Российская газета | Ирина Аксенова | 15.09.2004 |
— О нас всегда старались говорить свысока, как о раскольниках, секте, — заметил митрополит. — Но факт: наши предки пережили 350 лет непрерывных гонений, однако донесли в чистоте ту веру, которая была до раскола.
Редкий гость вызвал неподдельный интерес в Хабаровском крае, где, как известно, имеются старообрядческие общины. Они немногочисленны, а церковь Покрова пресвятой Богородицы, созданная старообрядцами, находится на самой окраине краевой столицы. Но это, подчеркнул митрополит, очередное свидетельство того, что государство, выстраивая свои отношения с Русской православной церковью, все предыдущие годы признавало лишь официальную ее ветвь — новообрядческую, что и помогало ей развиваться количественно и материально.
Однако сейчас ситуация меняется. Губернаторы территорий с пониманием относятся к представителям старой веры, признавая, что последователи протопопа Аввакума имеют также все основания считать себя Русской православной церковью, а вера, сохраненная ими, есть духовный огонь предков.
— Сейчас благоприятное время, чтобы восполнить те потери, которые мы имели, — считает митрополит Андриан.
Добавим, что нынешние местные старообрядцы — жители, как правило, отдаленных поселков, где гармоничнее всего реализуется цель единения природы и человека, поскольку считают нынешнюю цивилизацию разрушающей нравственность. Отказ от алкоголя, курения, от социальных государственных выплат, запрет на браки с иноверцами, обязательное двоеперстие, следование древним церковным канонам — также отличительные черты старообрядчества.
Так, представители старой веры не могут согласиться с канонизацией царя Николая II по той причине, что тот курил. Староверы считают себя более требовательными к себе, чем иноверцы: так, человек, который два воскресенья подряд не причащался, лишается причастия вообще, а если в течение нескольких лет не был на исповеди — лишается погребения.