Газета.GZT.Ru | Лариса Ефремова | 22.09.2004 |
— В Минобрнауки твердо уверены, что новый предмет необходим российским школам?
— Сегодня среди научно-педагогической общественности идет дискуссия о принципах изучения исторических и культурных основ мировых религий в общеобразовательной школе.
В 2004 году президент России Владимир Путин поручил Министерству образования и науки РФ, а также Российской академии наук и Российской академии образования рассмотреть вопрос о целесообразности изучения в системе образования истории ведущих мировых религий.
Но еще в 1992 году был подписан закон РФ «Об образовании», разрешивший школам проводить факультативные занятия, и некоторые стали дополнительно преподавать историю мировых религий.
Теперь пора проводить «срез»: каждый регион, в школах которого проходили такие уроки, должен отчитаться о своем опыте. После того как будут собраны отчеты всех регионов, специальная комиссия подведет итоги: какие темы нужно затрагивать в рамках изучения истории религий, какие формы и методы обучения предпочтительны для этого предмета, нужно ли оценивать знание предмета, и если оценивать, то по каким критериям.
Жестких сроков, к которым комиссия должна подвести итоги, сегодня нет. Впрочем, многие регионы уже поделились положительным опытом. Поэтому вероятно, что итоги будут подведены уже в четвертом квартале 2004 года.
— Значит ли это, что история мировых религий появится в списке обязательных школьных предметов уже с 2005 года?
— Нет. Подготовка нового предмета — сложная, поэтапная работа. Во-первых, нельзя вводить предмет в список обязательных, не имея при этом достойного учебника.
В соответствии с приказом Минобразования России от 9 июня 2003 года сейчас проводится открытый Всероссийский конкурс на разработку учебного пособия «Религии России». Два авторских коллектива, в том числе и сотрудники кафедры религиоведения Российской академии госслужбы, уже предоставили свои проекты учебника. К 1 октября рецензенты конкурсной комиссии подготовят свои рецензии на рукописи. После этого состоится итоговое заседание комиссии, на котором будут определены победители. Но этот учебник разрабатывается как факультативный.
А для того чтобы создать правильный, «продвинутый» учебник истории мировых религий, который можно считать обязательным для всех школ, еще предстоит провести много конкурсов.
— Кто будет преподавать новый предмет?
— Для того чтобы подготовить преподавателей для нового предмета, предстоит не менее долгая работа. По мнению ученых и академиков РАН, преподавать историю мировых религий должен светский преподаватель. В Минобрнауки мнение ученых поддерживают. По сути, если педагогами станут священники, уроки превратятся в церковные обряды, а это недопустимо для школ и противоречит светскому характеру образования. Школа должна представить детям максимально объективную картину развития религий, основываясь на документально подтвержденных фактах.
При определенной подготовке эти уроки могут вести историки, словесники, преподаватели мировой художественной культуры. Например, на факультетах культурологии на изучение истории религий отводится 280 часов. В Московском педагогическом университете есть такой предмет, как «История русской православной культуры», в Тверском педагогическом вузе студенты могут получить дополнительную специализацию «Основы православной культуры в начальной школе».
Кроме того, при многих вузах есть факультеты религиоведения и теологии. Студенты этих факультетов могут также получить дополнительную специализацию «преподаватель» и учить детей истории религий. Сегодня выпускники вышеперечисленных вузов преподают на факультативах.
Но для того, чтобы новый предмет включить в список обязательных, придется усовершенствовать подготовку и отбор учителей. Преподавать детям историю религий может только очень эрудированный человек, ведь дети задают совершенно разные вопросы, и преподавателю придется давать на них развернутые ответы, объяснять, что существует несколько позиций и точек зрения, но при этом не навязывать ни одну из них.
Поэтому предполагается проведение ряда дополнительных обучающих семинаров для педагогов и, возможно, корректировка учебных программ подготовки преподавателей гуманитарного цикла.
— Для того чтобы ввести новый предмет, придется либо сократить время изучения другого предмета, либо увеличить число учебных часов. Какой вариант будет избран?
— Мы чувствуем груз ответственности, а потому делаем только тщательно обдуманные шаги.
— Как будет называться новый обязательный предмет?
— Точное название предмета еще не определено. Например, «Изучение основ мировых религий» звучит некорректно, потому что основа религии — это по сути молитвы и обряды. Но и сегодняшний вариант — «История мировых религий» — еще не окончательный.
— Какова позиция министерства в отношенииание изучению православия?
— В этом вопросе министерство исходит из того, что история и культура мировых религий является важнейшей составляющей частью истории и культуры любого народа и государства. Без понимания особенностей развития религий в той или иной стране невозможно правильно понять прошлое, настоящее и будущее любого общества. Но путать историю религий с собственно религиозным образованием, осуществляемым представителями той или иной конфессии, нельзя. В нашей стране дети получают светское образование, поэтому в государственной школе обязательного религиозного образования нет и быть не может.