Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 27.08.2004 |
Икона из личных покоев Папы
В среду в Апостольском дворце Ватикана Папа Иоанн Павел II передаст Казанскую икону кардиналу Касперу, которому поручено доставить ее в Москву. Икона пройдет крестным ходом от папской часовни к собору Святого Петра, где завтра в течение целого дня к ней впервые будет открыт доступ верующих. В пятницу кардинал Каспер доставит ее на самолете в Россию, а в субботу на празднике Успения Богоматери состоится сама церемония передачи. Впервые за тысячу лет раскола Западная Церковь возвратит святыню Церкви Восточной. Но произойдет это не так, как задумывал Иоанн Павел II, поляк, стяжавший лавры одного из главных могильщиков социализма. Папа лишь поцелует икону, прощаясь с нею во время генеральной аудиенции в Ватикане. Спустя три дня то же самое сделает Патриарх Московский, который будет встречать святыню в Кремле. Таким сложным образом два старца, управляющие Церквами на Западе и Востоке и ни разу в жизни не встречавшиеся, обменяются знаками Христова служения. Решение о возврате иконы Папа огласил 10 июля, тогда же Ватикан и Москва договорились о сценарии ее передачи. Однако как будет организован доступ верующих к иконе и где она будет храниться — в Москве или Казани, Патриархия пока не сообщает.
В течение одиннадцати последних лет Казанская икона висела в личных покоях Иоанна Павла II. Всего на четыре года меньше длились переговоры о встрече Папы и Патриарха и о возможности визита Иоанна Павла II в Россию, причем передача Москве чудотворной иконы рассматривалась Ватиканом в качестве одного из главных рычагов, с помощью которого католики рассчитывали добиться благоприятного для себя исхода диалога.
Однако все планы окончательно смешались год назад, когда совместная комиссия двух Церквей определила, что икона написана не в XVI веке, как считалось прежде, а в XVIII.
История Казанской
По преданию, первообраз Казанской был найден на пепелище сожженной Иваном Грозным Казани девочкой Матреной в XVI веке. Из Казани в 1904 году ее украл вор Чайкин, показавший на следствии, что оклад он продал, а саму икону сжег. Впрочем, еще в XVI веке с «главной» Казанской были сделаны два списка, также признанных чудотворными. Один из них хранился в Москве, другой — в Петербурге, один считался «избавителем» от поляков, другой — от французов. Образа бесследно исчезли во время революции. Объявившийся в эмиграции будущий «папский» список Казанской иконы наделал много шума еще до войны: православные надеялись, что святыня спасена, пусть и католиками. Монахини Фатимского монастыря, передавшие икону Папе, были уверены, что их список — «тот самый». Впрочем, подлинность иконы для Ватикана была делом второстепенным: еще прошлым летом ожидалось, что понтифик совершит паломничество в Монголию и, остановившись по пути в Казани, передаст икону мэру города. Однако и эта идея не получила одобрения в России, и многолетние дипломатические усилия, связанные с визитом Папы в Россию, начатые еще Горбачевым и Ельциным и поддержанные всеми мировыми правителями-католиками, завершились ничем.
Пленница или эмиссар
Русская Церковь в лице ее главы осталась непреклонной в своем нежелании видеть главу Ватикана в России при непрекращающейся католической экспансии на исторически православные земли. Патриарх Алексий II неизменно отказывался принимать Папу как епископа, оставляя за государством право чествовать гостя как главу страны. Владимир Путин, немало потрудившийся в деле установления межцерковного мира, был готов лично принять икону, но Папа на аудиенции, состоявшейся год назад, ограничился тем, что лишь продемонстрировал ее российскому президенту. Ни умиротворить тысячелетние церковные раздоры, ни обеспечить встречу Патриарха и Папы, ни способствовать первому в истории визиту понтифика в Россию Казанская икона не смогла. Для католиков это Русская Мадонна. Для православных — одна из десятка чтимых Казанских, одна из сотен чудотворных. Вопрос о том, вернется Казанская икона в Россию в качестве пленницы Ватикана либо его эмиссара, по-прежнему остается открытым.
25.08.2004