Аргументы и факты | Татьяна Хмельник | 22.09.2004 |
Дом отпевания культуры
Наверное, все горожане знают нелепое здание ДК связи на углу Мойки и Большой Морской: с несуразной башней, уродливыми обводами под грязной штукатуркой, оно выглядит внебрачным дитем советского конструктивизма. Ничего в нем нет общего с величественной церковью из темно-красного кирпича в неороманском стиле, похожей на немецкие соборы начала XIII века, с 64-метровой башней-колокольней, с цветными витражами. В страшном сне архитектору Гаральду Боссе не приснилось бы то, что сделали в 30-е годы с его детищем. Этот обрубок, который занимает ДК связи, и есть приспособленная под нужды «нового человека» немецкая реформатская церковь.
А ведь храм, построенный в 1864 году, сильно пострадал от пожара спустя 8 лет, и только усилия архитектора Рахау (Боссе к тому времени уже переехал в Дрезден) спасли здание. На открытках, изображающих дореволюционный Петербург, грандиозное здание церкви очень удачно вписывается в окружающий пейзаж и украшает город. Думали ли архитекторы Гринберг и Райц, изуродовавшие храм, что их детище фотографировать не захочется уже никому?
Грустное зрелище представляет собой и дом отпевания на Еврейском (Преображенском) кладбище. Очаровательное здание в стиле модерн, построенное в 1909 году (архитектор Я. Гервиц), с двумя галереями на столбах выглядит практически заброшенным, колонны крошатся, облицовка сыплется, двор густо зарос сорной травой. Конечно, дом отпевания не используют под дом культуры, посещают его только по печальным поводам, но мысли о бренности, вероятно, не могут быть оправданием такого состояния красивого добротного здания.
Могильный асфальт
Костелам в нашем городе тоже не поздоровилось. В самом приличном состоянии находится костел Божьей Матери Лурдской в Ковенском переулке. Здание, построенное М. Перетятковичем и Л. Бенуа как костел французского посольства, — один из лучших образцов модерна в Петербурге. Несмотря на то, что сзади к зданию подбираются промышленные корпуса, сам костел остался нетронутым. Более того — его не закрывали в советское время. Существует такая легенда: когда наша страна дружила с Шарлем де Голлем и он собрался приехать в Ленинград, он спросил: «А есть ли у вас там костел? Я слышал, что был. Я хотел бы зайти туда». Городские власти заметались: не угодить де Голлю было преступно. Поэтому костел и не задели, хотя якобы собирались.
Куда хуже выглядит несчастное здание костела Святого Сердца Иисуса у станции метро «Ломоносовская». К началу революции оно не было полностью достроено, а освятили его аж в 1918 году (недостроенным, хотя и великолепно убранным). Так оно и стояло на рабочей окраине, переделанное, изуродованное, с перебитыми дверными и оконными проемами, расчлененное на этажи. И только в 1996 году стало возможным начать ремонтно-реставрационные работы. Любопытно, что прихожанами именно этого храма стали многие африканские студенты-католики. Негритянский хор, исполняющий мессу, звучит потрясающе!
А вот костелу на улице Арсенальной повезло еще меньше. Хотя его достроили полностью и был он очень красив, сейчас — это жалкий огрызок, поделенный пополам двумя арендаторами. С одной стороны там торгуют водкой (днем), с другой — принимают металлолом (ночью). Говорят, что захаживает туда старенький ксендз, но о передаче костела верующим речи как-то не заходит. Вокруг костела и римско-католическое кладбище было. Было — потому что его закатали в асфальт, когда спрямляли дорогу. Асфальтом покрыты могилы архитекторов Николая Бенуа и Антона Клевщинского, художников Юстиниана Бонафеде и Карла Боржа, химика Сигизмунда Врублевского, генерала Владимира Карловича, целой семьи графов Потоцких, художников и архитекторов Шарлеманей… Десятки могил выдающихся деятелей Российского государства теперь стали улицей. А до этого они были разорены дорожными рабочими, которые использовали надгробия как щебенку и тротуарный камень. Еще в конце 80-х годов прошлого века в подвале костела были свалены металлические предметы, явно извлеченные из могил: рыцарское снаряжение, сабли, кинжалы. Их растащили любопытные дети и любители старины.
АиФ Петербург