Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне | Владимир Трошин | 14.04.2010 |
Всем памятны летние дни 2002 года, когда на улицах Москвы было даже днём темно от дыма, идущего от горящих шатурских торфяников. Очевидцы рассказывают:
— Летом 2002 года в трамвае спросили, как добраться до Покровского женского монастыря, к святой старице Матронушке. Мы с подругой стали объяснять. Но тут в разговор вмешались две женщины, по-видимому, баптистки:
«Носятся со своими святыми да с иконами. Если они вам помогают, ваши святые, пусть бы дым над Москвой разогнали!» В тот год под Москвой горели торфяные болота, и весь город стоял в сплошном дыму, дышать было нечем, солнца не видно. Мы решили сходить на могилку к матушке Ольге (ее могилка прямо под храмом, у алтаря), попросили ее, чтобы хоть немного дым над Москвой разошелся, а Людмила, работница храма «Всех скорбящих Радосте», еще попросила за беременную дочь, так как были проблемы у нее. Матушка помогла в обоих случаях. Роды прошли благополучно, а дым — в тот же день стал меньше.Каждый день идут сюда люди, молятся, спрашивают советов, ищут помощи и поддержки. Искать могилку даже не пришлось, — к ней протоптана самая большая тропка. На могилке — свежие еловые лапы в виде большого венка. Лампадка горит под стеклом, стоят недогоревшие свечи. За могилкой ежедневно ухаживают духовные чада старицы. От живого огонька лампадки, от непрекращающейся молитвы самой старицы на могилке явно ощутима благодать. Пока мы стояли у креста, сияло солнышко, но как только стали фотографировать могилку, — в воздухе потемнело. Сразу вспомнилось, что когда старицу фотографировали, она говорила:
«Ничего у вас не получится!» И правда, — не получалось. Один из ее духовных чад хотел сделать хотя бы карандашный портрет матушки — тоже не получилось. Значит, не хотела она этого, предпочитая земной славе — славу Небесную.Известно, что прожила она 102 года и окончила земное странствование 23 января 1973 года. Значит, родилась в 1871 году. Родом из города Егорьевска Московской области. По происхождению — дворянка, хотя всю жизнь провела в страшной тесноте житейской, в подвигах юродства, требовавших не только духовного, но и крепкого физического здоровья. Ее мирское имя — Мария Ивановна Ложкина. Ее мать звали Агапией, а отца — Иоанном. Еще в отрочестве Мария поступила в Каширский Никитский женский монастырь. В монашеском постриге стала зваться Моисеей. Послушанием ее было — шить и стегать одеяла. При советской власти монастырь закрыли, а сама она сильно пострадала: ей пробили голову. Неизвестно, когда состоялось пострижение в схиму, но постригал ее отец Амвросий Балабановский, духовный наследник Оптинского старчества. Прошла схимонахиня Ольга через испытания ГУЛАГа. А потом ей удалось поселиться в Москве, недалеко от Таганской площади, в крохотной комнатке полуподвала, на скрещении Большого Дровяного и Известкового переулков. И здесь ей не было покоя, — прежде всего от соседей, которые претендовали на ее комнатку. Не имея пенсии, питалась она остатками еды в столовой. Пятнадцать лет прожила здесь в полном затворе. Ходила только в церковь, одно время читала на клиросе в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. А после окончания Великой Отечественной войны стала известна людям. К ней приходило много больных, — она их помажет маслицем, перекрестит — и они исцеляются. Соседей это страшно раздражало — и они отправили матушку в сумасшедший дом, где она провела не меньше года. А потом соседи получили квартиру и выехали. По молитвам матушки Ольги больше никто не вселился в помещение, где не было горячей воды и центрального отопления. Матушка стала открыто принимать людей. Шли к схимонахине Ольге не только миряне, но и священники, и монахи. Бывало по тридцать-сорок человек одновременно. Шли не только воцерковленные и духовные люди, были и несчастные, и лукавые. Никого она не отгоняла от себя, а только молилась об этих людях. Ей были открыты тайны человеческой души. Многих она обличала, иным предсказывала скорби, чтобы человек встречал их мужественно, подготовленным.
С великой надеждой и любовью обращалась она к Божией Матери, в особенности почитала Казанский образ Божией Матери. Однажды послала одну из духовных чад:
«Дочка, скорей беги в церковь к Троеручице (Храм Успения Божией Матери в Гончарах, где находится чтимый образ Божией Матери „Троеручица“ — В. М.), мужик хочет икону разбить, хочет Заступницу Усердную разбить!» — и дала пять рублей. У храма действительно стоял пьяный мужчина и продавал икону Казанской Божией Матери.— За сколько продашь?
— За пять рублей. Не купишь — разобью.
Когда принесли икону домой, — как же матушка была рада!
Старица обладала удивительной духовной силой. До глубочайшей старости, уже после столетнего рубежа, — производила впечатление энергичной и очень здоровой женщины. Лицо красивое, интеллигентное — княгиня. Очень тонкая кожа, сильные, духовные руки. У врачей она никогда не лечилась, а указывала на иконы и говорила:
«Вот наши врачи!». Зато беспрестанно молилась. Никто не видел ее спящей. Обычно надевала монашескую одежду и куда-то на ночь уходила на молитву. А если оставалась в доме, то всю ночь ходила по комнатам, делала множество поклонов, стояла перед иконами. Часто будила спящих в доме: «Вставайте, ведь все проспите, молиться надо!» Спала днем час-два, и то не каждый день. Даже когда спала — губы шевелились: и во сне молилась она Иисусовой молитвой.Обычно она весь день путешествовала по Москве с тяжелым тюком или даже двумя наперевес — и просила прохожих немного поднести. Когда человек уставал, она забирала тюк, а уходивший чувствовал себя так, будто с него сняли тяжкий груз грехов. Однажды духовные чада решили проследить ее маршруты, но хватило их всего на три часа такого пути. А матушка шла все дальше — от одного закрытого московского храма к другому. Так она обходила всю Москву. Чувствовала себя духовно близкой хозяину Москвы — святому князю Даниилу Московскому, наказывала служить молебны святому благоверному князю Даниилу.
Настоятель храма
«Всех скорбящих Радосте» при Калитниковском кладбище протоиерей Николай Крикунов рассказывал:— Раньше я служил в храме
«Всех святых» на Кулишках и о блаженной старице Ольге не слышал. Когда пришел настоятелем в этот храм, столкнулся с тем, что очень много подают записок с именем блаженной схимонахини Ольги. Ее здесь все прихожане знают и почитают. Потом довелось много раз служить панихиды на ее могилке. Особенно много народу бывает в день ее кончины, 23 января. Но думаю, что настоящая известность у схимонахини Ольги еще впереди. Верю, что есть основания для ее церковного прославления. Пока наш храм является единственным местом почитания ее памяти. Надо, чтобы больше людей знало о блаженной старице. Сам я как священник постоянно поминаю блаженную Ольгу и ощущаю ее помощь. Прежде всего в возрождении храма, который нуждается в очень больших трудах.Прихожанка храма
«Всех скорбящих Радосте» Нина кормила у могилки матушки прилетевших голубей. Мы с ней затеплили погасшую было от ветра лампадку. Сама она матушку Ольгу не знала, но общалась с ее духовными чадами, с теми, кто ее видел:— Мою знакомую Татьяну матушка попросила перевести ее через дорогу и поднести тюки. Татьяна ей помогла, а потом испытала на душе такую легкость! Видно, отмолила ее грехи матушка. Я постоянно хожу сюда, на могилку, прошу матушку о самых разных нуждах. О детях своих. Недавно у мощей Матронушки женщина рассказала, что она постоянно берет у ее мощей цветы, которые раздают монахини. Известно, что нужно их заваривать: помогают от самых разных болезней. Некоторые из них подушечки крохотные делают, чтобы спокойно спать. А здесь другое. Положила она эти лепестки на комод. Приходит домой — дверь вскрыта. Воры были. А ничего не взяли, совсем ничего. Как и к Матронушке, к блаженной матушке Ольге тоже записки пишут, под крест кладут.
Раба Божия Юлия, послушница Новоспасского монастыря, в церковь пришла через молитвы матушки Ольги:
— Я всегда считала, что меня не случайно крестили в храме
«Всех скорбящих Радосте» на Калитниковском кладбище. В самые трудные моменты жизни хожу к матушке на могилку. Она сама была большая молитвенница и не любит, чтобы к ее кресту приходили просто постоять, — она любит молящихся. И деятельных. Сама она появлялась в нужном месте в нужное время — и отводила беду. С ее помощью мне удалось пройти через большие искусы. Так получилось, что пришлось полтора года ухаживать за родственницей, потерявшей разум, в больнице. Я матушку Ольгу просила, чтобы мне не только справиться с этим, но и получить духовную пользу. Чего я только в этой больнице не видела. Какие там люди! Есть инвалиды с детства — просто Божьи люди, такие они чистые, хорошие. Вышла я из этой больницы через полтора года другим человеком.В Свято-Даниловском монастыре служил иеромонах Василия, ранее клирик храма
«Всех скорбящих Радосте»:—
Сам я матушку Ольгу не знал, зато видел ее духовных чад. Все это духовно зрелые, даже — духовно стойкие люди. Сама старица Ольга несомненно угодница Божия. Поэтому у ее могилки всегда много людей не только из Москвы, но и со всей России.Передо мной отца Василия ожидала раба Божия, приехавшая из Грузии с серьезной духовной проблемой. Дочь вышла замуж так, что со временем перестала ходить в церковь, даже вынесла из дома иконы. Общаться с матерью не хочет. Помимо иных духовных наставлений, отец Василий дал совет этой женщине проехать на Калитниковское кладбище и помолиться у креста блаженной старицы Ольги.
Пока мало кто знает в России блаженную старицу схимонахиню Ольгу. Но, думается, недалек тот день, когда в храмах вместо панихид ей будут служиться молебны, и народ Божий накануне серьезных испытаний найдет себе еще одну сильную заступницу.