Московский комсомолец | 28.08.2004 |
В 1917 году трем детишкам в португальском городке Фатима явилась Богородица (это чудо Ватикан признал официально) и рассказала им… о России. «Откровение было дано сразу после июльских событий в Петрограде, когда выступление большевиков было разгромлено и как серьезную политическую силу их никто уже не воспринимал, — пишут в церковной прессе и передают слова Девы Марии так: — «Россия распространит свои лжеучения по всему миру, вызывая войны и преследования против Церкви. В конце концов Святейший Отец поручит Мне судьбу России, которая обратится, и пора мира будет дана миру».
Возвращение чудотворной иконы как нельзя лучше вписывалось в это пророчество. Тем более в момент, когда отношения между Россией и Ватиканом остаются напряженными. По слухам, Папа Римский ставил условием передачи образа свой приезд в нашу страну. В иностранной прессе появились публикации, где говорилось, что «американские и британские эксперты» подтвердили: икона датируется XIII веком, значит, это и есть оригинал. Мэр Казани г-н Ихсаков тоже об этом заявил.
Как образ попал к Папе Римскому? В России его якобы спрятал купец Швелягин, а после революции продал в Лондон миллионеру Солли Джоэлу. После серии перепродаж икона оказалась в католическом храме в Фатиме. А в 1982 году ее передали Иоанну Павлу II. Кстати, образ он показывал Путину — говоря, что молится Богоматери Казанской два раза в день.
* * *
И вот после долгих переговоров икона оказалась на русской земле. Выйдя из области версий и преданий, мы позвонили специалисту — Надежде Бекеневой, завотделом древнерусского искусства Третьяковской галереи.
— Я участвовала в экспертизе. Мне предоставили фотоснимки, я внимательно их изучила и могу с уверенностью сказать: икона XVIII века. А оклады сделаны и того позднее — в XIX столетии. Подобных списков тысячи. Самая ранняя икона Казанской Божьей Матери, дошедшая до наших дней, — работы Прокопия Чирина, 1606 года, которая хранится у нас, в Третьяковке.
— А где подлинник?
— Этого вам никто не скажет. Оригинал действительно пропал в 1904 году из Казанского собора в Санкт-Петербурге. Сгорела, похищена — версий много. С того момента до наших дней оригинал искали за границей. Но пока безрезультатно.
— Разумеется, эта икона не может быть подлинником. Максимум — XVIII век, — сообщил «МК» специалист по древней живописи Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Яков Вайтфельд. — Мэр Казани Ихсаков долго говорил о том, что икона — подлинник, но делал это, судя по всему, для того, чтобы поднять как можно больше шума в прессе. Впрочем, теперь и сам Ихсаков пошел на попятный. Говорит публично, что этот образ — тоже чудотворный. Вообще же, это все политика, не имеющая никакого отношения к настоящей церковной живописи.
И все же надежда, что в Россию когда-нибудь вернется образ, который нашла на казанском пожарище девочка Матрена, — эта надежда остается…
«МК» встретил делегацию кардинала в «Шереметьево». Гости прибыли спецрейсом на небольшом частном самолете. В течение всего пути кардинал Вальтер Каспер не расставался с иконой — она лежала рядом с ним на кресле, упакованная в светло-коричневую деревянную коробку с позолоченным замочком. У трапа самолета его встретил епископ Дмитровский Александр. В аэропорту делегации обеспечили «зеленый коридор» до местного VIP-ресторана, где она и заседала около часа. Таможенники святейших гостей не досматривали.
Наконец журналисты, собравшиеся у VIP-зала, дождались: в рамке металлоискателя показался озаренный улыбкой кардинал, прижимающий коробку с ценным грузом к груди. Вальтеру Касперу предоставили темно-синий «Вольво»: кардинал с Дмитровским епископом устроились на заднем сиденье, а икону водрузили рядом с водителем. «Едем в «Даниловскую» гостиницу!» — сообщил ему отец Александр.
До сегодняшнего дня икона хранилась в Даниловском монастыре. Сегодня в Успенском соборе Кремля Патриарх всея Руси Алексий Второй служит литургию во славу праздника Успения Пресвятой Богородицы. После службы кардинал торжественно вручит реликвию Алексию Второму.
Екатерина Деева, Оксана Химич, Анастасия Ракитина, Мария Черницына