Русская линия
Аргументы и факты Татьяна Хмельник22.09.2004 

Церковь генералиссимуса


Любители старины в целом и Старой Ладоги в частности часто повторяют, что в захирении старинного городка повинна Новая Ладога, построенная по велению первого русского императора в устье Волхова 300 лет назад и оттянувшая от Старой Ладоги славу, величие и деньги. Это, конечно, неправда, потому что Старая Ладога была заброшена задолго до постройки Новой, и связано это было с изменением торговых путей и самого государства. Зато когда Старую Ладогу стали раскручивать как «первую русскую столицу», призвав на помощь дух самого Рюрика, досталось уже Новой Ладоге.

Городок-игрушка
Новая Ладога — очаровательная игрушка, брошенная между каналами, озером и рекой, — переживает многолетнее запустение. Здесь нет крепостных стен — хотя стены Никольского монастыря крепче многих защитных сооружений, мало церквей (одна действует и несколько разрушены и брошены), одна историческая улочка (зато такая, что хоть кино из жизни XIX века снимай), маленький краеведческий музейчик (с очень знающими сотрудниками). И очень мало денег.

Заштатный ныне городок, Новая Ладога поражает глаз приезжего своей нетронутостью. Немногочисленные новые кварталы не налезают на старую застройку, купеческие двухэтажные дома сохранили свой первоначальный вид, зеркальная вода малых каналов, петляющих между домами, усижена лодками, по немощеным улочкам деревянного старого города бредут черно-белые коровы — идиллия.

С помпой, с самодеятельностью, с народными гуляниями пронеслось трехсотлетие. А когда дым празднества рассеялся, выяснилось: как были в городке проблемы, так и остались. Вот в пузатые колонны вечно недореставрированного Никольского собора втихаря кладут дырчатый кирпич, делают вид, что не замечают, как «улетают» с обрыва в Волхов кресты и надгробия со старого маленького кладбища. Видимо, место расчищают для новых могил.

Сгорели на работе
Одна из новоладожских проблем — это реставрация многострадальной Суворовской (Георгиевской) церкви. Построил ее Суздальский полк, расквартированный в Новой Ладоге, под руководством Суворова, который сам носил бревна для сруба. Историки полагают, что первоначальная деревянная церковь была спроектирована по рисунку Суворова, на родине которого в поместье Ундол на Владимирщине стоял такой храм. Потом деревянная церковь обветшала, решили строить каменную, разработали проект, надзирать за исполнением должен был известный архитектор Брандт, но у главного мецената купца Ильинского случился пожар: в огне погибло все его имущество и утвержденный оригинал проекта. Поскольку богаче Ильинского в округе не было никого, ограничились полумерами: выстроили каменную колокольню с трапезной, а все остальное оставалось деревянным.

В таком виде, ветшая под дождями и снегами, дожила церковь до 1988 года. В то время ее занимало объединение «Позитрон» — там делали елочные игрушки. И доигрались. В одночасье церковь стала пепелищем, уцелела только каменная ее часть. Тогдашний директор «Позитрона» клялся, что урон возместит. И возместил: кажется, построил для города пол-дома. А церковь осталась лежать в руинах.

Архитектор Марк Коляда (ныне замдиректора института «Спецпроект-реставрация») разработал проект реставрации Суворовской церкви. Первым делом надо было грамотно разобрать обгорелые бревна — чтобы видеть, как была она построена. А разобрали как попало, мотивируя это тем, что плотников-профессионалов не дождаться, а бревна могут кого-нибудь ушибить. Но в церкви осталось множество кусков дерева и кирпича, не разобрав которые нельзя начинать реставрацию. И не просто убрать мусор, а максимально щадящим способом — ведь это памятник архитектуры, и при расчистке завалов может попасться что-нибудь ценное, что оценят только реставраторы.

Дорогой мусор
Восстановление только каменной части церкви обойдется в 18 миллионов рублей. Понятно, что таких денег здесь не видали. Но к 300-летию городка, когда выяснилось, что в таком виде его гостям нельзя показать, областной бюджет выделил на бедную церковь аж четыре с половиной миллиона. Ей бы и столько не дали, да стоит она прямо на въезде в городок, ее нельзя миновать, и всякий спросит: «А что это у вас тут за руина?»

Коляда как услышал про эту сумму немалую, так и задумался: на что бы такие деньжищи потратить? Обратился в реставрационную фирму, успешно работающую в Старой Ладоге. Там подобрали работы на эту сумму — ее кое-как хватало на грамотную расчистку, вывоз мусора и консервацию объекта. Тем более что мэр Новой Ладоги Игорь Цыганков в преддверии юбилея заявлял о начале реставрации Суворовской церкви и о том, что светит ей быть «площадкой Новоладожского краеведческого музея».

Праздники кончились, а Коляда узнал, что услуги реставраторов новоладожской властью отвергнуты — решили, что это слишком дорого. И что на эти деньги лучше отремонтировать то ли водопровод, то ли канализацию. Странно: мусор на эти деньги не вывезти, а водопровод с канализацией уложатся? Причем было понятно, что народ, поставленный перед выбором — церковь или канализация, — выберет последнюю. Невдомек людям, что деньги вообще-то выделялись именно на церковь, а прочие дела должны финансироваться из другого кармана. И теперь Суворовская церковь никому не нужна. Суздальский полк давно ушел, Суворов умер, а городу легче помыть к празднику памятник полководцу, нежели отреставрировать «его» церковь. Ведь больше в России нет таких храмов — которые строил сам Александр Васильевич. А если так дело пойдет, то ни одного не будет.

38 (579) от 22 сентября 2004 г. АиФ Петербург


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика