Русская линия
Аргументы и факты Андрей Сарафанов02.09.2004 

Возвращение святыни
Русская икона стала козырной картой в политической игре


НА ПРАЗДНИК Успения Богородицы, 28 августа, в Успенском соборе Московского Кремля делегация Католической церкви, представляющая Папу Римского, передала Русской православной церкви список (копию) Казанской иконы Богоматери, много лет хранившийся в покоях Иоанна Павла II. Что стоит за этим событием?

КАЗАНСКИЙ образ Божьей Матери веками почитался на Руси как великая национальная святыня, судьба которой тесно связана с трагическими судьбами русского народа. Икона была чудесно обретена в 1579 г. девочкой Матреной на пепелище взятой Иваном Грозным Казани и помещена в женском Богородицком монастыре. С иконы были сделаны тысячи списков, многие из которых, как и подлинник, прославились чудесами. Один из списков Казанской иконы стал знаменит в 1613 г., при изгнании из Москвы полчищ захватчиков.

В начале XVII в. Русь погрузилась в кровавую пучину Смутного времени и попала в руки иноземцев — поляков и литовцев, которые хотели захватить Москву, насадить на Руси католицизм и подчинить ее польской короне. В ту скорбную годину русский народ поднялся на борьбу и сплотился вокруг патриарха Гермогена, князя Дмитрия Пожарского и мещанина Кузьмы Минина.

Патриарх Гермоген, несмотря на требование поляков не призывать население к сопротивлению, благословил ополченцев на борьбу с интервентами, за что был уморен голодом.

Стало собираться народное ополчение, к которому присоединились и дружины из Казани, уповавшие на помощь чудотворного образа Богородицы. В 1612 г. дружинники прибыли в Москву со списком Казанской иконы.

Она стала символом русского сопротивления. Свои многочисленные победы над поляками и освобождение Москвы в 1613 г. ополченцы приписывали заступничеству Божьей Матери. В 1636 г. в столице на Красной площади был построен Казанский собор, где поместили победоносный список.

А подлинная чудотворная икона была похищена из Богородицкого монастыря и уничтожена в 1904 г. грабителями, польстившимися на ее драгоценный оклад.

В начале XX столетия никому не могло прийти в голову, что в конце века Казанская икона окажется в покоях Папы Римского, потомка польской шляхты, принесшей на Русь смуту и разорение и виновной в гибели патриарха Гермогена.

В покоях Папы
И ТЕМ не менее это произошло. После Второй мировой войны уничтоженная святыня загадочным образом объявилась в Ватикане у Папы Римского, который утверждает, что его Казанская икона — тот самый чудотворный подлинник, пропавший в 1904 г.

Однако комиссия экспертов Министерства культуры Российской Федерации, посетившая Ватикан в 2003 г., установила, что папская икона является поздним списком XVIII в. По нескольким причинам она не может быть подлинным чудотворным образом. Ее живописный слой никак нельзя отнести к XVI в., а предположение о том, что икона имеет второй, более древний слой, не подтверждается рентгеновским исследованием. Кроме того, размер папской иконы (31,1?27 см) больше размера подлинника (26,7?22,3 см).

Не может быть ватиканская икона и чтимым списком из ополчения Минина и Пожарского, который по размеру был чуть больше (27,3?24,5 см) подлинника, но меньше образа, находящегося в Ватикане. Научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталья Чугреева полагает, что Казанская икона из Ватикана — это список, который можно отнести к первой половине — середине XVIII века. Скорее всего, папская икона — утерянный образ из знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря, некогда принадлежавший его основательнице Александре Мельгуновой.

Но Папа Римский, несмотря на сомнения экспертов, по-прежнему называет свою икону чудесно уцелевшим подлинником. Судя по всему, из этой «святой лжи» Иоанн Павел II хотел бы извлечь максимальную выгоду. Так старинная икона стала заложницей большой политической игры, в которой определенная роль отводилась и мэру Казани Камилу Исхакову. Мэр столицы Татарстана решил, что чудотворный образ Казанской Богоматери должен непременно вернуться в Казань, для чего официальная делегация во главе с самим Исхаковым отправилась осенью 2000 г. в Ватикан. На официальном уровне были проведены переговоры с ватиканскими дипломатами и с самим Иоанном Павлом II, во время которых обе стороны договорились о возвращении иконы в Казань, а власти Татарстана, в свою очередь, подтвердили свою готовность построить в городе католический храм…

Президентский показ
ВО ВРЕМЯ визита Владимира Путина в Ватикан в ноябре 2003 г. представители Католической церкви заверили российского президента, что икона обязательно будет возвращена на родину. Но возникает вопрос: почему Папа не воспользовался случаем и не отдал чтимый образ самому Путину? Президенту только показали икону и намекнули на то, что Папа хочет привезти ее лично.

Иоанн Павел II давно уже лелеет мечту посетить Россию и осчастливить Русскую церковь, передав «подлинную» Казанскую икону из рук в руки Московскому патриарху Алексию II.

Но личная встреча Папы и Патриарха, готовившаяся еще в 1997 г. в Австрии, отныне уже невозможна, так как отношения между церквами, и без того напряженные, были испорчены рядом шагов Ватикана по освоению православных территорий России и Украины.

Папу Иоанна Павла II никто в России не ждет, кроме малочисленной паствы, и его попытки всеми правдами и неправдами приехать в Москву вместе с чудотворной иконой успехом не увенчались. Икона действительно возвратилась в Россию из своей вынужденной эмиграции, но привез ее не Папа Римский, а делегация, состоящая из двух кардиналов. Таким образом, торжества католической пропаганды, на которое так рассчитывал Ватикан, не произошло, а русская святыня наконец вернулась на родину.

N 35 (1244) от 1 сентября 2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика