Труд | В. Панков | 02.09.2004 |
— Так возможна ли добрая зависть? Или любое завистливое чувство греховно?
— Десятая заповедь Господня гласит: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего… «Иначе говоря, не завидуй. Зависть — страшное чувство. От него произошло неустройство во всей Вселенной. Первым позавидовал славе Божией ближайший к Богу ангел — сатанаил, который после отпадения от Творца стал называться сатаной. Далее этот грех перешел и на род человеческий.
Каждый человек, так или иначе, инструмент Божественного промысла. Поэтому очень важно понять свое призвание в жизни, направить свои способности в правильное русло. Если это так, то чувство зависти оказывается чем-то инородным, чуждым высокому назначению человека. Главными ценностями бытия становятся благодарность Богу и желание соблюдать святые заповеди. Несомненно, что всякий из нас по-своему неповторим и прекрасен. Помрачает же человека грех.
«Добрая зависть», в моем понимании, это стремление вести добродетельную жизнь и равняться на тех людей, которые в этом преуспели или преуспевают. Награда такому человеку — жизнь вечная и Божие усыновление. И это такое богатство, по сравнению с которым все сокровища мира — ничто.
— Ну, а как преодолеть греховную зависть, если она появляется в сознании, как ее распознать?
— Зависть прежде всего — это неправильное духовное устроение в человеке, разновидность душевной болезни. Очень важно бывает осознать, что эта болезнь у нас имеется, понять ущербность нашего мировоззрения.
Народная поговорка гласит: «Не тот богат, у кого сад, а кто одному цветочку рад». Необходимо научиться довольствоваться малым, стараться желать людям добра, не злорадствовать и не ожесточаться, например, по поводу того, что ваш сосед или знакомый построил новый дом или купил заграничный автомобиль, а вы этого не можете…
В книге премудростей Иисуса сына Сирахова сказано, что признак счастья — доброе, веселое лицо. Если человек мрачный — жди беды. Срабатывает часто известный принцип «домино», один грех порождает множество других. Разрушение плотины, как известно, тоже начинается с маленького ручейка.
Грех, как сказано в Евангелии, сначала поселяется в сердце человеческом, а затем выходит наружу и обращается в действие. Зависть, как ржа на железе или тля на траве, разрушает здоровье — и духовное, и телесное.
Люди нередко не замечают в себе многих страстей. По моему мнению, признак зависти — раздражительность по любому поводу. Если человек задумается: почему он раздражителен, сребролюбив или завистлив, — значит, есть шанс исправиться. В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: «Господи… даруй ми зрети моя прегрешения». Вот это, пожалуй, самое главное в жизни. Святые отцы также говорили, что не столько важно воскрешать мертвых, сколько видеть свои грехи. А главной целью жизни считали стяжание благодати Святого Духа. Когда человек исполнен благодати, его образно можно сравнить с сосудом, стоящим на огне, к которому не подлетает никакое насекомое, т. е. им не владеют страсти. Стяжание же благодати возможно только через воцерковление.
— Но как, например, инвалиду не завидовать здоровым людям?
— Однажды я общался с человеком, у которого не было ни рук, ни полноценных ног. Но вместе с тем он был вполне счастлив. Этот совершенно нетрудоспособный инвалид рисовал прекрасные картины, которые вывозились даже за рубеж. Брал кисть ртом и творил, что называется, чудеса…
Важно понять, что нет безвыходных ситуаций, и не падать духом. Господь не оставит человека, попавшего в беду.
Один мой знакомый, потеряв ногу, научился читать псалтирь по покойникам и в этом нашел свое высшее призвание и обрел самоутверждение. Примеров можно привести очень много.