах в Русской православной церкви.
— Отец Василий, как наука и церковное понимание чуда уживаются в сознании современного человека? Возьмем известную и почитаемую икону Тихвинской Божией Матери. По преданию, эта икона, одна из трех российских, была написана святым евангелистом Лукой. В 1838 году она исчезла из Константинополя, словно перенеслась по воздуху, и тогда же явилась верующим на реке Тихвинке…
— Многих смущают рассказы о стоянии чудотворной иконы в воздухе, о ее неожиданных явлениях в неожиданных местах (на дереве, над источником, над озером), о голосе, который от нее раздавался… - соглашается со мной отец Василий. — Но известно, что при помощи физического зрения мы видим далеко не все, что существует в действительности. Какие-то вещи и впрямь могут казаться нам странными, но это не повод их отрицать. Например, мы не видим радиацию, а только ее последствия, — но это же не значит, что такого явления не существует. Икона летает по воздуху — немыслимо. Но если предположить, что ее переносит какая-то сила, невидимая обычному глазу, — ничего удивительного. Сейчас даже именитые ученые признаются, что законами природы невозможно объяснить все существующие в жизни явления. Современному человеку кажется вполне нормальным верить в то, что барабашка, или домовой, поднимает на воздух мебель. А вот ангел, возносящий чудотворную икону на воздух во время пожара в деревенской церкви, — это уже, извините, выдумки темных деревенских бабок, да и по телевизору этого не показывали…
— Для вас как священника сам факт, что ученые пытаются объяснить чудо, не кощунство?
— Ученые пытаются подменить понятие чуда явлениями мира сего. Тем самым они отрицают факт существования чуда. Верующему человеку не свойственно подходить к иконе с любопытством. Мне как священнику кажется нелепостью проверять, откуда и сколько литров мира истекает из иконы…
Комиссией по описанию чудесных знамений собраны случаи обновления икон — это такие явления, когда потемневшее от времени изображение на иконе ни с того ни с сего становится ярким и отчетливым, словно новым.
Так, в 1992 году в Санкт-Петербурге в церкви Богоявления обновление иконы было засвидетельствовано не только очевидцами-прихожанами, но и сотрудниками Государственной инспекции охраны памятников. На стенах храма были непоправимо испорчены фрески: в советское время их замазали масляной краской, а стоявший в церкви мыловаренный котел закоптил церковь так, что она стояла изнутри и снаружи черная как смоль. Накануне праздника Крещения прихожане вошли в храм и обомлели: изображения святых проявились на закоптелых стенах, причем так ярко, словно всю ночь их расписывали реставраторы. Сотрудники инспекции Государственной охраны памятников подтвердили, что никаких работ ночью не велось, да и восстановить фрески столь быстро невозможно даже целой бригаде мастеров.
— Священник Алексей, разбирая церковный склад, нашел белую доску с непонятными разводами, лишь по форме напоминающую икону, — вспоминает случай из своей практики Павел Васильевич. — Он положил ее между книг, а через два года разбирал библиотеку и увидел, что доска — не что иное, как икона. Причем лики святых были настолько отчетливыми, что священник недоумевал, почему же он их не заметил раньше.
— Здесь опять какое-то пограничное явление?
— Совершенно верно. Процесс обновления иконы можно сравнить с лакированным столом. Если поставить на него чашку, то через некоторое время появляется белый круг, лак впитывает воду и меняет цвет. Но если лак отдаст воду, то полировка восстанавливается. Но в реальной жизни такое невозможно, а с иконами мы наблюдаем подобное явление…
А вот как объясняли чудеса обновления в советское время.
Из обвинительных документов экспертной комиссии, 1925 год.
«Об обновлении иконы Иверской Божией Матери, принадлежавшей гражданину Василию Григорьеву. Обновление иконы было обнаружено во время распития самогонки гр-ном Антоновым, сидевшим за столом совместно с хозяином иконы Григорьевым и соседом Харламовым. Молва о чуде быстро распространялась по деревне, верующие несли святые подаяния… Икону осмотрели сельские власти, местные комсомольцы и священник. Икона действительно светлела, и это происходило на глазах присутствующих. При осмотре экспертной комиссией иконы, отобранной у Григорьева, установлено, что обновление ее произведено путем протирания стекла с наружной стороны и удаления, таким образом, грязи и копоти, затемняющих лик иконы. Потемнение же иконы было вызвано тем, что за нижнюю планку ее окантовки было налито деревянное масло, которое по законам капиллярности поднималось вверх по бумажному изображению иконы и создавало медленное ее потемнение».
Разумеется, комиссия сделала вывод, что к чуду обновления иконы была приложена рука не Божья, а самого гражданина Григорьева со товарищи. За что хозяин «чуда» и поплатился: вскоре он был сослан на Соловки.
Тайна благодатного огня
В ближайшее время в планах комиссии по описанию чудесных знамений — поездка в Иерусалим. Возможно, им удастся разгадать самую главную тайну христианства — схождение благодатного огня. Напомним, что это чудо происходит один раз в году, накануне православной Пасхи.
Все находящиеся в храме люди терпеливо и с трепетом ждут выхода патриарха с огнем в руках. Считается, что если не сойдет благодатный огонь, то наступит конец света, а сам храм Гроба Господня будет разрушен. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением огня храм начинают озарять яркие вспышки света: тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке, которую сотни раз делали журналисты и паломники, хорошо видно, что они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола церкви, от окон и других мест — и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят через стоящих людей и не причиняют им вреда.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, за исключением 13 католических, как и некоторых других в пределах храма, — считается, что это одно из доказательств истинности веры православной, в отличие от других вероисповеданий.
Первое время — 3−10 минут — загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от того, от какой свечи и где он зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит им никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
В этот момент случаются и другие чудеса. Западным журналистам удалось заснять происходящие исцеления. На пленке демонстрируются два случая: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, «смазанная» огнем, прямо на глазах затягивается, и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показано прозрение слепого с бельмом на глазу, которое мгновенно исчезает.
Члены комиссии по описанию чудесных явлений предполагают, что огненные шарики, которые предшествуют появлению благодатного огня, не что иное, как шаровая молния. Они собираются привезти с собой в Иерусалим специальную электронную технику, которая уловит радиопомехи. Осталось самое сложное: получить разрешение на эксперименты. Западные ученые неоднократно пытались исследовать благодатный огонь, даже были разработаны конкретные научные методы, но тщетно: патриарх Иерусалимский так и не дал своего благословения.
Церковь испокон веков трепетно охраняет свои чудеса. Понятно, что священники не желают, чтобы любопытные вмешивались в церковные тайны. Однако есть и другие мнения: так, ученые считают, что разгадка даже малой доли чудес пригодилась бы простым смертным. Начиная с лечения неизлечимых болезней и заканчивая научными открытиями.