Русская линия
Русское Воскресение Наталья Морозова16.09.2004 

Источник преподобного Ферапонта
К торжеству основания святой обители

Совсем скоро минут уже шесть столетии с тех пор, как святым преподобным Ферапонтом в 1408 году был основан Можайский Лужецкий Рождества Богородицы мужской монастырь. Шестьсот лет исполнится и святому источнику, находящемуся неподалеку от обители, по преданию, ископанному руками самого святого старца.

Ни одно дореволюционное издание о монастыре не обходились без упоминания об этой святыне: «При ручейке Исавице, вне монастыря, под горой — с северо-западной его стороны издавна поставлена деревянная часовня над родником, называемым, по преданию, колодезем преподобного Ферапонта. Чистая, чудная на вкус вода привлекает к себе богомольцев и недужных, которые по вере получа­ют здесь исцеления».

Этот колодезь традиционно служил местом паломни­чества и считался чудотворным. «На этот св. источник ежегодно, на память преп. Ферапонта, 27 мая, совершается из оби­тели крестный ход в преднесении чудотворной иконы сего преподоб­ного, при великом стечении молящихся. Молебное пение с чтением акафиста и водоосвящением совершается на открытом воздухе, против сего св. источника».

Согласно указанию автора многих трудов по истории монастыря архимандрита Дионисия (Виноградова)(1847-(1892)), первое существующее упоминание об этом обычае крестных ходов к святому ис­точнику относится к 1810−1811 годам, и известно из записки некоего иеромонаха Гавриила.

Архимандриты Лужецкого монастыря и благочестивые граждане, почитающие память святого, всегда заботи­лись о благоустройстве колодезя преподобного Ферапонта. Часовня, установленная над родником, неоднократно исправлялась и переделывалась.

Например, в 1861 году, при архимандрите Викторе (Саврасове) (1859−1872 гг.), вместо обветшавшей, была устроена новая деревянная брусчатая часовня на 200 рублей серебром, пожертвованных московским купцом и уроженцем г. Можайска Иваном Рыбниковым по случаю его исцеления от воды из источника.

В рукописных сборниках о чудесах преподобного Ферапонта, запись в которых велась настоятелями Лужецкого монастыря, сохранялось известие об этом событии. Оно повествовало о том, как купец с тем, чтобы «увековечить память о своём благодатном исцелении, полученном от этой врачующей по молитвам преподобного Ферапонта всякие недуги святой воды», объявил настоятелю монасты­ря о своем желании построить часовню. «Да не останется в забвении у меня это чудесное событие, совершившееся со мною, но да послужит и для всех истинно верующих к назиданию и в благоговейное прославление сего преславного чудотворца преподобного Ферапонта, а чрез него и Того Великого Бога, который дивно прославляется в угоднике своем». Часовня вскоре была воздвигнута по разреше­нию епархиального начальства. А купец затем на протяжении многих лет раз в год совершал паломничество в Лужецкую обитель и молился преподобному на месте своего исцеления.

Святой колодезь также был исправляем при архиман­дрите Дионисии (Виноградове) в 1875,1882 и 1886 годах.

Вот что сообщает монастырская летопись о работах, произведенных на источнике в 1886 году: «Начато изображение (в картинах) жития преподобного Ферапонта, и в сем году сделано таких картин восемь. Из них шесть в паперти соборной и две на стенах св. колодезя преподобнического. Об означенном колодезе получено сведение, что, окрестные жители, водой его лечат детей больных, которые и получают исцеление по молитвам преподобного; вследствие сего, у того колодезя устроен в сем году кирпичный бассейн вместо деревянного, круглый; верхний его край обложен белым камнем, а над ним установлена железная решетка в виде главы; при стоке воды снаружи колодезя — другой, малый бассейн, из которого бы можно было брать воду; исправлен пол в часовне, крыша тесовая гнилая заменена новою, из осиновой стружки, наружные стены расписаны с трех сторон картинами, из коих на восточной — св. животворящий крест с ангелами по сторонам, на северной — изображен преподобный Ферапонт, раскапывающий своими руками сей колодезь, а на южной — тотже преподобный, испрашивающий целебоносную силу воде вырытого им сего колодезя».

В1908 году, и, по-видимому, в последний раз часовня переделывалась архимандритом Вениамином (Аверкиевым)(1904-(1917))при подготовке к празднованию 500-ле­тия Можайского Лужецкого монастыря.

Среди духовенства, при­бывшего на это торжество, были митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов) и Серпуховский Анастасий (Грибановский), с ними благочинный ставропигиальных монастырей архимандрит Новоспасского монастыря Борис. После праздничной литургии к колодцу преподобного Ферапонта направился крестный ход, и, «в устроенной над колодцем часовне, благолепно возобновленной к торжеству заботами архимандрита Вениамина, архимандрит Борис совершал водоосвящение с молебном и акафистом преподобному».

Это последнее известное нам упоминание об источнике преподобного Ферапонта. После революционных потря­сений и закрытия монастыря забылась на многие годы традиция паломничества к святому колодезю. Часовня над ним была уничтожена. Здесь воцарилось такое же запусте­ние, — как и в самом монасты­ре.

Но чудеса по молитвенному предстательству преподобного Ферапонта продолжают совершаться и поныне. Лужецкая обитель обрела святые мощи своего основателя, обретен был и его источник, несмотря на то, что само место, где он находился, отыскать уже было непросто. Но преподобному Ферапонту угодно было, чтобы святой колодезь не остался в забве­нии. Пришлось приложить немного усилий, чтобы расчистить сам родник и территорию, прилегающую к нему. Сейчас это место при помощи Божией всячески благоустраивается к грядущему юбилею. Уже построена купель и строится гостиница для паломников. Рядом с источником возводится деревянный храм из леса, привезенного из Белозерского края, того самого, где основал свою первую обитель преподобный Ферапонт, и откуда он был призван на Можайскую землю.

На всем, что совершил праведник на этой земле, осталась печать его святости и его молитвы. Вода в источни­ке преподобного Ферапонта — чистейшая, как и жизнь угодника Божия, и несет в себе исцеление всем, с верою приходящим к ней. Это неиссякаемый дар святого, также как и его любовь к нам, живущим сегодня.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru