Русская линия
НГ-Религии Талиб Саидбаев17.09.2004 

Саудовская Аравия меняет свой имидж
«Мусульманский мир надо реформировать во имя прогресса», — считает король Фахд


Об авторе: Талиб Сарымсакович Саидбаев — религиовед.


Саудовская Аравия — колыбель ислама. Здесь Пророк Мухаммад проповедовал новую монотеистическую религию. На этой территории ислам достиг первых успехов, здесь было создано первое в мире мусульманское государство. В Саудовской Аравии находятся две величайшие святыни ислама — святилище Кааба в Мекке и мавзолей Пророка Мухаммада в Медине.

Тринадцать с половиной веков на территории Саудовской Аравии жили полунищие племена. В обществе безраздельно господствовали ислам и основанное на нем мусульманское право — шариат. Шли века, но в стране ничего не менялось, люди жили так же, как их далекие предки.

Однако в 30-х годах прошлого века в Саудовской Аравии были найдены богатейшие залежи нефти, которыми власть страны сумела правильно воспользоваться. Сейчас это государство занимает 20-е место в мире среди стран — экспортеров промышленной продукции.

Однако модернизация общества требует развития и его политической системы. Этого требует и меняющееся сознание населения страны, в первую очередь молодежи и женщин. Необходимость реформирования, под которым в первую очередь понимается реформирование ислама, четко осознается правящей в стране королевской семьей. Комментируя, например, работу прошедшей в январе этого года Всемирной исламской лиги, король Саудовской Аравии Фахд Ибн Абд Аль-Азиз Аль Сауд заявил: «Мусульманский мир надо реформировать во имя прогресса и преодоления трудностей».

Однако необходимость перемен осознается далеко не всеми членами общества. Достигнутые в этой области успехи не столь заметны, как, например, в экономике. В стране идет явная борьба между либералами — сторонниками дальнейшего сужения сферы воздействия ислама — и консерваторами, выступающими за неизменность сложившейся ситуации.

Либералам, пусть и с большими трудностями, удалось кое-что реально изменить. Так, система образования, веками остававшаяся монополией духовенства, в наши дни стала преимущественно светской, хотя изучение религиозных предметов занимает до одной четверти времени. Наметились явные признаки того, что нормы шариата постепенно начинают сдавать свои позиции и в других вопросах. Вот лишь два ярких примера, подтверждающих сказанное. На закончившихся в Афинах Олимпийских играх, несмотря на отчаянное сопротивление консерваторов, страну представляла мусульманка. Пусть и в традиционной мусульманской одежде, но сам факт свидетельствует о многом.

Другой факт. В начале этого года в городе Джидда прошел Международный экономический форум. В нем участвовали и 300 женщин, занимающихся бизнесом. От мужчин их отделял специальный экран, но тем не менее они заходили на «мужскую половину» и свободно гуляли с непокрытой головой. Одна из женщин появилась перед микрофоном без платка и призвала к равенству мужчин и женщин. «Крамольная» речь вызвала аплодисменты в зале и бурю восторга в либеральной арабской прессе. Газеты назвали ее «исторической» и украсили первые полосы фотографиями героини с хиджабом, лежащим на плечах.

Консервативное духовенство, естественно, выступило против совместного пребывания мужчин и женщин в одном зале и особенно появления женщин без хиджаба. Священнослужители подали жалобу в вышестоящие инстанции, обвинив женщин в «нарушении устоев ислама». Те, в свою очередь, также решили подать жалобу на действия духовенства. «Это обычная реакция — объявлять все не соответствующим исламу, — пояснила одна из предпринимательниц. — Если бы власти были недовольны происходящим, они могли бы нам запретить участвовать в этом мероприятии».

Но консерваторы не намерены сдавать свои позиции и готовы отстаивать их любыми средствами. На их стороне, что немаловажно, довольно большая часть населения, которое считает богатство страны результатом благосклонности Аллаха к ним, их преданности исламу. Консерваторы видят в культуре Запада антипод мусульманской культуры. Они демонизируют ее, проповедуя, что война между Востоком и Западом будет продолжаться до победы ценностей ислама. У консерваторов очень важный козырь: законодательство страны базируется на исламских принципах.

Пользуясь этим, клерикалы борются за сохранение своих прерогатив при решении любых вопросов. На этом пути они готовы бросить вызов даже королевской семье. Именно об этом свидетельствует случай, происшедший два года назад. Один из принцев — 19-летний Фахд Бен Наиф — во время уличной драки в Эр-Рияде убил 17-летнего юношу. По настоянию эмира города суд был проведен по всем шариатским нормам и принца приговорили к смертной казни через обезглавливание.

Все попытки родителей осужденного добиться прощения у отца убитого или уладить дело через выкуп были отвергнуты. 13 судей высказались за смертный приговор. Только за несколько минут до казни, которая должна была состояться на площади Правосудия в Эр-Рияде утром в субботу, отец убитого неожиданно заявил, что он прощает убийцу своего сына «без всяких условий». Казнь отменили.

Консерваторы нередко обвиняют даже Верховного муфтия страны Абдул Азиз ибн Абдуллу аль-Шейха в различного рода уступках властям, требуя от него радикальных мер по отношению к «врагам ислама».

Консерваторы не останавливаются и перед тем, чтобы отстаивать свои требования путем террора. За последние годы Саудовская Аравия пережила несколько террористических актов, совершенных в различных регионах страны. Власть страны решительно выступила против проявлений терроризма в любой стране мира. В свою очередь, Комиссия американского Конгресса по расследованию терактов 11 сентября 2001 г. пришла к выводу, что Саудовская Аравия не финансировала деятельность «Аль-Каиды». В выводах комиссии говорится: «Мы не нашли никаких доказательств того, что правительство Саудовской Аравии или какие-либо его высокопоставленные представители спонсировали эту организацию».

Правящий режим старается дистанцироваться как от сторонников, так и противников реформ, сохраняя за собой последнее слово. Так, кронпринц Саудовской Аравии Абдалла объявил, что намерен провести в стране реформы и не даст вмешиваться в этот процесс ни клерикалам, ни либералам.

Власти делают решительные шаги, направленные на уменьшение роли консервативных имамов. Например, в 2003 году лишились своих мест 1357 имамов, которые были уволены «за некомпетентность» и за то, что проповедническую кафедру они использовали для поощрения религиозного экстремизма. В начале этого года были уволены еще 900 имамов «за небрежное отношение к работе» и за то, что они «вводят в заблуждение правоверных».

Таким образом, Саудовская Аравия, до последнего времени бывшая оплотом консервативного ислама, вступила на путь обновления и реформ.

15.09.04


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика