Русская линия
Седмицa.Ru14.04.2010 

Преподобный Евфимий Суздальский

Фрагмент статьи из 17-го тома «Православной Энциклопедии», с. 384−397

Евфимий был уроженцем Н. Новгорода. Позднее нижегородское предание, отразившееся в краеведческой и церковно-исторической лит-ре, утверждает, что святой род. в приходе ц. св. Жен-мироносиц; в кон. XIX — нач. XX в. показывали место в 7 саж. от храма, где стоял дом родителей святого (на таком же расстоянии по др. сторону Мироносицкой ц., по преданию, располагался дом родителей прп. Макария Желтоводского, как и Е. являвшегося учеником свт. Дионисия, архиеп. Суздальского).

Вел. кн. Борис Константинович испрашивает у свт. Дионисия его ученика прп. Евфимия. Роспись трапезной части Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Год рождения Е. неизвестен. Принятая в лит-ре дата — 1316 г.- вычислена на основании летописных сообщений о его кончине зимой 1404/05 г. и утверждения Жития, что Е. «поживе… лет 80 и 8» (Там же. С. 363). Согласно Житию, Е., будучи отроком, пришел в нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мон-рь, об игумене которого свт. Дионисии (впосл. архиепископ Суздальский) и о его учениках он много слышал. Юноша слезно просил настоятеля принять его в число учеников, и св. Дионисий, «много поучив его о душевней пользе», совершил над ним монашеский постриг. Если считать годом рождения преподобного 1316-й, то он был пострижен в монашество в кон. 20-х — нач. 30-х гг. XIV в. Впрочем, нельзя исключать, что указание на принятие Е. монашества в отрочестве появилось как дань агиографическому канону. В Печерской обители Е. предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днем на монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, согласно пространной редакции Жития, Е. просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не получил на это благословения. Тем не менее преподобный ел лишь столько, чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает пищу.

В подобных трудах и подвигах Е. провел «время немало», пока ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, вел. кн. Нижегородско-Суздальский Борис Константинович (занимал нижегородско-суздальский стол в 1363—1364, 1383−1388, 1391−1392) обратился к св. Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать там общежительный мон-рь. Во исполнение этой просьбы св. Дионисий избрал 12 учеников и отправил их «в верхняа страны и грады» для основания общежительных обителей. Е., к-рому было велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св. Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление. Краткая редакция Жития Е. говорит, что он из Н. Новгорода сразу пришел в Суздаль. В пространной редакции имеется рассказ о том, как по дороге, не доходя 8 поприщ до Гороховца, Е. основал церковь и при ней Мячковский Евфимиев во имя свт. Василия Великого муж. мон-рь. В нач. XX в. в храме хранился дорожный посох, почитавшийся посохом Е. (Зверинский. Т. 2. N 690). Этот рассказ в определенной мере подтверждается тем фактом, что данная обитель, как часть владений Спасо-Евфимиева мон-ря, упоминается уже в жалованной грамоте Спасо-Евфимиевой обители нижегородского кн. Александра Ивановича ок. 1418−1419 гг. (АСЭИ. Т. 2. N 435. С. 478).

Суздальские чудотворцы: святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Ефросиния в молении Владимирской иконе Божией Матери. Икона. 1792 г. (ГВСМЗ)В соответствии с Житием, прибыв в Суздаль, Е. явился к еп. св. Иоанну. (Суздальский архиерей с таким именем известен в нач. XIV в., он скончался в 1314. Однако, по-видимому, существовала местная агиографическая традиция, относившая деятельность свт. Иоанна к сер. XIV в. и приписывавшая ему создание Спасо-Евфимиева монастыря, а также отдельные факты биографии еп. Даниила, управлявшего Суздальской епархией в 1330—1347, 1351−1362/63. Эта традиция отразилась в краткой редакции Жития Е. и в созданном в сер. XVI в. иноком Григорием Суздальским Житии свт. Иоанна. В частности, кончину свт. Иоанна инок Григорий относит к 1363 — году смерти еп. Даниила.) Вместе с архиереем (в Житии Е. он назван Иоанном, возможно, речь идет о Данииле) и кн. Борисом Константиновичем через нек-рое время Е. отправился на поиски подходящего места для основания обители. Оно было найдено к северу от города, на высоком берегу р. Каменки. При большом стечении народа епископ благословил это место и поставил крест там, где должен был впосл. стоять церковный престол. Князь же, взяв мотыгу, начал копать ров в основание церкви. Е. обтесал топором 3 камня и заложил себе гроб у сев. церковных дверей в знак своего желания неисходно жить в этой обители. Церковь была быстро возведена и освящена в честь Преображения Господня. Суздальский епископ рукоположил Е. сначала во диакона, затем во иерея, возвел его в сан архимандрита и благословил служить с палицей, в митре и с рипидами. Такая честь сохранялась за настоятелями Спасо-Евфимиева мон-ря во все время его существования.

Основание обители 36-летним Е., если исходить из его рождения в 1316 г., должно относиться к 1352 г., такая дата указана в пространной редакции Жития (РГБ. Троиц. N 337. Л. 518; N 696. Л. 11). Суздалем тогда владел вел. кн. Константин Васильевич (1331/32−1355), ни о каких владениях кн. Бориса в городе или близ него в это время сведений нет; кроме того, в 1352 г. суздальские земли сильно пострадали от опустошительной эпидемии чумы. По-видимому, создание обители Е. при участии кн. Бориса Константиновича на принадлежавшей последнему земле следует отнести к периоду после смерти Константина Васильевича († 1355) до начала борьбы кн. Бориса за нижегородский стол (1363). После смерти вел. кн. Константина Васильевича Нижегородско-Суздальское княжество было разделено между его сыновьями, Борис Константинович наследовал Городец и земли за р. Сурой. При этом, как можно думать, все сыновья, в т. ч. Борис, получили во владение территории в непосредственной близости от Суздаля, в частности, в плодородном и густонаселенном Суздальском ополье (см.: Кучкин В. А. Суздальское ополье в XIV—XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 30). Владения близ Суздаля впосл. перешли к детям князей Бориса, Андрея, Даниила, Димитрия-Ногтя Константиновичей, дававшим эти земли в качестве вкладов в Спасо-Евфимиев мон-рь. В пространной редакции Жития Е. имеется рассказ об основании преподобным ранее 1363 г. по желанию др. сына Константина Васильевича — кн. Андрея (вел. кн. Нижегородско-Суздальский в 1355—1365) — неподалеку от Спасо-Преображенской обители суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря. Можно предположить, что Покровский мон-рь был создан на принадлежавших кн. Андрею пригородных суздальских землях. Первой настоятельницей Покровского монастыря стала двоюродная сестра Е. (племянница матери), до того подвизавшаяся в суздальском во имя мч. Александра Перского мон-ре.

(О времени основания Спасо-Евфимиева монастыря высказывались различные предположения. В церковно-исторической лит-ре XIX в. в качестве времени освящения 1-й монастырской церкви можно встретить 1354 и 1357 гг., но эти даты ничем не обоснованы. П. М. Строев без к.-л. аргументов относил это событие ко времени ок. 1360, к нему присоединился И. А. Голубцов (Строев. Списки иерархов. Стб. 664; АСЭИ. Т. 2. С. 697). В XX в. делались попытки согласовать дату создания обители с указанием Жития Е. на нижегородско-суздальское княжение Бориса Константиновича. Колобанов полагал, что Борис Константинович занял Суздаль после примирения со старшим братом Димитрием (Фомой) Константиновичем в 1365 и оставался там до 1383, причем с 1365 по 1374 в Суздале не было епископа, именно к 1365−1374 исследователь и относит построение мон-ря (Колобанов. 1976. С. 41−43). Однако после 1365 уделом Бориса Константиновича был Городец, а не Суздаль, Суздаль находился под контролем кн. Димитрия (Фомы) и его детей, кроме того, в это время кн. Борис был занят многочисленными военными походами, поэтому данная датировка не может быть принята. Б. М. Клосс предложил считать годом рождения Е. 1347-й, предположив, что переписчик Жития написал в числе лет жизни святого П (80) ошибочно вместо Н (50), в таком случае Е. прожил 58 лет (Клосс. 2001. С. 362, 366). Из этой гипотезы следует, что основание Спасо-Евфимиева мон-ря нужно отнести к 1383, когда Борис Константинович действительно стал вел. князем Нижегородско-Суздальским (Там же. С. 366). Такой расчет не согласуется с житийным указанием на 52 года пребывания Е. во главе основанной им обители. Однако и в последнем случае можно считать написанное в Житии число лет ошибочным: вместо стоящего в Житии Н (50) можно предположить первоначальное, близкое по написанию К (20), в таком случае срок управления Е. мон-рем составит 22 года, а датой создания обители является 1383. Последние предположения не могут быть приняты, т. к. создают существенные противоречия в тексте Жития. Житие сообщает, что св. Дионисий отправил Е. из Печерского мон-ря, будучи игуменом, но в 1374 Дионисий был хиротонисан во епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого; полностью недостоверным становится сообщение Жития об основании Е. по желанию кн. Андрея Константиновича Покровского мон-ря. Предлагаемая в наст. статье датировка создания Спасо-Евфимиева мон-ря временем между 1355 и 1363 также вносит противоречия в хронологию Жития, но их можно считать незначительными. Если признать, что Е. при основании мон-ря было 36 лет, рождение святого следует отнести к периоду между 1319 и 1328, что не соответствует сообщению Жития о 88 годах жизни преподобного, скончавшегося, по летописным свидетельствам, в 1404/05. Можно предположить, что в Житии неверно указан возраст Е. в то время, когда создавался Спасо-Преображенский мон-рь: Л (30) стоит вместо похожего М (40). Если считать, что Е. было тогда 46 лет, то учреждение обители можно отнести к 1362. В таком случае преподобный управлял мон-рем не 52 года, как указано в Житии, но 42 года.)

Прп. Евфимий Суздальский. Литография. 1870 г. Троице-Сергиева лавра (ГИМ)Кн. Борис Константинович и его потомки самым тесным образом были связаны со Спасо-Евфимиевым монастырем. В монастырском синодике записан «род благоверного великого князя Бориса Суждальского, иже созда Спасов Евфимиев монастырь» (Тихонравов. 1857. С. 89; Колобанов. 1976. С. 38). Как утверждает Житие, благодаря щедрым пожертвованиям Бориса Константиновича Е. быстро отстраивал обитель — «съгради кельи множество на собрание иноком», построил ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с каменной трапезной и каменными же погребом и пекарней под ней. Е. также получил пожалование от Даниила Борисовича — воды и рыбные ловли в Гороховецком у. (АСЭИ. Т. 3. Прил. N 480. С. 465−466). Поскольку в обители собралось более 300 насельников, эта трапезная оказалась мала, и Е. построил деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца «и к неи пригради трапезу велию древяну». Известно предание о том, что Е. собственноручно выкопал в мон-ре колодец и завел пчельник (Сахаров. 1870. С. 18). Устав мон-ря был общежительным, в нем строго соблюдались правила послушания и нестяжания. Никто из иноков не имел личного имущества, Е., любя «худость», круглый год носил жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом изнывая от зноя. В обители поддерживалось благочиние — молчание во время церковной службы и за трапезой, запрет инокам выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Е. принимал и кормил многочисленных странников, т. к. его мон-рь стоял «на распутиях мнозих»; милостыню ему зачастую приходилось подавать тайно, чтобы избежать роптания братии; он прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя». В пространной редакции Жития Е. назван собеседником прп. Сергия Радонежского, в Житии сообщается, что суздальский подвижник приходил в Сергиев Троицкий мон-рь.

Прп. Иосиф Волоцкий в послании И. И. Третьякову-Ховрину в дек. 1510 — янв. 1511 г. писал о том, что была «брань Кипреану митропалиту со игуменом сь Еуфимьяном Спасьского манастыря, что в Суздале, — не велел был звати Еуфимий Кипреяна митропалитом». Не решившись наложить на Е. наказание, «Кипреян митропалит бил челом великому князю Василью Дмитреевичю», к-рый и «доспел тому делу конець на Москве по свидетельству священных правил» (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 191). Непризнание Е. свт. Киприана митрополитом, по-видимому, было следствием того, что между Киприаном и наставником Е.- свт. Дионисием — в нач. 80-х гг. XIV в. существовало соперничество в отношении возглавления Русской Церкви. Кроме того, в 1392—1394 гг. митр. Киприан предпринял попытку отторгнуть от Суздальской епархии Н. Новгород и Городец.

Преставление Е., согласно пространной редакции Жития, последовало 1 апр. 6912(1404) г. (РГБ. Троиц. N 337. Л. 525 об.; N 696. Л. 27 об.). В краткой редакции Жития указан день без года (Клосс. 2001. С. 363).В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). На основании того, что данному известию в летописи предшествует сообщение о событии, датируемом 13 февр., Клосс отнес преставление Е. к промежутку между 13 февр. и 1 марта 1405 г. (Клосс. 2001. С. 366). Запись о кончине Е. в митрополичьем своде говорит о том, что это было значительное событие. Святой был погребен близ монастырского Спасо-Преображенского собора.

Д. Ю. Кривцов

Мощи Е.

Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей преподобного датируется в пространной редакции Жития 4 июля 7015(1507) г. (РГБ. Троиц. N 696. Л. 39 об.) или 7016(1508) г. (Там же. N 337. Л. 532). Архимандритом мон-ря в эти годы был Константин (1490−1509), но в Житии это событие связывается со строительством в обители нового Преображенского храма (каменного) при архим. Кирилле (1511−1526; впосл. архиепископ Ростовский). Строительство, как можно думать, было начато в 1514 г., об этом косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу, освобождавшая ряд владений мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря: 1506−1608 гг. М., 1998. N 8. С. 25−26). Аналогичную грамоту вел. князь пожаловал игум. Кириллу 22 июля 1523 г., когда в мон-ре собирались начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. N 20. С. 49). Т. о., обретение мощей святого следует датировать 4 июля 1514 г. (Строев относил это событие ко времени ок. 1512; см.: Строев. Списки иерархов. Стб. 664). Гроб Е. был найден при копании рвов с правой стороны от старой церкви. Архим. Кирилл известил об этом Суздальского еп. Симеона (Стремоухова; 1509−1515), после чего гроб был открыт, и обнаружилось нетленное тело Е. в ризах, «аки вчера оболчена». После окончания строительства Преображенского собора (ок. 1517−1518) мощи Е. были перенесены в храм и помещены в раку.

По-видимому, в 50 — 60-х гг. XVI в. было возведено новое здание Преображенского собора (дошедшее до нашего времени), и останки Е. были перенесены туда. В 1-й пол. XVII в. гробница стояла в Никольском приделе собора, как свидетельствует монастырская опись 1660 г. (Тихонравов К. Описная книга. 1878. С. 21). 22 февр. 1657 г. мощи святого были переложены в новую раку, установленную в Преображенском соборе «от праваго крилоса направе», вероятно в приделе, посвященном Е. Старый гроб, «кой устроен был преж сего над мощьми чудотворца Еуфимия — три цки: две длинныя, одна короткая, а те дски обложены серебром», был помещен в «книгохранительницу» (Там же. С. 38). Подробные сведения о новой гробнице содержатся в описи 1660 г.: «Гроб… обложен бархатом вишневым, с дву сторон круживо серебряно, кованое золотом. А в гробнице отлас цветной, а опушен тем же отласом цветным, а на верху цки бархат травчатой. Около гробницы решетка железная, полужона. Покровы на гробу чудотворца Еуфимия. Покров на нем — образ преподобнаго Еуфимия чудотворца, шит золотом и серебром по червчатому бархату, венец низан жемчугом… над главою у чудотворца Еуфимия — Преображение Господне, шито золотом и серебром… на правой стороне — образ Пречистые Богородицы, шит золотом и серебром», очевидно, слева — шитый образ свт. Николая Чудотворца. В подножии раки находилась большая серебряная лампада на высоком оловянном поддоне — вклад боярина кн. И. И. Шуйского (Там же. С. 20).

В челобитной от 30 мая 1679 г. патриарху Иоакиму архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Тимофей просил благословения «чудотворцу раку построить вновь, и обложить серебряным окладом, и в раке выслать стены достойно, и что марта в 29 день мастеров серебреников подрядили строить оклад на чудотворцову раку, сребреной, резной, и позолотить, как и у прочих святых бывают». В ответной грамоте от 28 июня того же года патриарх «раку строить не указали до тех мест, как в Суздале архиепископ будет». В 1683/84 г. Суздальский митр. Иларион переложил мощи Е. в новую раку, которая была устроена «коштом монастырским и от доброхотных дателей» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 279. N 188. Л. 63−63 об.). Эта рака, стоявшая в посвященном Е. приделе Преображенского собора, подробно описана в монастырских описях 1758 и 1763 гг.: «Около той раки с трех сторон оклад… с трех сторон три карниза сребреные, не золочены, на длинной стороне два столбца сребряные… В раке обито бархатом золотым. Около раки решетка железная, золочена. Над тою ракою крышка, внутрь обита бархатом золотым. На той крышке в средине лист сребреной, золочен, над ним изображение образов Распятия Господня, Пресвятыя Богородици, Иоанна Богослова. Оная крышка сверху обложена вся сребром» (Там же. Вязка 233. N 139. Л. 7−7 об.). В офицерской описи 1763 г. над ракой отмечена «болдахинь, резная, с херувими на столбцах, резных, золоченых» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. N 553. Л. 648).

В XVII в. от мощей Е. отделялись частицы. По-видимому, часть мощей Е. была вделана в Кийский крест, созданный в 1656 г. по заказу патриарха Никона (ныне в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве; на одной из пластин на кресте есть изображение Е.). Изображение святого присутствует на крышке мощевика XVII в. из новгородского Софийского собора (Новгородский музей). В Образной палате царского дворца в Кремле при царе Алексее Михайловиче хранились «мощи преподобнаго отца нашего Евфимия Суздальского: два зуба в ковчеге серебреном золоченом» (Церк.-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в. / Предисл.: А. И. Успенский // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 53).

В 1822—1823 гг. московский серебряных дел мастер И. Г. Завьялов изготовил для мощей Е. новую деревянную, обложенную серебром раку. 23 июня 1823 г. в присутствии епископа, 4 архимандритов, духовенства Суздаля произошли освящение новой гробницы и переложение св. мощей, в память о чем был учрежден крестный ход. В кон. XIX — нач. XX в. украшенная балдахином рака с мощами Е. стояла в Спасо-Преображенском соборе при входе в алтарь у юж. двери. На клеймах на раке были вычеканены: «к западной стороне — образ Преображения Господня, а на северной стороне в средине клейма — архимандрические привилегии: митра, палица, рипиды, крест, Евангелие и посох, а в двух сторонах вырезано с чернью описание о мощах преподобнаго Евфимия и о построении раки… Поверх крышки лик преподобнаго Евфимия, на оном венец, оплечья и вокруг на полях оклад — серебряные, чеканные, позолоченные; на оплечьях два клейма финифтяныя с подписью: Образ преподобнаго Евфимия“, осыпанных бирюзками мелкими. И с других двух сторон — восточной и южной — обложена медною посеребряною латунью. На тех сторонах тоже наложены четыре клейма медных, чеканных, позолоченных, из коих в среднем вычеканены в молитвенном положении пред Св. Троицей преподобные Евфимий Суздальский и Сергий Радонежский чудотворцы, а в сторонних вырезаны с чернью тропари Преображения Господня и преподобнаго Евфимия… В раке весу серебра один пуд двадцать семь фунтов и три четверти. Внутри раки и крышка обиты малиновым бархатом… На крышке по бархату лик преподобного Евфимия в схиме, вышит серебром и проложен разноцветными камнями… Самый балдахин устроен из четырех колонн резной работы, вызолоченных… вверху на северную и западную сторону к колоннам прикреплена арка, украшенная резьбою, вызолоченною… в средине же на лицевой северной стороне в раме на кругообразной дске — лик преподобного Евфимия по золотому фону, а кругом онаго резныя вызолоченные слова: Преподобне отче Евфимие, моли Бога о нас“, а внутри изображение Спасителя и сверху крест четвероконечный вызолоченный» (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Вязка 350. N 1. Л. 18 об.- 19 об.). При раке находились принадлежавшие Е., по монастырскому преданию, вериги, митра, железный посох, медный крест, а также напрестольное Евангелие, по которому служил святой.

Архим. Спасо-Евфимиева мон-ря сщмч. Серафим (Чичагов) после осмотра мощей Е. доложил 11 нояб. 1899 г. Владимирскому и Суздальскому архиеп. Сергию (Спасскому) о ветхости одеяния и неподобающем для архимандрита и схимника характере одежд на мощах святого. В ответном письме владыка благословил переоблачить св. мощи. На просьбу архим. Серафима об отделении от мощей частицы для ношения в крестных ходах архиерей ответил отказом.

12 февр. 1919 г. гробница святого была вскрыта и опечатана представителями уездного исполнительного комитета. До 1922 г. рака оставалась в мон-ре. 4 мая 1922 г. она была конфискована и поступила в Суздальский уездный финансовый отдел, мощи Е. были переданы в музей, до нач. 40-х гг. XX в. они были выставлены в экспозиции антирелиг. отдела, позднее хранились в фондах. Сень над ракой сломана, очевидно, в 1937 г. вместе с иконостасом. 9 июня 1988 г. мощи Е. были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действующий в то время правосл. храм в Суздале — во имя равноапостольных Константина и Елены. В наст. время храм состоит в юрисдикции раскольнической «Российской православной автономной церкви».

Почитание

Местное почитание Е. отмечается с рубежа 20-х и 30-х гг. XV в. В земельных актах этого и более позднего периода обитель называется «Ефимьевым монастырем» (см.: АСЭИ. Т. 2. N 439, 440. С. 482; N. 443. С. 485; Т. 3. N 485. С. 468; N 490. С. 470−471). Е. назван «преподобным» в подтверждающей записи шуйского и суздальского кн. Федора Юрьевича (1446−1447) на жалованной грамоте, данной Спасо-Евфимиеву монастырю ок. 1418−1419 гг. нижегородским кн. Александром Ивановичем. Свидетельством общерус. почитания Е. уже в XV в. стало появление в кон. столетия посвященных ему агиографических памятников, не связанных с Суздальско-Нижегородским краем (1-я проложная редакция Жития). Большинство исследователей считают, что канонизация Е. осуществилась решением Московского Собора 1549 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 94; Голубинский. Канонизация святых. С. 104). По мнению Клосса, Е. был канонизирован между мартом 1547 и авг. 1548 г. (Клосс. 2001. С. 367−370).

Прп. Евфимий Суздальский. Икона. Посл. треть XIX в. (частное собрание) Пространная редакция Жития Е. содержит цикл рассказов о посмертных чудесах преподобного. Первое чудо связано с архим. Спасо-Евфимиева мон-ря Евфимием (1482−1484), к-рый, отличаясь заносчивым характером, начал конфликтовать с братией, менять монастырский устав, завещанный Е., и наконец ночью бежал из обители, забрав монастырское серебро, ризы и книги. Той же ночью преподобный явился во сне одному из насельников, поведал о краже и указал, где найти вора. Утром иноки отыскали и бежавшего настоятеля, и украденные сокровища, причем архим. Евфимия они нашли совершенно расслабленным. Его отнесли в мон-рь, он покаялся в церкви и после молитвы к Е. получил исцеление. Житие повествует о многочисленных случаях исцеления по молитвам к святому бесноватых, расслабленных и больных лихорадкой.

Память Е. встречается в месяцесловах не позднее 1-й пол. XVI в. (ГИМ. Син. N 336. Л. 209−209 об.; N 388. Л. 96 об.). Е. прославляется в Похвальном слове русским святым 2-й пол. XVI в. суздальского инока Григория (Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского // АиО. 1997. N 2(13). С. 138) и в Похвальном слове русским преподобным 40-х гг. XVII в. соловецкого книжника Сергия (Шелонина) (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово русским преподобным» — соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 588). В Уставе московского Успенского собора (ок. 1634) говорится: «Месяца апреля в 1 день преподобному Еуфимию Суждальскому благовест в лебедь, трезвон средней, а поют с полиелеосом» (РИБ. Т. 3. Стб. 75−76). Преподобный упомянут в синодике Недели Православия Успенского собора. Акафист Е. издан в С.-Петербурге в 1873 г. (переизд.: Суздаль, 2002). В нач. XX в. память Е. праздновалась 4 раза в году: 1 апр. (день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февр. (память перенесения мощей в 1657) и в 9-ю Неделю после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг мон-ря. В 1904 г. мон-рь торжественно отметил 500-летие кончины Е., 3−4 июля 1907 г. в Суздале праздновалось 400-летие обретения мощей преподобного. Имя Е. включено в Собор Радонежских святых (празд. установлено в 1981) и в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982). 14 апр. 2004 г. в Суздале отмечалось 600-летие преставления Е., в этот день в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря была отслужена 1-я за 80 лет Божественная литургия, которую совершил архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов).

Прп. Евфимий Суздальский. Эмалевая икона. Кон. XIX в. (ГВСМЗ)По-видимому, на рубеже XVII и XVIII вв. сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой Е. Наиболее раннее свидетельство об этой традиции — записная книга лиц, принимавших участие в крестном ходе с иконой Е., датирующаяся 1736 г. Распоряжением Суздальского и Юрьевского митр. Сильвестра (Гловацкого) от 29 сент. 1759 г. было запрещено «тот образ к крестному из соборной церкви хождению приносить», т. к. в консистории «указов и определениев не отыскано», а «от тех иеромонахов, когда оное крестное хождение куда придет… случается быть некоторое неблагообразие». Крестные ходы были возобновлены при еп. Геннадии (Драницыне), в 1768 г. было позволено образ «приносить духовно монашествующим по прежнему обыкновению». Крестные ходы продолжались в XIX — нач. XX в. Как правило, вместе с другим чтимым образом — Корсунской иконой Божией Матери — образ Е. износился «при иеромонахе и послушниках монастыря как в дома суздальских городских обывателей, так и в ближайшие селения». В нач. XX в. икона приносилась в уездные города Александров (1902−1908), Вязники (1902−1906), Ковров (1906), Муром (1902−1906), Шую (1902−1907), в промышленные центры, многие из к-рых являлись центрами старообрядчества: в г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) и в с. Кохма Шуйского у. (1903−1904), на Гусевскую хрустальную фабрику (ныне Гусь-Хрустальный) (1902, 1905), в слободу Мстёра Вязниковского у. (1901) и др.

В церковно-исторической лит-ре можно найти утверждение, что уже в нач. XVI в. в каменном монастырском Преображенском храме во имя Е. был освящен престол (СИСПРЦ. С. 94; Сахаров. 1870. С. 21; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 53). К возведенному, по-видимому, в 50 — 60-х гг. XVI в. монументальному 4-главому Преображенскому собору, вероятно, в то же время был пристроен придел во имя Е. В кон. XVI в. известна ц. во имя Е., находившаяся под горой, на к-рой первоначально стоял нижегородский Печерский мон-рь; храм пострадал 18 июня 1597 г. во время оползня, разрушившего обитель (Нижегородский летописец. 1886. С. 38). В писцовой книге Н. Новгорода 20-х гг. XVII в. упомянуты посвященные Е. приделы: в Крестовоздвиженской ц., стоявшей на подворье Печерского мон-ря в Нижегородском кремле, при ц. Св. Софии, Премудрости Божией, в нижегородском Благовещенском мон-ре (Писцовые книги XVII в. по Н. Новгороду // РИБ. Т. 17. 1898. Стб. 63, 346, 347). Придел во имя Е. был освящен ранее 1647 г. в соборе Преображенского мон-ря в с. Пурех. Эта обитель была основана в 1-й пол. XVII в. покровителями нижегородского Печерского мон-ря — князьями Пожарскими (Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 370, 420), в 1-й четв. XVIII в. она была упразднена, храм преобразован в приходский (закрыт в 1935, возвращен Церкви в 90-х гг. XX в.). В переписной книге 1678 г. в Васильевском мон-ре Гороховецкого у. указывается ц. Василия Великого с приделом в трапезе во имя Е. В XVII в. в нижегородской Мироносицкой ц., близ которой, по преданию, родились преподобные Е. и Макарий, также имелся посвященный Е. придел (Там же. С. 104; существовал еще в нач. XX в.). В кон. XIX в. известны посвященные Е. (вместе со свт. Дионисием и прп. Макарием Унженским) надвратная (Спасо-Евфимиева) ц. в нижегородском Печерском мон-ре, придел в храме во имя святых Космы и Дамиана в с. Коровники близ Суздаля.

А. В. Маштафаров

http://www.sedmitza.ru/text/1 103 907.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика