Русская линия
Седмицa.Ru01.09.2004 

Решения «собора» греко-католиков прошедшего в Омской области

23 — 25 августа, накануне возвращение из Ватикана в Москву списка Казанской иконы Божией Матери в Омской области прошел униатский «собор», который постановил:
«На основании канона: 320 § 1 ККВЦ провести замещение должности временно управляющего вакантным Экзархатом. Управление вдовствующим Экзархатом переходит к Настоятелю Прихода, старейшему по пресвитерской хиротонии, священнику Сергию Голованову. Иерей Сергий Голованов, как временно управляющий Экзархатом пользуется всеми полномочиями и привилегиями Экзарха данными Апостольским Престолом священноисповеднику экзарху Леонтию (Леониду) Фёдорову, священномученику экзарху Клименту Шептицкому, епископу Андрею Каткову. Согласно канону 320 § 2 ККВЦ, с момента принятия на себя этого ответственного служения священник Сергий Голованов, является Протопресвитером, имеющим привилегии и отличия первые после епископа (Приложение N4)». Клирики новоявленного экзархата также постановили направить Папе Римскому Иоанну Павлу II «прошение о Понтификальном Благословении деятельности Экзархата на благо Святой Церкви и спасение верных в России».
Было также решено «уведомить Блаженнейшего Патриарха Игнатия Префекта Конгрегации Восточных Церквей о внесении поправок в пунктах о статистическом состоянии сведений об Экзархате». Греко-католические священнослужители также постановили «создать канцелярию и архив при Протопресвитере (Каноны 252 — 261 ККВЦ)», «разработать эскизы для официальных бланка, печати Протопресвитера, печати канцелярии, удостоверений для протопресвитера и духовенства», «провести консультации по вопросу создания научно-информационного центра Экзархата в городе Санкт — Петербурге», «создать официальный интернет сайт и печатный орган Экзархата, изучить вопрос создания собственной редакционно-издательской базы Экзархата», «провести анализ необходимых условий для обеспечения структур Экзархата богослужебной утварью и литературой».
Было также решено назначить «советников» при «протопресвитере-экзархе»: игумена Ростислава (Колупаева) — советником по Европейской части России; игумена Филиппа (Майзерова) — советником по делам монашествующих, иеромонаха Алипия (Медведева) — советником по вопросам литургики и церковного искусства.
Униатский «собор» принял решение: «в связи с возрождением Экзархата российских католиков византийского обряда, уведомить конференцию Католических Епископов РФ о необходимости включения в её работу канонического Управляющего Экзархатом».
Участники «собора» заслушали доклад «протопресвитера» Сергия Голованова «О положении российских католиков византийского обряда на территории РФ и в рассеянии», после чего постановили:
«1. Доклад и выступления принять к сведению. Выразить озабоченность и серьезную обеспокоенность положением российских католиков византийского обряда, что противоречит актам канонического права. Профанация наград, монашеских и священнических одежд, богослужебных облачений и неуважительное отношение к российско-византийским традициям (храмовая архитектура и внутреннее убранство, иконопись, литургические чинопоследования) со стороны римско-католических священнослужителей вызывает смущение народа Божьего, пастырями которого мы являемся по рождению, крещению и единству традиции. Просить наших собратьев членов латинского клира проявлять должное уважение и корректность по отношению к нам.
2. Указать Конференции Епископата партикулярной Римско-Католической Церкви на недопустимость узурпации термина „Католический“ на территории Российской Федерации исключительно ими, доказательством чего является издание церковных календарей латинского обряда и другой латинской церковной периодики под названием „Католический“ без обозначения обрядовой принадлежности».
На соборе также было заслушано сообщение игумена Филиппа (Майзерова) «О канонических основаниях приема в состав Экзархата духовенства и монашествующих из отделенных церковных общин» (то есть некатоликов). По итогам обсуждения сообщения постановили: «Духовенство из отделенных церковных общин, желающих придти в полное евхаристическое единство с Вселенской Церковью принимать в соответствии с нормами ККВЦ в присутствии двух свидетелей — католических клириков. Принять установленную форму. (Приложение 10). Игумену Филиппу (Майзерову) МСВВ поручить проведение искуса монашествующих, с дальнейшей рекомендацией на воссоединение с Вселенской Церковью».
На «соборе также заслушали сообщение иеромонаха Кирилла (Миронова) «О принятии мирян из отделенных церковных общин в единство с Вселенской Церковью». Униатские клирики постановили: «При присоединении мирян использовать формулу, предложенную митрополитом Андреем Шептицким, указывая ссылки на ККВЦ. (Приложение 11). Данный документ оформлять в трех экземплярах, Первый экземпляр выдавать на руки присоединенному мирянину, второй экземпляр сохранять в архиве общины или пресвитера совершившего присоединение, третий экземпляр направлять в архив Экзарха».
Было также заслушано «Сообщение иеромонаха Алипия (Медведева) МСВВ об экуменизме и миссионерской деятельности», после чего «отцы собора» постановили:
«Продолжая традиции идей российского экуменизма начиная от Владимира Соловьева, священноисповедника Леонтия (Леонида) Федорова, священноисповедника патриарха Тихона (Белавина), Всероссийского Собора 1917−18 гг., Святого Вселенского Ватиканского Собора II, мы заявляем, что не имеем никакого отношения к «профессиональному» экуменизму последователей митрополита Никодима (Ротова) и ОВЦС МП, профанирующих идеи экуменизма. Наш экуменизм выражен формулой: «Да будет едино стадо и един пастырь», мы не ищем других моделей единства. Наши общины являются видимым знаком, живой иконой и конечной целью уже достигнутого Церковного Единства.
Пренебрежение живым опытом, реализованном в Католических Церквях византийской традиции в Украине, Белоруссии, России и в других странах Восточной Европы, на Ближнем Востоке и в диаспоре, — преступно. Безответственно приносить нас в жертву и тешить себя мифом о диалоге с номенклатурой и церковной бюрократией, которая не выражает мнение многомиллионной паствы и опыт тысячелетнего Святого Предания.
На основании вышеизложенного, мы призываем верных Экзархата молиться о Церковном Единстве во главе с одним Архипастырем молитвословиями, написанными священноисповедником Леонтием (Леонидом) Федоровым.
В вопросах экуменизма мы полностью руководствуемся ККВЦ, канонами 902−908».
Как видно из приведенных цитат из протокола «собора» воинственный пафос «католиков византийского обряда» имеет мало общего с традиционными заявлениями официального Ватикана и российских католических иерархов о полном отсутствии практики прозелитизма среди населения России.

На «соборе» униаты также постановили:
«Поручить Протопресвитеру Сергию Голованову подготовить обращение к Конференции Римско-Католического Епископата России, по вопросу недопустимости нарушений норм канонического права, в частности:
a) При присоединении к Вселенской Церкви, лиц принявших крещение в византийской традиции из отделенных церковных общин, не принуждать их к переходу в латинский обряд.
b) На основании канона 896 ККВЦ, верных из отделенных церковных общин, признающих Никео-Цареградский Символ Веры и Римского Первосвященника, как видимого главу Единой Церкви Христовой — необходимо принимать незамедлительно после исповеди, во время Божественной Литургии, после чего, воссоединенному христианину необходимо преподать учение Католической Церкви по Катехизису Католической Церкви, перевод которого подтвержден архиепископом Фаддеем Кондрусевичем от 13 мая 1996 N70/96.
Категорически недопустимо обучение католиков восточного обряда латинской литургической традиции и латинским Сакраменталиям и культам: Розарию, Новеннам, Литаниям, «Крестной дороге», и «правильному католическому» крестному знамению на латинский манер в ущерб собственной традиции.
c) О сложившейся практике отлучения от Святого Причастия лиц ищущих Церковного единства на время катехизации, что противоречит ККВЦ и учению о Милосердии Божьем. В то время как, Католическая Церковь, в определенных случаях допускает уделять Святое Причастие членам отделенных церковных общин, равно как и своим верным приступать к причастию у них».
На «соборе» было также заслушано сообщение о готовящемся съезде мирян — «верных Экзархата» в Санкт-Петербурге, запланированном на ноябрь этого года. Было также постановлено «утвердить на уровне Экзархата Устав Монахов Святого Василия Великого» (т.е. Базилианского ордена) и утвердить Спасо-Преображенскую общину базилиан «как Ставропигиальный монастырь Экзархата Российской Католической Церкви византийского обряда», а игумена Филиппа утвердить «настоятелем Ставропигиального монастыря своего права». Решено также направить запрос в Конгрегацию Восточных Церквей с просьбой «назначить Епископа византийской традиции для возведения игумена Филиппа МСВВ в сан Архимандрита» и «поручить игумену Филиппу МСВВ подготовку документов к регистрации монастыря в Министерстве Юстиции РФ».
Архимандрию российских базилиан «собор» постановил основать в г. Санкт-Петербурге или области, с тем чтобы «поручить монахам общины поиск подходящего места под строительство монастырского комплекса». С целью укрепления базилианского монастыря в России решено также отозвать российскую монашескую общину базилаин из Рима в Россию.

Вызывает большое интерес перечень опубликованных вопросов для обсуждения на следующем «Соборе Экзархата»:
«1. Антиминсы и Святое Миро. Подготовить историческую справку и механизм обеспечения.
2. Поручить подготовку Концепции диалога с церковными структурами, практикующими древнерусские традиции до Московского Собора 1666 г. — иеромонаху Кириллу (Миронову).
3. Поручить подготовку Концепции диалога с церковными структурами протестантской традиции игумену Филиппу (Майзерову) МСВВ.
4. Разработать предложения по вопросам сотрудничества, координации деятельности и контактам с представителями Поместных Католических Церквей Восточной традиции. (Приложение 14).
5. Разработать предложения по вопросу деятельности наших собратий-монашествующих латинской традиции в плане благодарности их за труды, изучение накопленного опыта и оргвыводов, а также координации их деятельности на нашей территории и в нашей культурной среде.
6. Назначить день поставления Управляющего Экзархатом отца Протопресвитера, после проведения необходимых консультаций. Подготовить необходимее условия и приурочить к этому времени пастырскую встречу по обсуждению организационных рабочих вопросов.
7. Поручить Советнику Протопресвитера по вопросам Литургики и церковного искусства, иеромонаху Алипию МСВВ совместно с иеромонахом Кириллом (Мироновым) провести сравнительный анализ текста разрешительной молитвы для усопших в редакции, принятой в современной РПЦ МП и согласно традиции ревнителей древлего благочестия. Подготовить вариант текста и эскиз этой молитвы для употребления в Экзархате».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru