Воспитать человека- значит определять судьбу нации. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Дети, увы, редкие гости в «Слове». Поэтому сегодня в рубрике «Встреча для вас» мы с особым удовольствием представляем читателям рассказ о них и об их воспитателях в замечательном, необычном детском саду N 2365 в московском районе Братеево. Кроме того, фотографии самих детей — радостных и счастливых, светлых и одухотворенных — говорят больше многих слов. Детский сад N 2365 в Братееве не зря назван «Детским салом русском культурной традиции». Работает он с 1998 года по авторской программе педагогов высшей квалификации — заведующей садом Уткиной В. В. и методиста Писарсвой А.Е. Главное в программе — этнокультурный русский компонент образования и создание инновационной модели «Детского сада русской культурной традиции». Программа рассчитана на детей от двух до семи лет, осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей. Чтобы убедиться в том, что название детского учреждения соответствует истине, я побывала в нем на празднике «День славянской письменности», который проводили с детьми музыкальный руководитель Татьяна Москалева и методист Алла Писарева. На празднике присутствовали руководители примерно десятка других детских садов. Если вначале они сидели тихо, особо не выказывая своих эмоций, то уже к середине представления, даже если и хотели их удержать, не смогли. Дети, их знания, раскованность, веселые выступления, особая духовно-нравственная атмосфера покорили всех взрослых без исключения. Итог — не только буря положительных эмоций, но и осознание правильности и полезности начатого в Братееве дела. цель которого — воспитание детей с младых ногтей в духе патриотизма, в православной вере, в истинной любви к русской культуре и русскому языку. Эта передача знаний и навыков происходит в детском саду не в форме «предметов» на «уроках», а в ходе естественной жизни коллектива, когда во главу угла ставятся личность ребенка, его всестороннее гармоничное развитие, способность к самосовершенствованию. Для этого весь процесс воспитания детей в этом детском салу строится на глубоком освоении русского языка. русских традиций и русской культуры во ее великих образцах. Вот выдержки из сценария для детей подготовительной группы, по которому весело, талантливо и очень по-русски прошел праздник Славянской письменности и культуры в детском садике N 2365. Зал украшен иконами святых Кирилла и Мефодия, учителей славянской письменности. Ведущая говорит о том, что дети собрались сегодня на праздник в светлые пасхальные дни и начинать его будем с пасхального тропаря. Все встают и поют: Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех живот даровав! Ведущая. 24 мая мы с благодарностью вспоминаем и прославляем наших учителей — святых равноапостольных Кирилла и Меофдия. Они родились в городе Солуни в Македонии. Патриарх и император попросили братьев пойти на проповедь Евангелия в славянские страны. Славяне не имели своей азбуки. Они не понимали Евангелия, которое было написано на греческом языке. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, перевели Евангелие и другие книги на славянский язык, на котором до сих пор читают их русские, сербы, болгары и другие православные славяне. Братья отправились в свой самый трудный и опасный путь — учить и просвещать славян светом Христовой веры. До конца дней своих, подобно апостолам, ходили они по миру, проповедуя Евангелие. Благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы приняли христианскую нравственность, узнали православные праздники, обычаи. Церковнославянский язык и сейчас мы слышим в церкви. Давайте сегодня с вами вспомним, а какие же мы знаем праздники. В течение года их было много, и все они такие разные, но все без исключения учат добру, вере, надежде и любви. Помните, какой замечательный и радостный праздник Рождество Христово, когда Вифлеемская звезда возвестила о рождении Иисуса Христа. Ведущая обращает внимание детей на возвышенные и торжественные слова этой молитвы и объясняет, что все молитвы читаются на церковнославянском языке, с которыми люди обращаются к Богу. Народ объединяет язык и письменность. Святые Кирилл и Мефодий принесли на Русь письменность, перевели Евангелие и дали нашему народу богодуховный язык, который жив и доныне. Дети читают стихи. Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы. Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы. Ведущая вспоминает, как много праздников отмечали дети (дети «подсказывают» ей, тут же вспоминая Рождество). Ведущая говорит о рождественской елке, колядках, просит детей вспомнить одну из них. Дети читают стихи о Рождестве: Рождество Христово! На душе светло! Праздника святого солнышко взошло! Небеса так ясны, белый день в ночи. То Младенцу в ясли шлет звезда лучи! Стало плотью Слово ради наших бед. Рождество Христово — вечной жизни свет! Русские люди любили и защищали свою землю. Русская земля славилась своими защитниками: богатырями (дети вспоминают Илью Муромца) благоверными князьями (вспоминают князя Александра Невского, Дмитрия Донского), великими полководцами (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков). Наши мальчики учатся на примере великих предков и обязательно вырастут сильными, смелыми и верными защитниками нашей Родины (дети читают стихи об армии, солдате). Сияет солнце в День Победы и будет нам всегда светить, В боях жестоких наши деды врага сумели победить. Идут колонны ровным строем и льются песни там и тут, А в небе городов-героев сверкает праздничный салют. Дети исполняют песню «Если хочешь быть военным». Ведущая. Даже в самые суровые военные годы находилось место и боевой, веселой песне, и шутке, и пляске. Давайте спляшем, и все смогут увидеть, что и в пляске наши мальчики настоящие кавалеры. (Дети танцуют.) Ведущая. Помните веселый праздник, когда мы зиму провожали, весну встречали (дети вспоминают Масленицу), заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем и начинался Великий пост: время размышлений, тишины. (Дети читают духовные стихи.) Вхожу я тихо с мамой в храм, нисколько не шалю. Пусть Боженька увидит сам, как я его люблю. В сиянье Царские врата! Поставлю я свечу. И перед образом Христа прощенье попрошу. И кажется, что рядом Он, и происходит чудо… Я в этом храме был крещен, здесь и венчаться буду! задаю несколько вопросов методисту Алле Писаревой. — Каждый ли год вши детский сад проводит праздник «День славянской письменности и культуры»? — Проведение этого праздника стало для нашего сада традицией. Этот праздник очень естественно включается в программу нашего детского сада «Русской культурной традиции». Южное окружное управление образования помогло нам реализовать эту идею. — В чем суть концепции и программы вашего детского сада? — Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое русская культурная традиция. Мы считаем, что это все лучшее, что есть в русской культуре. Прежде всего это духовно-нравственное воспитание как основа деятельной и саморазвивающейся личности. Это целостное восприятие мира и на этой основе воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности (это развитие и интеллектуальное, и эстетическое, и психическое. и физическое). Это природосообразное раскрытие личности ребенка, инициирование самостоятельного творчества, развитие способности к самосовершенствованию. Это навык жизни в коллективе, где каждый самоценен и гармонизирован с коллективом, где любое частное мыслится главным образом, в связи с более высоким общим, выраженным в понятии «все под Богом». И конечно, это глубокое освоение русского языка, творческое и целостное освоение русской культуры во всех ее великих образцах — от крестьянских мелодий, исполняемых на рожках и гуслях, до произведений Чайковского и Свиридова; от народных промыслов до полотен Васнецова, Левитана, Серова: от пословиц и поговорок до творчества Лескова, Тютчева и Пушкина. Отдельно хотелось бы сказать о знакомстве детей с духовной культурой: здесь и народные духовные стихи, и духовная поэзия поэтов-классиков, и духовная музыка, иконопись, храмовая архитектура и конечно, церковнославянский язык. — Не сложно ли это для детей-дошкольников? Вы отбираете самых способных? — Мы не отбираем детей ни по способностям, ни по национальным признакам, принимаем всех желающих и любящих русскую культуру. Дошкольное детство — очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности — такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т. д. Поэтому материал, предлагаемый нашей программой, не требует дополнительных занятий, а включается в различные виды детской деятельности. Мы с удивлением обнаружили всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний и навыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизни коллектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т. д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться. — Как родители относятся к нашему детскому саду? Привлекает ли их православное, духовно-нравственное направление в воспитании детей? — Перед приемом новых детей в наш детский сал мы проводим беседы с родителями. а также общее родительское собрание, на котором рассказываем о нашем направлении работы, отвечаем на их вопросы. Это помогает нам заранее определить единомышленников. А родители еще до поступления ребенка в наш детский сад могут разобраться, нужно ли им такое воспитание и образование детей, или нет. Затем, уже сознательно выбрав наш детский сад. родители включаются в процесс воспитания. Они вместе с малышами знакомятся с обрядами русского народа, с большим интересом открывают для себя народные и православные праздники. При этом они учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника. становятся активными его участниками. Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники. Мы надеемся, что все это входит в жизнь семьи, становится главным содержанием совместной жизни. — Не секрет, что для современных детей взрослые не всегда являются авторитетом. Как ваши воспитанники относятся к взрослым? — В дошкольном возрасте авторитет взрослых очень важен, особенно потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Если обратиться к русской культурной традиции, то увидим, что в традиционной русской семье авторитет родителей. взрослых был очень важен. Исполнительные и поведенческие навыки перенимались от старших путем наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Поэтому очень важен положительный пример взрослого, взаимодействие, диалог старших и младших детей, детей с воспитателями и родителями. — Насколько значительный акцент в воспитании вы делаете на православие? В чем особенность православного воспитания? — Наш детский сад — муниципальное, светское учреждение. Номы неслучайно делаем оговорку — детский сад русской культурной традиции на православной основе. Именно православие как культурообразующая религия для России создало тот духовно-нравственный стержень, который на протяжении веков помогал нам выпоить в самые трудные периоды. Само собой, этот стержень пронизывает все лучшее в русской культуре. Осваивая вместе с детьми русскую культурную традицию, мы впитываем христианскую нравственность, видим высокие примеры проявления человеческого духа. Огромный духовно-нравственный потенциал этой традиции побуждает детей к активной умственной и прикладной деятельности, к ориентированности на коллектив и, главное. к совестливости в ситуациях нравственного выбора. В целом это означает гармонизацию личности, а значит, служит противовесом многим негативным тенденциям, к сожалению, ставшим приметой современного общества. — Отслеживаете ли вы дальнейшую судьбу своих питомцев? — За шесть лет работы нашего сада у нас было шесть выпусков. Нам, конечно, не безразлична судьба наших выпускников, тем более что в основном это дети нашего микрорайона Братеево, они все на виду. Мы очень радуемся и гордимся, что наши выпускники поступают в лучшие, престижные школы и гимназии микрорайона, что учатся они на «хорошо» и «отлично», они активно участвуют в школьной жизни. В нашем микрорайоне Братеево есть школа такого же направления, как наш детский сад, и родители имеют возможность по желанию отдать ребенка учиться туда. — Есть ли у вас духовный наставник? — Мы как люди православные, естественно. понимаем, что в вопросах воспитания детей трудно обойтись без советов и благословения священника. Поэтому настоятель нашего братеевского храма Живоначальной Троицы священник Олег Воробьев — наш главный помощник в деле православного, духовно-нравственного воспитания наших детей. — Дай Бог ему здоровья и сил, чтобы служить взрослым и детям, окормляя их святой православной верой, а значит, любовью друг к другу и к своему Отечеству! N32, 27.08.2004