Новые Известия | Герман Петелин | 20.09.2004 |
В юности будущий иеромонах Сергий хипповал, однажды автостопом добрался до Рижского взморья, где московская «система» (так называли себя столичные хиппи) проводила свой слет. На дворе стояли застойные 70-е.
Вся страна строила коммунизм, а эти волосатые парни строить ничего не хотели, тусовались на съемных квартирах и спорили о смысле жизни. Так же, впрочем, как и молодежь, тянувшаяся к церкви. Евангелие и записи «Пинк Флойд» многим тогда казались равноценными вещами. О тех временах о. Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает с легкой иронией: «Мы тогда пытались плыть против течения, против лицемерия совка — и попали в струю…» Стремления плыть против течения не хватает, по его мнению, сегодняшним молодым.
С баскетбольной площадки, расположенной неподалеку от церкви, доносятся попсовые ритмы и крики подростков. Батюшка недовольно морщится.
«Не люблю попсу. Я апологет контркультуры, в том числе музыкальной. Составители антироковых брошюр утверждают, будто битлы продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Не думаю, что дьявол обладает властью подчинить музыке миллиарды людей. По сути, его власть иллюзорна. Кроме того, дьявол — отец лжи, он все время обманывает, не исполняя своих обещаний. Для русских же людей битлы сделали больше, чем для своих соотечественников и всего Запада: на их песнях выросло целое поколение людей, которые больше не желали жить за стеной, отделявшей их от остального мира… Знаете, у апостола Павла в послании к римлянам есть слова: „Как веровать в Того, о Ком не слыхали?
Как слышать без проповедующего? Вера от слышания“. Когда мы услышали рок-музыку, получили доступ к слову, поняли, кто такой Ленин, пришли в храмы, встретились с замечательными священниками, тогда мы стали верующими. До прекращения гонений на Церковь что-то здравое где-либо, кроме храма, услышать было трудно. В нашем областном центре был лишь один храм, и ктото еще должен был тебя научить ходить туда. А рок-музыку слушали все мои ровесники и если не отличали истину от лжи, то по крайней мере догадывались, что разница есть… Рок-музыка эту границу проводит очень резко. А попса ее стирает…» Рядом с храмом о. Сергия небольшое двухэтажное здание. В нем размещены мастерские, где работают сестры, живущие при церкви. В самой маленькой комнатке на втором этаже — сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены — шкаф с православной литературой, у другой — полки с аудиокассетами и дисками.
«Это моя музыкальная коллекция, — смущенно говорит о. Сергий. — Не так уж и много, правда?» На мой взгляд, много. Даже очень. Чтобы прослушать все записи, не хватит месяца.
«Битлз», «Лед зеппелин», «Аэросмит», «Дип перпл», «Пинк Флойд», Сантана… Русского рока почему-то совсем нет. А ведь о. Сергий с нашими рокерами дружит, ведет православную страничку на сайте «Армия «Алисы».
«В русском роке в большей степени, чем в западном, нагрузка все-таки ложится на текст, — объясняет священник. — А я включаю музыку только в те минуты, когда валюсь с ног от усталости, и мне некогда вдумываться в смысл песен. А у многих наших групп смысл песен серьезный, духовный.
«Алиса» — это и вовсе настоящее православное искусство».
Судя по всему, все, кто трудится вместе с о. Сергием при храме, в том числе пасмурные девушки в платочках, фаны Доктора Кинчева. «Вы слушали его последний альбом? — спросила меня сестра Галина и была огорчена моим невежеством. — Послушайте непременно! Там так много говорится о Боге!» Когда-то Галина в свободное от учебы на филфаке время хипповала. Но в 1990 году поехала в Оптину пустынь, познакомилась там с отцом Сергием, только что рукоположенным, и эта встреча изменила ее жизнь.
Отец Сергий и сам обратился к Богу за несколько лет до встречи с Галиной и другими своими духовными детьми из старших.
«Огромным толчком к православной вере был для меня сюжет о блаженной Ксении Петербургской в телепрограмме «До и после полуночи» — он произвел на меня неизгладимое впечатление. Другой замечательной передачей был «Взгляд». Для ищущей молодежи в этих программах было много полезного. Сейчас над Горбачевым смеются, но я не постыжусь сказать, что наше поколение — дети перестройки. В прессе тогда появилось много публикаций о церкви.
Часто писали об Оптиной пустыни, о старцах и великих людях, которые приезжали туда. В результате в монастырь хлынул поток молодежи. Летом в четырех километрах от Оптиной, на берегах озера Любви, разворачивались палаточные лагеря. Я тогда был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Сами знаете, там, где есть палатка и костер, обязательно будет гитара. Мы подходили, и я просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из «Дип перпл». А потом начинались вопросы о церковных канонах, о том, не противоречит ли рок-музыка вере в Бога. Мы объясняли.
Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились. Некоторые даже поступили в семинарии, сейчас служат в храмах».
Проповеди на тему «Рок и Бог» сегодня отец Сергий произносит намного чаще, чем в бурные годы перестройки. В прошлом году Ярославский архиепископ Кирилл пригласил его выступить перед молодежью.
Вместе со священником в Ярославль приехали столичные рок-музыканты. Стены местного ДК несколько часов сотрясались.
Бабульки, узнав, что их внуки собрались на проповедь, в испуге крестились.
«Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?» — считает отец Сергий.
Смотрим видеозапись, сделанную в одном из московских рок-клубов. Музыканты нацеливают со сцены гитары в зал, ударник лупит палочками по тарелкам, внизу несколько десятков девчонок и парней вскидывают руки, прыгают и визжат.
Вдруг музыка стихает. Из зала раздаются возгласы: «Давай еще!» Солист притягивает к себе микрофон и говорит: «К нам в гости пришел священник. Он хороший человек и хочет с вами поговорить. Просьба бутылками в него не кидаться!» Публика гогочет, полагая, что это шутка, однако на сцене действительно появляется коренастый человек в рясе, с крестом на шее. «Я хочу вас поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы!» — восклицает он и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме среднего и указательного.
Виктория, победа. Зал ревет, над толпой взлетают руки с растопыренными пальцами. Дальше следует рассказ о советских временах, о том, как сажали за убеждения в психушки. И о смысле христианства. Какой-то парень возмутился было религиозной пропагандой, но на него зашикали: «Пусть чел выскажется!» И «чел» высказывается. Да так убедительно, что на последних словах ребята начинают скандировать: «Мы православные, мы православные!» Церковное начальство к работе священника с молодежью относится в общем благосклонно, а вот его пожилые прихожане не разделяют увлечения отца Сергия роком.
Прошлой зимой даже пожаловались на него патриарху. «В храме на Лазаревском кладбище я служу десять лет, здесь у меня дружный приход, а во втором храме, в Бибирево, где я всего лишь второй год, сложилась другая ситуация, — рассказывает отец Сергий, осторожно подбирая слова. — Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных: «Ты не туда встал, не так зажег свечу…» Своими советами они только отпугивают людей от церкви. Поэтому я вывесил на дверях объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания».
Ответная реакция не замедлила себя ждать: на имя патриарха была отправлена кляуза.
К ней прилагались злополучное объявление, книга отца Сергия «Современная культура: сатанизм или богоискательство?», несколько аудиокассет и пачка фотографий группы «Алиса». К неудовольствию кляузников, оргвыводов не последовало. После чего иеромонах ввел в планы занятий в воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем он хочет открыть православный культурный центр, где могли бы выступать и рокмузыканты.
Можно было бы сказать, что неформальная миссионерская деятельность отца Сергия — адекватный ответ на запросы времени. Однако еще апостол Павел — тот, который сказал, что «вера от слышания», — разъяснял своим ученикам: с людьми, находящимися за церковной оградой, но проявляющими интерес к церкви, следует говорить на их же языке. Те, кто в церкви, слышали проповедь Христа о нравственном законе, а язычники — они «естеством закон творят». То есть поступают согласно зову сердца. Вот и отец Сергий ничего противоестественного в рок-музыке не видит.
Ведь она выражает стремление плыть против течения.