Итоги | И. Мельникова | 15.09.2004 |
Почему Великобритания? Потому что в ответ на вопрос: «В какой бы стране вы хотели учить своего ребенка?» — половина российских родителей назвали туманный Альбион. Собственно, в этом вопросе-ответе и есть решение проблемы финансирования британской системы образования: при мощной поддержке государства учебные заведения этой страны успешно экспортируют образовательные услуги. Только в прошлом году в Британии учились 20 тысяч россиян, каждый из которых оставил в Соединенном Королевстве примерно от 3 до 20 тысяч фунтов стерлингов как плату за обучение, проживание, питание и развлечения. Почему люди не потратили эти средства на российское образование, которое мы привыкли считать самым глубоким и фундаментальным и которое так нуждается в средствах? Среднестатистический ответ таков: учеба в другой стране дает шанс погрузиться в иную языковую среду, завести полезные контакты, получить диплом (сертификат), который будет признаваться во всем мире и даст возможность устроиться на более престижную работу. Наш диплом этих привилегий не дает. Строго говоря, приведенные аргументы справедливы не только для россиян, отправляющихся за знаниями в Великобританию, но и для всех студентов, выбравших для учебы другие страны. Только в прошлом году зарубежные школы-вузы предпочли два миллиона человек, а экспорт образования был для многих стран одной из заметных статей доходов. Сегодня треть рынка образовательных услуг контролирует Америка, в которой учится около полумиллиона иностранцев, приносящих в экономику этой страны более 12 миллиардов долларов в год. На втором месте — 13 процентов рынка — Великобритания, зарабатывающая на экспорте знаний больше 5 миллиардов долларов (из них только плата за обучение составляет 3 миллиарда — это почти совокупный бюджет всего российского образования). За ними следуют Германия — 10 процентов, Франция — 9 процентов и Австралия с 6 процентами. По подсчетам специалистов, к 2005 году финансовые показатели рынка образования достигнут 90 миллиардов долларов, а конкуренция в этой сфере обострится. Станет ли Россия, которая пока не входит в список лидеров экспорта образовательных услуг и зарабатывает на них всего лишь 200 миллионов долларов, заметным игроком на этом рынке? К следующему году вряд ли. А вот Британия точно удержит свое второе место. В Соединенном Королевстве, как, кстати, и у нас, есть хороший товар — образование. Но только они, уже в отличие от нас, умеют его красиво упаковать и выгодно продать. Причем в продвижении этого товара за рубеж задействована вся мощь британской государственной машины.
Пятая колонна
Когда в 1999 году Тони Блэр запустил программу по привлечению иностранных студентов в Великобританию, он поручил продвигать ее Британскому Совету (British Council — ВС). Сегодня это одна из самых мощных в мире организаций, которая занимается экспортом-импортом науки, культуры и образования. Ее офисы есть в 110 странах и в 217 городах, здесь можно получить любую информацию вплоть до полного перечня вузов с расценками на обучение и пошаговой инструкции для поступающих. Аналогичные организации есть и в других странах — экспортерах образования (например, в Германии — DAAD). Чаще всего они работают через свои посольства, тщательно и кропотливо изучая спрос на образовательные услуги там, где есть платежеспособные потребители. Так, по данным ВС, наибольшую популярность у россиян имеют образовательные программы по изучению английского языка — EFL (English as a Foreign Language). Подавляющее большинство желающих учиться по EFL — это школьники, а у совершеннолетних россиян особым спросом пользуются программы последипломного обучения и курсов повышения квалификации, а также MBA (Master of Business Administration). На основе этих исследований пишутся конкретные бизнес-планы. Например, на ближайшей выставке британского образования EducationUК, которая пройдет в Москве 18−19 сентября в «Экспоцентре», будут представлены те университеты, колледжи и школы Соединенного Королевства, на образовательные продукты которых существует повышенный спрос в данном регионе. По такой схеме BC работает и в других странах.
Как правило, ВС возит по странам и континентам те вузы-колледжи-школы, которые имеют его аккредитацию. Лейбл «аккредитовано ВС» красуется на всех буклетах, об этом каждого входящего на порог школы или университета обязательно извещают в устной форме. По сути это то же, что у нас — аккредитовано и одобрено Министерством образования. «Мы должны быть уверены, что учебное заведение, которое рекомендуем, дает самое качественное образование», — сказали «Итогам» в лондонском офисе ВС. О том, что это способ контроля и защиты рынка экспорта образовательных услуг, нам не говорили — и так ясно. Впрочем, неаккредитованные учебные заведения запретить никто не может: они сами выходят на зарубежные рынки. Однако для некоторых из них главный товар вовсе не образование, а визы в Британию. Но это уже обратная сторона стремления вузов и школ облегчить иностранцу дорогу в свои пенаты…
Язык как товар
Представим себе, что в России появилась организация, аналогичная ВС или DAAD, и стала проводить выставки российского образования за рубежом, то есть занялась довольно мощным пиаром. Ведь нам действительно есть чем гордиться: наши студенты считаются самыми умными, а компетентность профессуры признается во всем мире. Что получит иностранец в российском вузе? Безусловно, высокое качество лекций и семинаров, системный и глубокий подход к изучению наук — все, чем славится наше образование. Но это, к сожалению, действительно все. Материальная база большинства вузов пришла в упадок или просто устарела, а потому проводить серьезные научные исследования можно лишь в единицах лабораторий. Обеспечить безопасность иностранных студентов у нас, как показывает жизнь, не в состоянии ни сам вуз, ни милиция. Условия проживания в общежитиях трудно назвать комфортными. Одним словом, наше образование — это товар, который не оформлен и не годен для экспорта. Как стиральная машина без корпуса: отлично стирает, но может убить, ибо провода оголены… Сколько ее ни рекламируй, все равно покупать не будут.
Как упаковывают свой образовательный товар британцы? Знакомство с британским образовательным сервисом началось с толстой папки от ВС, в которой было все, начиная от справочника учебных заведений Британии, сопроводительного письма BC, телефонов посольства, координат встречающей стороны и заканчивая картой метро. Буквально на днях наш коллега отправлял своего сына-студента в Китай: в международном отделе института ему выдали только приглашение от университета: ни адреса самого вуза или посольства, ни маршрута, ни сопровожденияЙ Это уже сервис по-нашему и, как выяснилось, по-китайски. Ничего подобного в Британии быть не может, даже если вы отправляетесь туда, например, учить английский без помощи ВС. Это тоже возможно: достаточно выбрать школу и отправить туда запрос. По словам директора Glasgow School of English Эндрю Леннокса, время, проходящее от запроса до ответа, составляет обычно сутки. Школа оформляет письмо о зачислении, на основании которого можно получить учебную визу в страну. Директор школы лично встречает каждого студента в аэропорту, препровождает к месту жительства (кампус или семья, гостиница или аренда квартиры — по желанию). Кроме того, школа предлагает помощь в поступлении в колледжи и университеты Англии и Шотландии. Все это бесплатное приложение к обучению (кроме, конечно, проживания), которое стоит 200 фунтов стерлингов в месяц. Британцы предлагают свой язык в любом варианте: хочешь — разговорный, хочешь — профессиональный. Допустим, London School of English продает английский для бизнесменов и специалистов. И преподносит его в упаковке, которая должна нравиться топ-менеджерам. Это дорого (460 фунтов стерлингов в неделю), но респектабельно: школа в центре Лондона, на задворках — закрытый спорт-клуб, где играет в теннис британская элита.
Конкуренция среди языковых школ огромная: они существуют за счет иностранных студентов. Английский в Соединенном Королевстве — самый ходовой образовательный товар: его изучают 750 миллионов человек. Без этого страна вряд ли смогла бы занять второе место на рынке образовательных услуг.
Высший класс?
Кроме языка, британцы продают иностранцам школьное и среднее профессиональное образование. Наши дети, вкусившие прелести английских школ-колледжей, смеются, когда в 10-м классе им объясняют то, что они прошли чуть ли не в начальной школе. Всем известно, что особых знаний в школах Великобритании, Германии или Франции не получишь. И школьное образование часто покупают для того, чтобы поступить в университет. Российский аттестат считается недостаточным для поступления: не хватает пресловутых двух лет профильной школы. За два года наши дети подтягивают английский, сдают необходимые тесты и спокойно подают заявку в университет. Те же привилегии дает учеба в колледже. Только это еще заманчивее. Например, в Шотландии после окончания колледжа можно поступить сразу на третий курс университета, ибо все программы состыкованы, а контрольные годовые тесты везде одинаковы. Потрясающая возможность сэкономить деньги: учеба в вузе для иностранца стоит в лучшем случае 6−10 тысяч фунтов в год, в колледже — в два раза дешевле. Параллельно получаешь специальность. Однако школьное и профобразование иностранцами востребовано меньше, чем вузовское. Основная масса приезжает в Англию за степенью магистра и последипломным образованием (идентичным нашей аспирантуре) или МВА. Кстати, последний с каждым годом становится все популярнее, хотя существует мнение, что этот курс придумали исключительно для того, чтобы на нем зарабатывать. И нет, пожалуй, в Великобритании университета, который не имел бы этого бизнес-курса и не продавал его за хорошие деньги (минимальная цена за год — 10 тысяч фунтов). По большому счету, само содержание учебных курсов в вузах узконаправленное. Если вы специалист по Достоевскому, то будете наизусть знать пяток его книг и критику. Но ничего о том, почему родились эти книги, в какой исторический период… А потому можно спорить, насколько глубокое образование продают университеты. Справедливости ради стоит сказать, что в английских вузах есть то, что у нас почти недоступно: возможность работать на новейшем исследовательском оборудовании. Условия для учебы по нашим меркам идеальные. Взять хотя бы Kingston University, где каждый учебный курс подкреплен компьютерным модулем. Достаточно набрать логин и пароль — и к вашим услугам все о требованиях, системе оценки, лекции, чаты, семинары. Каждый университет имеет службу по работе с иностранными студентами, в каждом — шикарные библиотеки, спортзалы. Чистота и красота английских газонов, полная безопасность и доброжелательность окружающего населения — визитная карточка всех английских вузов. В такой упаковке британское высшее образование с удовольствием покупают: иностранцы составляют от 15 до 25 процентов от общего числа учащихся, но приносят вузам почти столько же денег, сколько все остальные. Например, в University of Nottingham из 30 тысяч студентов 5 тысяч иностранцев, в прошлом году они внесли в копилку вуза 40 миллионов фунтов.
Сегодня российских студентов и аспирантов в Британии немного, львиную долю составляют студенты из Азии, на долю которых в 2003 году пришлось около 58 процентов образовательного спроса. Однако британцы уверены, что к 2020 году число иностранных студентов утроится и заметную их часть будут составлять именно россияне. Кстати, в британском высшем образовании есть одна любопытная тенденция: в последние годы отмечено резкое снижение интереса европейцев к точным и естественным наукам. Именно этот пробел, похоже, университеты туманного Альбиона постараются заполнить в том числе умными российскими студентами. Например, в Шотландии уже принят закон о том, что все выпускники университетов могут остаться в стране на два года для работы. Сейчас парламент Соединенного Королевства думает о том, чтобы распространить его на всей территории страны.
Согласно исследованию, которое было недавно завершено BC, к 2020 году около шести миллионов человек будут обучаться в высших учебных заведениях не в своих родных странах, а за рубежом. Какая часть этих людей будет учиться в России? В указанном исследовании такой цифры нет. Но если мы сможем отвоевать хотя бы десять процентов потребителей, то вопрос, как заработать еще один-два образовательных бюджета страны (сейчас он составляет примерно 4 миллиарда долларов), уже стоять не будет. Тем более что наше образование само по себе — достойный товар, осталось приспособить его для применения, упаковать и разрекламировать. Овчинка, судя по успехам маленькой по российским меркам Великобритании, стоит выделки.