Русская линия
Новая газета Анна Шамбурова20.09.2004 

Дырка в космосе
Незаметно и как будто сама по себе появилась очень удобная религия


New Age. По-русски — «ньюэйдж». Слово импортное, красивое, загадочное и стильное одновременно. В определениях путаются: «новая идеология», «сектантство», «новая мифология», «новая религия». Так по-разному определяют «ньюэйдж» культурологи, священники, социологи и все такие умные. Они, похоже, в последнее время подсели на эту тему. На самом деле все те, кого ученые умы зовут «ньэйджевцами», сами себя таковыми не считают. Они вообще себя ни к кому не причисляют и не любят определений. Про «ньюэйдж» можно сказать только, что это — синтез. Синтез удобных практик и постулатов из оккультных течений и восточных верований… А вообще, слово-то красивое — «ньюэйдж».

Тимур — мой друг. Предлагаю ему заглянуть в магазин «Белые облака» на Покровке. Отнесся к предложению настороженно: «Белые облака» — это просто детище спроса на религию…. Впрочем, это не делает его плохим…"
Все-таки заходим. Тимур недоверчиво осматривает висящие на стене амулеты от сглаза и порчи. Рядом с Тимуром стоит девушка, одетая в этностиле, с серьезным видом изучающая какой-то медный кулон с пятиконечной звездой. «Это от чего?» — задает вопрос консультанту. Консультант в это время занят. С книжкой в руке сравнивает изображение японского иероглифа с висящей на стене картинкой. Кричит куда-то вглубь магазина: «Лен! Надо подписать иероглиф, а то приходят, спрашивают, что значит. Это вроде как-то с дзеном связано?». Тимур с усмешкой качает головой.
Ему 34 года. Ведущий программист некоей ведомой фирмы. Красив, на мой взгляд. Четыре года не спал с женщиной. Пять лет не ест мясо. Утверждает, что пять — отнюдь не причина четырех. Шесть лет назад «прошел через кризис среднего возраста», искал себя. Нашел. В «как бы дзен-буддизме». Два года жил в Таиланде, говорит, что вернулся бы туда: «Там все по-другому. Они такие спокойные. Там жизнь спокойная». Я спрашиваю: «Убегаешь от действительности?».
Вместо ответа вытягивает с доски объявлений флаер и дает его мне. На флаере надпись: «Каббала. Курсы для начинающих». «На, возьми — может, пригодится». Интересуюсь: изучал каббалу? Оказывается, и ее тоже. Побродив по магазину, купил книгу по йоге и какой-то кварцевый кристалл. Объясняет: «Нога болит — вдруг поможет… Слушай, помнишь рекламу „Адидаса“ — невозможное возможно? Тебя разве не вставила эта реклама?.. Ну вот. Это и есть ньюэйдж. Та действительность, в которую веришь ты, я, они».

Принципы «ньюэйджа»
Все есть единое целое, потому что все есть Бог. Человек — это божество.
Высокоразвитые внеземные цивилизации существуют.
Мира не существует. Он — иллюзия.
Реинкарнация существует.
Рай — это нирвана.
Ада нет.

…Москва. Поезд. Питер. Поезд. Южная Карелия, станция Свирь. 20 минут пешком. Автобус. Час пути. 1,5 километра пешком. Маленькая деревушка. Два километра пешком. Долина реки Важинки. Палаточный лагерь. Это маршрут ньюэйдж-семинара «В поисках себя».
Начиналась подготовка к семинару в Москве. Она заключалась в совместных «медитативных» видениях и грезах. Грезили вчетвером. Вчетвером и поехали. Бывалых было трое: парапсихолог Лариса, археолог Сергей, студентка-медик Татьяна.
Палаточный город находился в «аномальной» зоне. Местные к паломникам привыкли. По пути нам встретилась пара мужиков, которые за бутылку водки предложили показать места посадки «тарелок». Рассвет, тишина и ожидание анонсировавшихся чудес. Немного сбила с настроя «материалистическая» картина городка: люди вповалку спят на центральной поляне (вне палаток), кругом — мусор и пустые бутылки.
Не спал только один человек — Просветленный. Так его тут звали. В миру — Борис, музыкант из Москвы. Просветленный предложил: «Можно пока дунуть. Вы, кстати, что-нибудь привезли? А то у нас запасы кончаются». Мы ответили. Просветленный продолжал: «Скоро все проснутся… Вы тут осторожнее с клещами — сезон"… Проснулся народ через пару часов. Всего было 22 человека — самому младшему 15 лет, старшему — 39.
Нам настоятельно порекомендовали снять обувь и ходить босиком. «Поляна — святая. В святое место в обуви не ходят. Дунем?» — это опять Просветленный. В течение двух дней только он с нами и разговаривал. Потому как часть «семинаристов» отрабатывала «технику молчания». Другая часть — технику дыхания. Оставшийся — технику курения. Мы проводили время с оставшимся. «Вы пока присмотритесь тут, походите. Сразу нельзя включаться в ритуалы и смотреть не советуем». Мы так и сделали. Ходили по окрестностям в компании Просветленного. К вечеру обострилось восприятие. Понимали друг друга без слов и даже видели одни и те же картинки… Андрей это объяснял «открытыми каналами из Космоса"…
К вечеру второго дня к костру из леса пришел еще один человек — Петр из Петрозаводска. На вопрос, чем живет (питается), ответил уклончиво: «Жил месяц, ел рыбу и корешки всякие. Пока живой…». В общем, собеседник интересный.
На третий день мы включились в полноценную жизнь лагеря. Наконец-то нас отвели в палатку в центре. Она выполняла функцию храма. Внутри на небольшом постаменте стояли символы практически всех конфессий: рядом с Буддой — фигурка Иисуса Христа. В храме утром проводились занятия — произнесение мантр, примитивная йога для начинающих, лекции. Примерно треть из собравшихся в общих ритуалах не участвовала. Ходили мрачные, ни с кем не здоровались и не разговаривали. Впоследствии узнала, что это — колдуны, экстрасенсы и другие адепты. У всех свои цели… Вечером все разбрелись по поляне и щелкали фотоаппаратами. Говорят, что снимки здесь удаются редко. Некоторые утверждали, что «инопланетяне не хотят оставлять улик».
Четвертый день семинара был посвящен раскрепощению духа. В программу входили преодоление стыдливости и слияние с природой. Достигалось все это путем загорания в нудистском виде и групповых танцев под латиноамериканские ритмы. В танцах принимали участие практически все, кроме колдунов. Колдуны «ловили момент» для раскрытия какой-то дырки в Космосе. Я тоже не танцевала. Нет, не из-за дырки. Наблюдала. Немногочисленные девушки изображали амазонок и мужчин не жаловали. Видимо, по этой причине археолог Сергей прокричал мне через всю поляну: «Пошли заниматься сексом! Сегодня можно — я смогу научить тебя технике. Тебе это необходимо — надо избавиться от главенствующего эго». От эго избавляться я отказалась. Сергей нашел другого кандидата. На утреннюю лекцию по таро они не вышли — видимо, эго ученика оказало сопротивление.
Вообще, с сексом там все свободно. Была, например, одна пара из Екатеринбурга — муж и жена, на третий день они поменялись партнерами с другой парой. Утверждали, что все вышло «случайно»: спали вчетвером в одной палатке, кто-то что-то в темноте перепутал. Что именно — уточнять не стала.
Вообще расспрашивать не принято. Сами все расскажут. В таких откровениях с удивлением узнаешь о разных эзотерических практиках. В целом — хорошо. Природа. В мир мы возвращались с трудом — пришлось отказаться от некоторого опыта. Например, не стесняться… А за все время семинара ни разу не прозвучало слово «ньюэйдж».

Методы «ньюэйджа»
Полная чувственная изоляция либо, наоборот, чувственные перегрузки. Медитация, гипноз, самогипноз. Йога. Секс (желательно тантрический). Экстатический танец. Магические ритуалы. Использование кристаллов и «контакты» с духами. Дневник сновидений и их техника.

…Ольга была подающей надежды студенткой филфака. Не доучилась. Ушла с третьего курса, не дописав исследование о рериховских обществах. Затем — три года в Сибири, в тайной общине: оккультизм, магия и прочее. «Что за община?» — спрашиваю. «Не хочу говорить, боюсь паломничества». Мы сидим в вегетарианском кафе на Кузнецком Мосту. «Так ты о «ньюэйдже» собираешься писать? Нет этого явления. Есть просто огромное количество информации. Мы все сейчас пытаемся заполнить «вакуум свободы». Кто как».
Я спрашиваю: «А про что же тогда пишут?».
— Про то, чего нет. Ты смотрелась на себя в зеркало сегодня? Что ты там увидела — дуру, умную, красавицу?.. Правильно. Тебя там нет. «Ньюэйджа» нет. А пишут о том, что отражается в рамках зеркала. Как можно серьезно толковать об иллюзиях?
Мы замолчали. Ольга доедала морковные котлеты, а я рассматривала публику. Под конец я спросила ее про любимую рекламу. «Ну и вопросик… «Мегафон», наверное. Неплохой постулат, правильный: «Будущее зависит от тебя». По-моему, они сперли все это у Ричарда Баха. Может, это и есть основа «ньюэйджа»?..»

А вот эта реклама. Та, которую «сперли у Баха»:
«Я могу пройти сквозь стену. Я могу дотянуться до звезд. Я могу полюбить весь мир. Я могу объять необъятное. Я могу большее! Будущее зависит от тебя».
Какой-то умный американец сказал, что реклама — это спрессованный образ современности. «Не тварь дрожащая, а право имею» — основной постулат современной рекламы. Наверное, потому она нам и нравится. Нам примерно от 22 до 35 лет. Мы создаем свою, уютную и удобную систему координат. Но мы ли создаем? «Ньюэйдж» окружает нас везде — в рекламе, в кино, в книгах и даже мультфильмах («Король-лев»)… Наверное, это кому-то нужно. Нам кажется, что это нужно именно нам. Новая эпоха. «Ньюэйдж», короче. Правда, его, как выяснилось, нет. Как нет и этого текста. Вот так-то.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru