Русская линия
Русское Воскресение25.08.2004 

Православный Кипр
Островные заметки

В северо-восточной части Средиземного моря расположен один из известных центров православия — остров Кипр. Его христианская история складывалась в период с 30 по 330 годы по Рождеству Христову, когда остров являлся одной из провинций Римской империи. Несмотря на противодействие со стороны иудеев и римлян, христианство получило здесь не менее сильное распространение, чем в Палестине, в том числе благодаря и удобному географическому положению Кипра. Десятки святых — апостолов и святителей, мучеников и исповедников, преподобных и бессеребренников, прославившихся на острове, почитаются не только Кипрской, но и остальными Поместными Православными Церквями, в том числе и Русской. Имена многих святых сохранились в церковных преданиях и светских летописях, о жизни и подвигах сотен подвижников благочестия ведает только Господь.

Автокефальная Греческая Кипрская Православная Церковь (полное название) наряду с Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Поместными Церквями, является одной из самых древних. Традиционно, в отличие от других Церквей, управляемых патриархами, Кипрскую Церковь возглавляет архиепископ, избираемый из уроженцев острова. Епархиями управляют митрополиты.

Пафос. В книге «Деяний Апостолов» евангелист Лука повествует о том, что после получения благословения от христиан Антиохии, свое первое миссионерское путешествие апостол Павел (Савл) совершил вместе с апостолом Варнавой и его племянником Марком (Иоанном), в 45 году по Р.Х. на Кипр (Деян. 13, 4−13). Из Антиохии они отправились в Селевкию. Этот небольшой портовый город находился на восточном берегу Средиземного моря. Отсюда апостолы отплыли в кипрский город Саламин. Здесь в синагогах, среди соотечественников апостола Варнавы, они стали проповедовать слово Божие. Пройдя через весь остров до юго-западного побережья Кипра, апостолы достигли города Пафа (Пафоса). В нем они нашли «некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным». Наместник (проконсул) римской провинции Сергий Павел был таким же истинным искателем правой веры, как и сотник Корнилий Палестинский и интересовался восточными религиями, держа в своем дворце иудейского прорицателя. По свидетельству историка Плиния, в то время на Кипре существовала школа восточных заклинателей, поддерживаемая правителем острова. Существует предание, что еще до встречи с Сергием Павлом апостол Павел был привязан к мраморной колонне (каменному столбу) и наказан 39 ударами плетью. В Деяниях этот факт не упоминается. В память о событиях тех лет в центре Пафоса паломникам показывают руины римского периода, где во время археологических раскопок обнаружен обломок этой колонны, и там же установлен. Узнав о красноречии пришельцев, проконсул пригласил в свой дворец апостолов Павла и Варнаву, и пожелал услышать слово Божие. «А Елима волхв, — ибо то значит, имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры». Апостол Павел, «исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь, слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидел произошедшее, уверовал, дивясь учению Господню». С этого времени началась новая, христианская история острова. Им стал управлять правитель-христианин Сергий Павел. С пристани Пафоса святые апостолы отплыли в город Пергию, находившийся в провинции Памфилия, на южном побережье Средиземного моря.

Греческий археолог Николай Василиадис указывает, что в Солах, на северном побережье Кипра была обнаружена надпись относящаяся ко времени проконсульства Сергия Павла на острове. Этот правитель отождествляется с Луцием Сергием Павлом, бывшим при императоре Клавдии «наместником Тибра» и возможно назначенным проконсулом на Кипр. В Антиохии в начале XX века обнаружены надписи, свидетельствовавшие о существовании у Сергия Павла сына «смотрителя римских дорог» и дочери, воспитывавшей своих детей в христианских традициях. Существование римского проконсульства подтверждается и монетами первой половины I века по Р.Х., найденными на Кипре. В середине IV века на острове появляются первые христианские храмы. К началу V века практически все население Кипра приняло христианство.

Хрисополитисса. Семинефный храм-базилика, устроенный после 394 года на месте обращения в христианство правителя острова и проповеди апостолов стал притягательным для паломников со всего мира. В начале V века он перестроен в пятинефный. Предположительно этот храм являлся кафедральным собором для епископа Пафского. Первым епископом Пафоса считается святой апостол Епафрас, память которого празднуется 17I 4 января (ст. ст.) в день Собора святых семидесяти апостолов.

Археологи освободили от многовековых наслоений руины храма-базилики, обнаружив части стен, колонны, мозаичные полы, выложенные из небольших квадратных цветных камней. Особенно примечательна монограмма имени Спасителя Христа, в виде пересекающихся внутри круга греческих букв. Она найдена в восточной части раскопок, в алтаре храма и означает Господа Нашего Иисуса Христа, Альфу и Омегу, начало и конец всего существующего и якорь нашего спасения. Сохранились и фрагменты мозаик с христианской символикой, орнаментами, текстами из Ветхого Завета. Комментарии к книге Джона Эрнста Райта «Библейская археология» свидетельствуют, что итальянскими археологами, под руководством Филиппа Гьюдичи, в руинах базилики обнаружен обломок мраморной плиты II века от Р.Х., позволяющий судить о пребывании в городе апостолов. Археологами реконструирована греческая надпись — «Павла апостола», сравниваемая с латинской надписью IV века на надгробии апостола в базилике святого Павла в Риме — «Павлу апостолу мученику». Рядом с базиликой в Пафосе обнаружены руины древней синагоги, которую по преданию в юности посещал апостол Варнава. Как и весь Пафос, эти археологические раскопки с 1980 года находятся под охраной ЮНЕСКО. В их северо-восточной части в XIII веке построен каменный храм в честь иконы Божией Матери Хрисополитиссы (второе название храма -святой Кириакии). В 1571 году церковь была передана турецкими властями православным христианам. Иконостас с православными иконами сохранился в северном приделе. В настоящее время Богослужение в храме совершают попеременно по праздникам и воскресным дням англикане и римо-католики. К северо-западу от храма Хрисополитиссы расположены руины францисканского храма конца XIII-начала XIV веков.

В окрестностях селения Пегейя (Пейя), в девятнадцати километрах к северо-востоку от Пафоса, на морском побережье сохранились руины двух раннехристианских базилик с мозаичными полами и высеченные в скалах гробницы римского периода.

Теоскепасти. В центре Пафоса, в нескольких сотнях метров к юго-востоку от раскопок храма-базилики и храма Хрисополитиссы, на небольшой скале стоит каменный храм в честь иконы Божией Матери Теоскепасти — «сокрытой Богом». Он устроен в память о чудесном событии, произошедшем в VII веке. Во время одного из арабских нашествий, стоявший здесь древний христианский храм был укрыт от взоров нападавших внезапно появившимся облаком (туманом). Во время землетрясения 1878 года он был разрушен. Существующий ныне храм построен в 1923 году. Чтимый образ Пресвятой Богородицы в серебряном окладе установлен для поклонения в первом ярусе иконостаса, слева от царских врат.

Лимениотисса. Недалеко от старой гавани Пафоса находится построенная в VII веке и разрушенная землетрясением 1222 году небольшая крепость, называемая «Сорок колонн». Рядом археологами найдены остатки храма-базилики в честь иконы Божией Матери Лимениотиссы — «Покровительницы гавани». Храм возведен в начале V века, пострадал во время набега арабов в 653 году и разрушен землетрясением XII века. Сохранились фрагменты мозаичного пола с геометрическим орнаментом.

Катакомбы. Во время археологических раскопок в Пафосе обнаружено множество катакомб — подземных помещений, образовавшихся при выработке камня в скальных массивах, использовавшегося для проведения строительных работ в городе. В некоторых из них в периоды гонений со стороны иудеев, язычников и латинян скрывались православные христиане. Издревле в центре Пафоса почитается место называемое «Катакомбами святой Соломонии». По преданию, здесь в глубоких подземельях, больше напоминающих пещеры, святая Соломония вместе с семью сыновьями скрывалась от преследований. Около 168 года по Р.Х. она вместе с детьми бежала на остров из Палестины. Здесь они поселились в заброшенных каменоломнях. Через некоторое время их обнаружили и схватили. После продолжительных пыток и мученической смерти сыновей скончалась и святая Соломония. С тех пор они почитаются Кипрской Церковью. Служба святым мученикам совершается 18 августа по новому стилю. Их житие совпадает с житием святых семи мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до Р.Х. память которых празднуется 14/ 1 августа (ст. ст.).

По узким каменным ступеням паломники спускаются в катакомбы, к прямоугольной открытой вверх площадке. С нее можно пройти в вырубленные в толще скал прямоугольные объемы, располагающиеся в форме креста: храм и жилые помещения. В подземном храме-часовне, небольшом помещении без алтаря и иконостаса, вытянутом с запада на восток, паломники ставят лежащие тут же свечи перед образом святой Соломонии и молятся ей об исцелении от болезней. Стены храма еще хранят фрагменты сильно поврежденных фресок XII века. Во франкский период в XII—XVI вв.еках здесь скрывались от латинян, молились и обучали своих детей православные христиане.

Перед храмом в северной стене скалы вырублен вход в пещеру, где на большой глубине от дневной поверхности находится чудотворный источник. К нему можно спуститься по крутым ступеням, высеченным в скале. В этом подземном гроте, никак не огороженная, прямо под ногами, среди больших камней собирается вода. Уровень ее в разное время меняется. Раньше, когда сюда не заглядывали сотни любопытных туристов, она всегда оставалась чистой, прозрачной и помогала от глазных и других болезней. В последнее время, источник часто захламлен, вода в нем испорчена и непригодна для питья.

Ранее, когда современная цивилизация не касалась этих мест, и питьевая вода не продавалась в магазинах, ценился каждый литр, который посылал Господь. Остров практически лишен постоянно текущих рек. Все природные источники находятся в основном в горах, но и их можно буквально перечесть по пальцам. Поэтому отношение к пресной воде всегда было особым и бережным. До сих пор многие источники находятся рядом с монастырями и храмами. Над ними построены часовни, установлены написанные или мозаичные образы Пресвятой Богородицы. Не случайно на острове одной из наиболее почитаемых является икона Божией Матери «Живоносный источник». Рядом с источниками всегда есть пустые, чистые бутылки, в которые можно набрать воду и взять с собой.

У входа в катакомбы святой Соломонии растет большое дерево, насчитывающее несколько сотен лет. Оно сплошь увешано лентами, платками, кусочками тканей, которым предаются целительные свойства. Здесь древние языческие обычаи тесно переплетаются с христианскими, и данное суеверие активно поддерживается местными экскурсоводами.

В нескольких десятках метров к северо-востоку от храма святой Соломонии находится место называемое «Холм Фабрика». Здесь в течение нескольких веков добывался камень для возведения зданий в Пафосе. В образовавшихся заброшенных, заросших кустарником подземных помещениях, скрывались от язычников, молились и жили первые христиане. В настоящее время часть комплекса освобождена от последующих наслоений и открыта для посещений паломниками и туристами.

Царские гробницы. В начале XX века в окрестностях Пафоса, недалеко от побережья моря, археологами открыт большой подземный погребальный комплекс, состоящий из нескольких десятков захоронений вырубленных в толще прибрежных скал и называемый «Царскими гробницами», «Могилами королей». Созданный в IV веке до Р.Х. он был местом погребения богатой знати из Пафского округа. Постепенно многие гробницы пришли в запустение и были разграблены. В годы гонений в опустевших подземельях находили убежище первые христиане и один из погребальных залов до сих пор называют «Старой церковью».

Византийский музей. В здании Епископского дворца расположенного в центре верхнего Пафоса, недалеко от церкви святого Феодора находится Византийский музей с коллекцией древних икон и церковной утвари XII—XVIII вв.еков. При каждой созданы общедоступные библиотеки по всем отраслям знаний и церковно-археологические музеи. Все музеи острова, в том числе и церковные, работают в тесной связи с Кипрским Отделом Древностей — организацией занимающейся изысканием, реставрацией, охраной и пропагандой культурного наследия. В состав обществ ведущих археологические раскопки и исследования в настоящее время входят несколько организаций: Департамент исторических памятников Кипра; Кипрский научно-исследовательский центр; Ассоциация кипрских археологов; Кипрско-американский археологический научно-исследовательский институт. Все они находятся в столице и публикуют книги, брошюры, доклады и статьи по археологии, истории и культуре острова. Книги по краеведению, истории Церкви, житийную, миссионерскую и антисектанскую литературу издают многие епархии, монастыри и приходские храмы.

Героскипу. В трех километрах к востоку от Пафоса находится селение Героскипу — («священный сад»). В нем в X веке построен каменный храм в честь святой великомученицы Параскевы. Внутри редкого по типу храма пяти-купольной базилики сохранились росписи в технике фрески, выполненные в XV веке в византийских традициях. В иконостасе слева от царских врат находится чтимый образ Пресвятой Богородицы Героскипу, «Милостивой». Царские врата устроены на одной большой доске — иконе, отодвигающейся в сторону. На ней изображен Спаситель в рост в образе Великого архиерея. Справа от царских врат, у южной стены в киоте установлен чудотворный образ святой мученицы Параскевы. В Героскипу местной администрацией создан Музей народного искусства, представленный широкой коллекцией изделий народных мастеров XVIII—XX вв.еков.

Апостол Варнава. Святой апостол Варнава (Иосиф) — один из первых проповедников христианства родился на Кипре в богатой еврейской семье, происходившей из рода левитов. Его родители имели дом и землю в окрестностях Иерусалима и отрока Иосифа отправили в Палестину к известному тогда учителю Гамалилу. Находясь в Иерусалиме, он уверовал во Христа, был избран в число семидесяти апостолов и назван Варнавою — «сыном утешения». Вместе с апостолом Павлом он проповедовал во многих городах и селениях Малой Азии. Предпринимая второе миссионерское путешествие, апостол Павел обратился за помощью к Варнаве, но после возникших разногласий из-за Марка, они расстались. Павел взял с собой апостола Силу, а Варнава с Марком около 50 года по Р.Х. вернулись на Кипр. Не смотря на это, до конца своей жизни апостолы Варнава и Павел сохраняли теплые, дружеские отношения. В своих посланиях апостол Павел упоминал и о своем сподвижнике. Апостол Варнава продолжил проповедь Слова Божия в иудейских синагогах Кипра. В 76 году он был схвачен иудеями, пришедшими из Сирии, во время проповеди в синагоге Саламина и забит камнями у западной стены города. Святой Марк погреб тело священномученика в гробнице устроенной в одной из пещер вблизи от Саламина. Позже по многим исцелениям, происходившим над ней, местность вокруг погребения святого апостола назвали «Местом здравия».

Мощи святого апостола Варнавы были обретены в V веке. После раздела Римской империи между сыновьями императора Феодосия (379−395 гг.), с 395 года Кипр входил в состав Антиохийской провинции Византийской империи. К этому времени большая часть жителей острова уже исповедовала христианство. Патриархи Антиохийские стали претендовать на управление Кипрской Церковью, хотя традиционно она всегда была самостоятельной, управляемой только архиепископом Кипрским. В послании к папе Иннокентию I в 416 году патриарх Антиохии Александр I (413−418 гг.) добивался власти над островом. В своем ответе папа ставил решение этой проблемы в зависимость от древней традиции. Возник многолетний конфликт, разбиравшийся на двух Вселенских Соборах. Так на III Вселенском Соборе, проходившем в 431 году в городе Ефесе, в Малой Азии, присутствовали архиепископ Кипрский Ригин, епископы Зенон и Евагрий. Патриарх Иоанн I (423−440 гг.) Антиохийский отсутствовал. Восьмым правилом Собора были подтверждены «издревле утвердившиеся» права киприотов. Собор указал, что «начальствующие во святых Кипрских Церквах да имеют свободу, без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец, и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов». Тем самым подтверждено избрание христианами острова архиепископа Ригина законным, без решения Антиохийской Церкви.

Попытки патриарха Антиохийского Петра Гнафевса (Кнафея) подчинить себе остров в духовном отношении требовали новых доказательств древности Кипрской Церкви. В 488 году архиепископ Кипрский Анфим (Антемидос) обрел в Саламине честные мощи апостола Варнавы при следующих обстоятельствах. После получения указа повелевающего прибыть в Константинополь для объяснений к императору, архиепископ Анфим сильно скорбел. Трижды во сне ему являлся «божественный муж в светлой священной ризе», утверждавший, что в столице преосвященный Анфим не только не пострадает, но и наоборот вернется со славою. Это был святой апостол Варнава, указавший архиепископу Анфиму место, где находились его нетленные мощи. К тому времени пещера сверху была закрыта камнями, засыпана землей и над ней росло большое рожковое дерево. Призвав священников и всех горожан, архиепископ Анфим отправился на «Место здравия». В раскопанной пещере они нашли гробницу (раку) с честными мощами святого апостола. С радостью и благоговением все поклонились мощам. На груди апостола было обретено Святое Евангелие от Матфея, переписанное самым Варнавой и положенное в гробницу по его завещанию святым Марком. Архиепископ Анфим со спокойным сердцем отправился в Константинополь. Найденная рукопись Евангелия послужила подтверждением существования Кипрской Церкви с новозаветных времен и ее самостоятельность. С радостью византийский император Зенон (474−491 гг.) принял известие о обретении мощей святого апостола Варнавы. При патриархе Константинопольском Акакии (471−489 гг.) император дал предстоятелю Кипрской Церкви особые привилегии, записанные в грамоте и сохраняемые до сих пор: ношение пурпурной мантии; посоха, имеющего наверху золотое яблоко с крестом, а не архиерейский жезл; право подписываться красными чернилами и титул «Блаженнейший». Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями, по повелению императора было оставлено в дворцовой церкви в Константинополе. Архиепископ Анфим получил деньги на строительство каменного собора в честь апостола Варнавы. Он построил его и положил честные мощи на правой стороне в алтаре возведенного им храма. Память апостола Варнавы празднуется 24/ 11 июня (ст. ст.).

Родом с Кипра был Никанор, апостол от семидесяти, один из семи диаконов апостольской Церкви, убитый иудеями в Иерусалиме в один день со святым первомучеником Стефаном в I веке по Р.Х. Он был «как ягненок принесен в жертву Богу». Вместе с ним жестоким образом казнены еще две тысячи человек уверовавших во Христа. Память им совершается 10 августа/ 28 июля (ст. ст.).

Уроженцем Кипра был брат апостола Варнавы, Аристовул, апостол из семидесяти, епископ Вританнийский (Британский). Вместе с апостолом Павлом он прошел по многим странам. О нем апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Римл., 16, 10). По его благословению апостол Аристовул отправился проповедовать среди кельтских племен. Претерпев притеснения и истязания от язычников, апостол Аристовул построил несколько христианских храмов, многих просветил, крестил, рукоположил в пресвитерский и диаконский саны. Он считается и основателем Церкви в Бретании. По преданию, там же он скончался и был погребен. Память святому Аристовулу совершается 29/ 16 марта и 13 ноября/ 31 октября (ст. ст.).

Апостолы Варнава и Павел в 45 году по Р.Х. рукоположили во епископа Тамасского Ираклидия, уроженца острова, по преданию сопровождавшего их на острове. На месте подвигов святителя Ираклидия позже был основан монастырь. В числе первых епископов на острове были: Епафрас, Аристоклий, Филагрий и Авксентий.

С I века по Р.Х. известен святитель Аристон (Аристион), епископ города Саламина. Впервые он упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Варнавы», как раб трудившийся в языческом храме. Святитель отожествляется с Аристионом «учеником Господним», которого упоминает в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский. Рассказы святого Аристона послужили источником для сочинения «Истолкования Господних изречений» епископа Иерапольского Папия. Святитель Аристон считается покровителем кипрского селения Агиос Аристос. На острове изображение святого сохранилось в небольшом уединенном монастыре — (аскитирии), основанном в X веке в честь святого Созомена, и находящимся в окрестностях селения Потамия, к юго-востоку от Левкосии в небольшой пещере. Святитель Аристон почитается Кипрской Церковью.

Левкосия. Кафедральный собор. В 1662 году при архиепископе Кипрском Никифоре в центре Левкосии построен каменный собор в честь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. До 1426 года здесь, на территории Старого архиепископства, находился монастырь католического ордена бенедиктинцев, покинутый ими при нападении на столицу мамелюков. В 1730 годах после проведенных реставрационных работ собор был расписан фресками. Часть сюжетов центральной части свода и южной стены посвящены истории Кипрской Церкви и событию, подтвердившему ее самостоятельность — обретению мощей святого апостола Варнавы. Один из сюжетов отражает момент передачи привилегий архиепископу Кипрскому. У южной стены установлен высокий деревянный резной трон, где во время Богослужений восседает предстоятель Кипрской Церкви. Рядом и напротив устроены украшенные резьбой стасидии для митрополитов, членов правительства и почетных гостей.

Архиепископство. В нескольких десятках метров к юго-западу от кафедрального собора, в 1956—1960 годах построено Архиепископство — резиденция главы Кипрской Церкви и культурный центр. Большое каменное здание, занимающее целый квартал, возведено в современном византийском стиле. Оно включает в себя не только духовный центр, но и Византийский музей, картинную галерею, крупную библиотеку. Основу коллекции музея заложил еще в 1970 годы, будучи главой республики, архиепископ Макариос III. В здании находятся мемориальные покои этого выдающегося духовного и государственного деятеля. У юго-западного фасада архиепископства установлен многометровый, бронзовый памятник архиепископу Макариосу III. За последние десятилетия сотрудниками Фонда имени архиепископа Макариоса III собраны со всего острова многие редкие иконы IX—XVIII вв.еков и более 150 из них представлены в экспозиции Византийского музея. Среди них наиболее известны иконы: Богоматерь Аракиотисса и Господь Вседержитель со святыми на полях (святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов; великомученики Феодор Стратилат и Георгий), перевезенные в 1970 году из бывшего монастыря в честь иконы Панагии Аракос, находившегося в северно-восточной части гор Троодос у селения Лагудера. Обе они написаны в 1193 году иконописцем Феодором Апсевдом. Наиболее древними из сохранившихся на Кипре, считаются иконы святых Косьмы и Дамиана и трех Апостолов, датируемые X—XI вв.еками. В 1970 году в Москве прошла большая выставка «Сокровища Кипра», на которой наряду с изделиями народных мастеров, вещами периода неолита были представлены и иконы, хранимые Департаментом древностей.

Часть первого этажа Византийского музея занимает фотовыставка, отражающая плачевное состояние святыней северного Кипра. Подобные выставки можно увидеть в музеях Ларнаки, Лимасола и Пафоса. По данным Бюро Прессы и Информации с 1974 года в северной части острова преобразовано в мечети около пятидесяти пяти храмов. Более пятидесяти церквей и монастырей превращены в общественные туалеты, конюшни, склады, музеи, кинотеатры и общежития. Многие из них полностью разрушены. Бесчисленное количество икон, церковной утвари, облачений, книг, древних рукописей разграблено и вывезено за пределы острова. Десятки мозаик и фресок отделены от стен и проданы. Разрушены и осквернены кладбища двадцать пять деревень. Полностью изменены традиционные названия мест. Об этом и напоминают постоянно фотографии в музеях острова.

Галерея искусств, с произведениями европейской живописи и графики, размещается на втором этаже культурного центра. Здесь же в Государственном собрании современного искусства находятся скульптурные, живописные и графические работы кипрских художников 1930—1980 годов.

Левкосия (Никозия). В Левкосии («белое богатство»), на территории старого города, в пределах Венецианских укреплений находятся почти все древние храмы и главные святыни. К стенам крепости, выложенным из больших серо-желтых каменных плит в XVI веке, примыкают несколько бульваров и парков. Весной цветущие деревья и кустарники буквально заполняют весь город, его узкие и извилистые улицы. Автомобильное движение в старом городе практически запрещено, и туристы и паломники могут спокойно ходить по улицам, посещать храмы и осматривать многочисленные достопримечательности. Отреставрированные фасады, свежевыкрашенные двери, ставни и рамы окон, вымытые тротуары заставляют на время забыть о многолетнем и таком близком здесь противостоянии греков-киприотов и турков. На карте находишь древний храм, идешь к нему, и кажется, что за видимым поворотом будет следующий поворот. Будут стоять такие же белые, светло-желтые дома с голубыми дверьми и темно-красными черепичными кровлями, с цветущими геранями у порогов, но проходишь еще несколько десятков метров, и внешний вид улиц резко меняется. Вначале все напоминает театральные декорации: предупреждающие плакаты, знаки, бетонные блоки, бочки, колючая проволока, мешки с песком. Но посты миротворцев ООН, солдаты с автоматами наперевес, быстро возвращают к реальности, и элементарное чувство самосохранения заставляет искать пути обхода.

Почти тридцать лет остров разделен на две части. И если идти или ехать на машине на север, северо-запад, северо-восток неизбежно попадаешь к «зеленой линии», границе отделяющей друг от друга два народа, две религии, два разных образа жизни. В последние годы правительством Кипра и муниципалитетом Левкосии очень много сделано по реставрации и реконструкции центральных кварталов. В свободной части город быстро обновляется, преображается. В то же время закрытые двери, заложенные мешками окна, облупившиеся фасады, патриотические надписи на стенах встречаются не реже, чем восстановленные кварталы.

Смена многовекового турецкого господства в 1878 году на британское, вначале встретило поддержку населения острова. Вскоре отношение колониальной администрации к местным жителям, особенно грекам, вызвало новый, еще более сильный, чем при турках, подъем национально-освободительного движения. Несмотря на противодействие архиепископов англичане постоянно вмешивались в дела Православной Церкви, закрывали монастыри и церкви, изгоняли священнослужителей и епископов с острова, сажали в тюрьмы и убивали мирных жителей. Во время восстания 1931 года киприотами был захвачен и сожжен дворец губернатора, в котором находилась английская колониальная администрация. В ответ были высланы с острова митрополиты Никодим Китийский и Макарий Киренийский, принят закон позволяющий влиять на избрание архиепископа. В 1950 годы национальную борьбу поддержала Кипрская Церковь во главе с архиепископом Макариусом III. В августе 1960 года провозглашена независимость острова, создана Республика Кипр, но в нескольких местах сохранены английские военные базы. Навязанная прежним оккупационным режимом Конституция содержала положения, расколовшие островитян на греков-киприотов и турков-киприотов. В дела Кипра постоянно вмешивались Великобритания, Турция и Греция. В 1963—1964 и 1967 годах при поддержке Турции на острове были спровоцированы вооруженные столкновения между национальными общинами. Против законного правительства Кипра в июле 1974 года греческой военной хунтой был организован переворот. Это дало Турции долгожданный предлог для вторжения на остров. С тех пор под турецкой оккупацией находится тридцать семь процентов территории Кипра, где находится большая часть природных богатств. С северной территории острова турецкими войсками изгнано более ста восьмидесяти тысяч греков-киприотов, треть населения страны. Около тридцати тысяч турков-киприотов, подстрекаемых лидерами своих общин, переселились с юга на север. С целью изменения демографической ситуации десятки тысяч переселенцев были привезены из Турции и размещены на землях и в домах греков-киприотов. В конце XX века в северной части проживало уже более ста восьмидесяти трех тысяч турков, из них около сорока тысяч в Левкосии. Во время военных действий погибло и пропало без вести большое число киприотов. На северной территории несмотря на многочисленные переговоры происходила целенаправленная политика по истреблению всего того, что является святым для греков-киприотов и в первую очередь монастырей и храмов. В ноябре 1983 года Турция провозгласила так называемую «Турецкую Республику Северного Кипра», мифическое государство, незаконное образование объявленное несуществующим резолюцией ООН. Для его поддержки Турция направила сюда тридцати пяти тысячный воинский контингент. Уверенные в своих захватнических амбициях, турки-киприоты на одном из склонов горной гряды Пентадактилос выложили гигантских размеров флаг с полумесяцем и звездой. Под ним надпись: «Я горжусь тем, что я турок». Он буквально господствует над столицей и ее окрестностями.

Православные паломники-киприоты в конце 1990 годов смогли посетить монастырь в честь святого апостола Андрея на полуострове Карпасия. Однако даже эти поездки на несколько часов в одно из наиболее почитаемых православными мест, сопровождались оскорблениями со стороны турок-киприотов. В мае 2003 года северная территория открыта для ежедневного посещения. Станет ли это первым шагом к объединению или еще более разделит остров, покажет время.

Фанеромени. В центре Левкосии, в старом городе, в нескольких десятках метров от «зеленой линии» в 1872 году в память о народных героях погибших в борьбе за независимость построен храм Фанеромени. 9 июля 1821 года паша Кучук Мехмет, заподозривший киприотов в поддержке восстания в Греции приказал устроить погром на Кипре. Архиепископ Кипран был повешен. Три митрополита, сотни священнослужителей и около десяти тысяч мирян также претерпели мученическую кончину. Их честные останки погребены у стен церкви.

Ларнака. Ларнака, бывший портовый город-государство Китион — один из древнейших городов Кипра и восточного Средиземноморья. Он типичен для городов этого региона и в то же время самобытен и красив. Исторический центр Ларнаки во многом сохранил свои древние черты. В последние два десятилетия современная застройка, особенно в районе морского побережья, постепенно наступает на старый город. Многоэтажные здания гостиниц и апартаментов возведенные из стекла и бетона, в безликом интернациональном, колониальном стиле, отделили древнюю Ларнаку от моря практически сплошной стеной. Их нижние этажи заполнены бесконечными блестящими витринами с ширпотребом для туристов, товарами имитирующими местные промыслы, небольшими ресторанчиками и кафе. Здесь все искусственно, надумано, направленно только на бесконечное потребление. Настоящий, живой город начинается рядом, через несколько кварталов. Узкие средневековые улочки, небольшие каменные дома, деревянные ворота, кованые решетки, балкончики, цветущие палисадники, мастерские ремесленников, настраивают на неторопливый, спокойный лад. Постепенно лабиринт улиц приобретает стройность и четкость и приводит к площади перед храмом святого Лазаря. В нем бережно хранится святыня, почитаемая христианами всего мира — часть мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Сегодня автобусы и машины с паломниками и туристами останавливаются в нескольких метрах от храма. Лучше, если есть возможность, отказаться от благ цивилизации и прийти сюда пешком.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет «от роду», он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: «Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро». С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы», изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы». По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название «Ларнакс» — «гроб, саркофаг». На мраморной гробнице святого выполнили надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов».

По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886−911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867−886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери «Одигитрия» в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Кити. В селении Кити в одиннадцати километрах к западу от Ларнаки находится каменный храм в честь Панагии Ангелоктисты — Всесвятой Богородицы Ангелозданной. По преданию первый православный храм был возведен на этом месте ангелами за одну ночь. В своде алтарной апсиды скромного по своему внешнему виду храма находится мозаика, датируемая второй половиной — концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Во время своих паломнических путешествий по Кипру в XVIII веке, храм в Кити посетил и описал монах Василий Григорович-Барский. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). В 1895 году Китийскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я.И.Смирнов. Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи в 1907 году заказал художнику Н.К.Клюге акварельную копию мозаики. Впоследствии она была приобретена и издана в 1911 году в «Известиях Русского Археологического Института в Константинополе». О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед, академик Н.П.Кондаков. Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.

Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII—XIX вв.еках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись — «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец — в одежде из золотой ткани со свитком в руках. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Крылья архангелов расцвечены яркими павлиньими перьями.

В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

В настоящее время храм трех частный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке. За алтарем храма растет огромное дерево, считающееся одним из древних в этой части острова.

Подобный Китийскому храм, построенный в VI веке в честь иконы Божией Матери Канакарийской, и перестроенный позже сохранился на полуострове Карпасия, на оккупированной территории. В апсиде храма были части мозаики изображающей Божию Матерь с Младенцем сидящей на троне, в окружении архангелов. По кайме внешнего края апсиды размещались медальоны, с поясными изображениями Спасителя и двенадцати апостолов. Мозаики Канакарьи были похищены турками и проданы в США. После долгих судебных разбирательств они возвращены на Кипр 30 августа 1991 года и выставлены в Византийском музее в Левкосии.

Святой Иларион. Во второй половине IV века на острове жил преподобный Иларион Великий. Родился он около 293 года по Р.Х. близ города Газы, в Палестине. Подражая преподобному Антонию Великому, святой Иларион жил в пустынных местах, имел множество учеников и основал несколько монастырей. Из Епидавра, города на берегу Адриатического моря, в 365 году преподобный Иларион со своими учениками приплыл на Кипр. Они поселились примерно в двух километрах от Пафоса. Вскоре по молитвам преподобного были исцелены двести бесноватых, мужчин и женщин, собравшихся со всего острова. Пробыв два года в окрестностях Пафоса, святой Иларион, избегая людской славы, удалился в горы к востоку от города, на двенадцать с половиной километров от побережья, где в пустынном месте он прожил около пяти лет. Ранее здесь стоял языческий храм. Множество бесов живших в нем всячески досаждали своими кознями преподобному Илариону. После чудесного исцеления по молитвам святого Илариона расслабленного эту местность покинули бесы, и многие киприоты, узнав об этом, стали приходить к нему за помощью. Кроткий душей и телом он обратил к Христу и многих язычников. В возрасте более восьмидесяти лет преподобный мирно скончался в 373 году и был погребен учениками в саду около его келии. Перед смертью он оставил завещание братии, собственноручно переписанное Евангелие и свой монашеский куколь. Через десять месяцев ученик преподобного, блаженный Исихий, втайне от островитян откопал благоухающие останки (мощи) святого Илариона и перенес их в Палестину, в основанный ранее монастырь. Рядом с местом подвигов преподобного Илариона Великого, в селении Епископи, благочестивыми христианами был возведен каменный храм. В северной части острова, у подножия хребта Пентадактилос («Пять пальцев»), на высоте 725 метров, сохранились руины храма конца X века и византийской крепости возведенной в XI веке. Крепость названа в честь преподобного Илариона. Память святого празднуется 3 ноября/ 21 октября (ст.ст.).

Саламин. Саламин (Саламис) — один из древнейших античных городов располагавшийся на восточном побережье острова. С ним связаны труды и духовные подвиги многих святых почитаемых Поместными Церквями и местно. Иудеи, препятствующие распространению новой религии на острове, в 116 году по Р.Х. во время восстания разрушили Саламин и убили двадцать четыре тысячи христиан. При императоре Констанции II (337−361 гг.), сыне Константина Великого (306−337 гг.), в середине IV века он становится столицей острова и переименовывается в Констанцию. Некоторое время этот город был и центром Архиепископии всего Кипра. В VII веке город был разрушен арабскими набегами и землетрясением и покинут жителями, переселившимися в Фамагусту. Большинство древних зданий и храмов разобрали для возведения новых. При археологических раскопках кроме главного, кафедрального собора обнаружены и руины нескольких небольших раннехристианских храмов-базилик. С 1974 года раскопки Саламина находятся на оккупированной территории и для православных паломников стали доступны только с мая 2003 года. Сохранились многочисленные описания этой местности и связанных с нею святынь.

Мученики Саламинские. В Саламине около 306 года, при императоре Максимиане за открытое исповедание христианской веры были «усечены мечом» язычниками священномученик, пресвитер Аристоклий, диакон Димитриан и чтец Афанасий. Святой Аристоклий из города Тамасса, где был соборным пресвитером, во время гонений удалился в горы и подвизался в одной из пещер. Здесь он получил Божественное повеление идти в Саламин и принять там мученическую смерть за Христа. В селении Ледра, в храме в честь апостола Варнавы, святой Аристоклий встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия. Вместе они пришли в Саламин, где встав на возвышенном месте, открыто исповедовали христианскую веру. По приказу правителя острова святые были схвачены и преданы мученической смерти. Память святых совершается 3 июля/ 20 июня (ст. ст.).

Около 361 года на Кипре мирно скончался инок и большой подвижник преподобный Аркадий, живший при императорах Константине Великом и Юлиане Отступнике. Его ученики — мученики, врач Иулиан и Еввул, пострадали в начале 60-х годов IV века и были погребены самим преподобным на острове.

В IV веке прославился уроженец области Пафлагонии, находившейся в Малой Азии, на побережье Черного моря (в настоящее время на территории Турции) святитель Нифонт. Приплыв в город-порт Александрию, один из центров распространения христианства на Средиземном море, он прославился благочестивой жизнью. Отсюда в преклонном возрасте он был избран на кафедру Кипрской Констанции (Саламина). Святитель Нифонт мирно скончался во второй половине IV века и был погребен на острове.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, финикиец из Палестины, получил первоначальное образование в доме богатого еврея и исповедовал иудейство. После смерти своего благодетеля принял христианство и удалился в Египет, где познакомился и стал учеником преподобного Иллариона Великого, проходившего обучение в Александрии. Предаваясь аскетическим подвигам в пустыне и проповедуя Евангелие, святой Епифаний неоднократно подвергался нападениям кочевников и вынужден был переселиться на Кипр. В 367 году он был избран на архиепископскую кафедру в городе Саламине. При святителе Епифании, управлявшем Кипрской Церковью 36 лет, в Саламине был заложен самый большой на острове храм — семинефная базилика. Сохранились руины этого древнего раннехристианского храма с пустой мраморной гробницей около южной апсиды. По преданию в ней покоились мощи святителя Епифания, скончавшегося в 403 году на 96 году жизни. В конце IX века мощи святителя были перенесены в Константинополь. Святитель Епифаний активно боролся с арианством и прочими ересями и написал два обличающих сочинения «Анкорат» — «якорь» и «Панарий» — «ящик с лекарствами, аптека». Против ересей возникших под влиянием сочинений пресвитера Оригена из Александрии, святитель Епифаний боролся вместе с Иулием, епископом Пафским, Феопемптом, епископом Тримифунтским и Тихоном, епископом Томассоским на Соборе 401 года. Будучи одним из самых образованных людей своего времени, святитель Епифаний знал несколько языков: еврейский, греческий, сирийский, коптский и латинский. В то же время он отличался скромностью, благочестием и милосердием. Святитель Епифаний поминается Церковью вместе со святителем Германом, Патриархом Константинопольским (740 г.) «сии бо попалиша безбожных языки, догматы премудрейшия возложше всем». Память 25/ 12 мая (ст. ст.).

Преемником святителя Епифания был архиепископ Кипрский Савин. При его жизни святитель Савин был диаконом и судией духовных дел. Скончался в V веке. Память 25/ 12 мая (ст.ст.).

В VI веке известен святитель Софроний, архиепископ Кипрский. Церковь поминает святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских, скончавшихся мирно, в старости в разные годы, но в один день.

В VI веке на острове жил Александр Саламинский автор богословских сочинений «Об обретении Креста Господня» и «Энкомий святому Варнаве».

Ранее XII века известен местночтимый кипрский святой Афанасий Пентасхинитис. Он упоминается в Хронике Леонтия Махераса, как диакон, родившийся в селении Пентасхину. Храм, где находились мощи святого обильно источавшие исцеления, и селение были разрушены в 1491 году во время сильного землетрясения. Руины сохранились в окрестностях Ларнаки у селения Аламинос. Изображение святого Афанасия встречается в росписях XV—XVI вв.еков нескольких храмов, что свидетельствует о его большом почитании на острове.

Святитель Спиридон. На острове родился в бедной семье и подвизался в служении Церкви чудотворец, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Он отличался необыкновенной христианской простотой, был пастухом и пас овец. При императоре Константине Великом, после смерти супруги святого Спиридона он был избран в епископы города Тримифунта. В 325 году святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора. На нем он смог убедить одного из известных философов в истине православной веры. На соборе также присутствовали епископы Кипрские: Геласий Саламинский и Кирилл Пафский. Из совершенных им чудес наиболее известно то, когда он «змию в злато претворил». После кончины в 348 году святитель Спиридон был погребен в храме святых Апостолов города Тримифунта. Житие святителя Спиридона было написано в VI веке Феодором, епископом Пафским. В связи с постоянными набегами арабов, в первой половине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь — глава в храм святых Апостолов, а правая рука и часть мощей в храм иконы Божией Матери Одигитрии. Перед падением Византийской империи, в 1453 году иереем Георгием, прозванным Калохертом мощи святителя были перевезены на остров Корфу (итальянское название греческого острова Керкира в Средиземном море), где и был устроен храм в честь его имени. В настоящее время мощи святителя покоятся в серебряной гробнице, украшенной драгоценными камнями, золотыми и серебреными приношениями верующих. Святитель Спиридон считается покровителем города Корфу и всего острова. Четыре раза в году: в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье в России), в субботу Страстной седмицы, 11 августа и в первое воскресенье ноября по улицам города происходит Крестный ход с мощами святителя. Правая рука святителя Спиридона находится в Риме. На месте духовных подвигов святителя Спиридона впоследствии был основан мужской монастырь, богослужение в котором совершалось до 1974 года. В настоящее время закрытая и разграбленная обитель находится на оккупированной территории. Память 25/ 12 декабря (ст. ст.).

Учеником святителя Спиридона Тримифунтского был первый епископ Левкусийский (Ледрский) Трифиллий. Он погиб около 370 года и погребен на острове. Мощи святителя Трифиллия обретены в 640 году. При нашествии сарацин во время пожара они сильно пострадали, и сохранилась лишь честная глава святого хранящаяся в Левкосии. Древний город Ледра был предшественником современной Левкосии (Никозии). Память 26/ 13 июня (ст. ст.).

В IV веке за исповедание христианской веры претерпел жестокие страдания в цирке, при императоре Диоклитиане (284−305 гг.) священномученик Ферапонт, епископ Кипрский. В 806 году святитель явился во сне пономарю храма названного в честь него и повелел христианам покинуть остров «ранее нашествия агарянского» и перенести его мощи в Константинополь. Путешествие с Кипра на корабле сопровождалось истечением святого мира из раки святителя Ферапонта, и ознаменовалось чудом укрощения «великой бури на море». Честные мощи с благоговением были поставлены в храме в честь Милостивой иконы Божией Матери, при императоре Никифоре I (802−811 гг.). Через некоторое время мощи были перенесены во вновь построенный храм, названный в честь святителя. Множество чудес и исцелений от «всяких недугов и болезней» происходило у раки святого, и он особо почитался жителями Константинополя и его окрестностей. Память 7 июня/ 25 мая (ст.ст.).

Среди местночтимых Кипрских святых известен святитель Аркадий, епископ Арсиноя. Он родился в VI веке в окрестностях Арсиноя, в селении Меландра в семье благочестивых и состоятельных родителей Михаила и Анны. Получив образование в Константинополе, святой Аркадий по возвращении на Кипр поселился в горном уединенном месте. Вскоре своими молитвенными и постническими подвигами он стал известен многим христианам, и по смерти епископа Никона, был избран на кафедру Арсиноя. Здесь он прославился как чудотворец, имевший силу над нечистыми духами и добрый пастырь. Память святого отмечается Кипрской Церковью 29 августа.

Кипрская Церковь. На VI Вселенском Соборе, проходившем в 680 году в Константинополе, вновь подтверждаются права предстоятелей Кипрской Церкви и ее самостоятельность. В связи с нашествием арабов на остров, с целью освобождения от языческого рабства, по указу Византийского императора Иустиниана, архиепископ Кипрский Иоанн вместе с паствой вынужден был переселиться в Геллеспонтскую область (древнегреческое название Дарданелл), в город Новый Иустиниаполь. После изгнания арабов с острова византийским императором Никифором Фокой, после 965 года киприоты стали возвращаться на родину. Архиепископство устроили в городе Саламине, где оно находилось по 1215 год, и отсюда переведено в новую столицу — Левкосию (Никозию).

В период иконоборчества, начатый в первой половине VIII века Византийским императором Львом III Исавром, многие христиане, преследуемые за иконопочитание переселялись со Средиземноморского побережья на Кипр. На иконоборческом Соборе 754 года, проходившем во дворце Иерии на азиатском берегу Босфора, за почитание икон были осуждены святитель Григорий, епископ Констанции Кипрской с преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Германом, патриархом Константинопольским.

При императрице Ирине в 787 году в Царьграде (Константинополе), а затем в Никее был созван VII Вселенский Собор восстановивший иконопочитание. В нем участвовал и Константин, епископ Констанции Кипрской.

В конце XX века Кипрская Церковь насчитывала около 1200 священнослужителей, 650 храмов, 16 действующих монастырей (7 мужских и 9 женских).

Кипрская Церковь состоит из архиепископии с центральной кафедрой в городе Никосии и пяти (шести) митрополий: Пафской, Китийской, Киренийской, Лимасольской и Морфской (и Киккской). Кафедральные города Кирения и Морфу и принадлежащие им епархии находятся на оккупированной северной территории Кипра.

Между Русской и Кипрской Церквями во все времена поддерживались истинно православные, братские отношения. Паломники, путешественники, моряки, дипломаты и купцы из России, посещая Святую Землю и страны Восточного Средиземноморья, всегда останавливались на острове, чтобы поклониться его святыням, отдохнуть и пополнить запасы воды и продовольствия. В своих записках они оставил самые теплые воспоминания об этой благословенной земле. О святынях и истории острова писали: в начале XII века постриженик Киевско-Печерской лавры игумен Даниил; во второй половине XV века — иеромонах Варсонофий; в 18 веке — писатель Василий Григорович-Барский «уроженец Киевский, монах антиохийский»; в середине XIX века — епископ Чигиринский Порфирий (Успенский). Сочинения Василия Григоровича-Барского сопровождаются авторскими рисунками (видами и планами). В настоящее время значительная часть паломнических рукописных книг и документов хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Свои наблюдения и впечатления об острове оставляют и современные паломники.

Официальные церковные делегации неоднократно посещали Кипр, совершались и ответные поездки в Россию. Так в празднование 1000-летия Крещения Руси в 1998 году принимал участие предстоятель Кипрской Церкви — архиепископ Хризостом. Святейший Патриарх Алексий II посетил остров в мае 1992 года. С начала 1990 годов на острове проживают тысячи наших соотечественников. В городе Лимассоле в 1997 году Русской Церкви передан небольшой храм, где совершаются регулярные богослужения, что, помогло решить проблему духовного окормления проживающих на острове православных россиян. Недалеко от автодороги дороги Никосия — Пафос, на высоком холме на месте закладки первого каменного храма патриаршего подворья Русской Церкви установлены крест и деревянная часовня, привезенные из России. Создан фонд строительства Храма Русской Православной Церкви на Кипре.

Современные храмы. Современные храмы построены у главных дорог, в центрах новых селений и городских районов. За последние тридцать лет, после турецкой оккупации 1974 года, в свободной части острова были построены сотни новых храмов. Сохраняя древние византийские традиции, неся в себе черты рубежа XIX—XX вв.еков, они в то же время современны, продуманы, функциональны. Белые, оштукатуренные или светло-желтые, облицованные камнем стены, резные детали наличников окон и колонн, красные черепичные кровли, высокие многоярусные колокольни — все это издалека привлекает православных христиан. Храмы, особенно в сельской местности являются центрами деревень, в городах — центрами районов. В новых поселках строящийся храм часто соседствует с поднимающимися каркасами частных домов. Для храмов выделяется лучшее место, к ним направлены все окружающие улицы, их хорошо видно с пролегающих мимо автострад, на которых установлены специальные дорожные знаки.

Из-за опасности разрушения во время землетрясений, каркасы новых храмов выполнены из монолитного железобетона. Чаще всего они декорированы в традиционных византийских традициях, но встречаются и авангардные решения фасадов. Как правило, храмы трехчастные, крестово-купольные, но по своим размерам часто они в десятки раз превышают древние, X—XII вв.еков. Многие столетия остров был оккупирован то арабами, то европейцами, то турками — и все они не позволяли строить большие храмы. От периода расцвета христианства сохранились лишь фундаменты крупных базиликальных храмов в Курионе, Пафосе и Саламине.

Светло-желтый материал облицовки стен красиво сочетается с белыми архитектурными деталями карнизов, окон и колонн. На хорошем профессиональном уровне выполненные все столярные изделия, утварь, росписи, мозаики и черепичная кровля. Все это делает облик новых храмов неповторимым, живописно выделяющимся среди типовой застройки новых районов. Особо можно сказать о внутреннем убранстве храмов. Высокие резные иконостасы, часто превосходящие по своей отделке иконостасы XVIII—XIX вв.еков, заполнены добротно выполненными местными кипрскими мастерами иконами. Многие иконы написаны в монастырях. Есть образы написанные, как благотворительный вклад конкретного человека или семьи в новый храм. Наиболее чтимые иконы Богородицы и святых установлены в отдельных киотах, и их верхняя часть закрыта пеленой из расшитого золотом бархата или выполненной на льне вышивкой в технике «лефкарика». Службы длятся долго, и в храмах, в каждом нефе, от самого входа до правого и левого клироса и солеи установлено несколько рядов высоких скрепленных между собой стасидий. Внутри храмы, особенно недавно построенные, как храм Воздвижения Честного Креста в районе Строволос в Левкосии, еще не расписаны, чисты, сияют белизной стен и сводов. Мраморные белые полы, светлое резное дерево иконостаса, золото икон, бронза хороса, серебро паникадил, красный бархат завес — все это создает неповторимую праздничную атмосферу. Новые иконостасы почти полностью покрыты плоскорельефной и сквозной резьбой с преобладающим растительным и животным орнаментом. Часто повторяются изображения птиц держащих ветвь винограда или двух птиц пьющих из общей чаши. На солее справа, у южного столба устанавливается высокое, богато украшенное резьбой архиерейское место — стасидия, увенчанное византийским куполом с крестом. С него архиерей произносит многие возгласы на службе, говорит проповеди. В праздничные и воскресные дни в храмах собираются сотни прихожан разного возраста с детьми. Мужчины приходят в темных костюмах или пиджаках, белых рубашках и в галстуках; женщины — почти все полностью одеты в черное. Особенно эта традиция соблюдается в сельской местности.

Хрисоспилиотисса. В одинадцати километрах к юго-западу от Левкосии в окрестностях селения Дефтера, рядом с автодорогой ведущей в горный район Махера, находится одно из чтимых мест — древний пещерный храм в честь иконы Божией Матери Хрисоспилиотиссы — Покровительницы золотой пещеры. Он виден издалека по установленному на вершине скалы многометровому металлическому кресту. Храм состоит из четырех глубоких гротов, расположенных на большой высоте, на отвесной скале из светло-желтого песчаника. По преданию храм в этом месте устроен еще в первые века распространения христианства на острове. К нему ведет лестница, сделанная у опорной стены, отлитой у края скалы из бетона. С широкой паперти-балкона, через средний открытый наружу грот по узкому длинному коридору, вырубленному в толще скалы, паломники попадают в большую пещеру-храм. Местные священнослужители не боятся использовать последние достижения современной электроники. При пересечении порога храма срабатывает датчик движения и в нем автоматически включается электрический свет. Слева от царских врат иконостаса, у южной стены находится чтимый образ Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы. Для поклонения выставлена и икона Успения Богородицы. В иконостасе установлен образ святых равноапостольных Константина и Елены. В храме сохранены естественные своды из песчаника. В некоторых местах устроены небольшие подпорные стенки. С юга в искусственной стене сделаны окно и дверь, выходящие на паперть перед пещерой. В юго-западной части храма находится небольшая дверь ведущая в еще одну пещеру. В крайнем восточном гроте, открытом в центральную часть, установлено несколько икон разных святых и Богородицы. На паперти установлена небольшая металлическая звонница с одним колоколом. Из основания скалы, из источника оформленного мозаичной иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», течет вода. В нескольких метрах от скалы находится каменное русло небольшой речки. Ежегодно, в день празднования Успения Богородицы — 15 августа по новому стилю, у подножия скалы, на площадке, в тени древних эвкалиптов при большом стечении народа по окончании богослужения проводится ярмарка.

Айа Напа (Агия). В восточной части острова, к югу от города Фамагусты, в нескольких километрах от мыса Греко расположен небольшой город Айа Напа. Впервые он упоминается в рукописях кипрского летописца Леонтия Махераса в 1366 и 1376 годах. Слово § напе¤, в переводе с греческого означает § лесную долину¤. По преданию, в густом лесу когда-то покрывавшем эти тогда пустынные места, охотник в погнавшись за зверем обнаружил пещеру. В ней стояла озаренная чудесным светом икона Пресвятой Богородицы. Обрадованный и удивленный такой необычной находкой охотник обратился в храм близлежащего селения и в пещере стали проводить Богослужения. После 1500 года над ней построили небольшой каменный храм и был основан женский монастырь в честь иконы Богородицы Агия Напы. С 1668 по 1758 годы обитель была мужской, но позже пришла в запустение. В 1978 году в ней проведены реставрационные работы и организован Конференц-центр для Церквей Среднего Востока и Кипра.
В 1974 году на I Генеральной ассамблее в Левкосии создан Ближневосточный Совет Церквей, межкофессиональная христианская организация объединяющая ряд православных, восточноправославных, протестанских и англиканских Церквей.
Полис Хрисохус. В тридцати семи километрах к северо-западу от Пафоса, вблизи полуострова Акамас, находится небольшой городок Поли (§ Полис тис Хрисохус¤, § поли¤? город). С 1400−1100 гг. до Р.Х. Поли известен как Марион, один из древних городов-государств на острове, основанный греками-микенцами. В письменных источниках этот важный торговый центр впервые упоминается в 449 году до Р.Х. Рядом с городом на рудниках Лимини добывалась медная руда, главный в те времена источник доходов острова. Во время войн между Птолемеем Филадельфийским и Антигоном (Антиохом) в 312 году до Р.Х. город Марион был полностью разрушен. При правлении потомка Птолемея в 285−247 гг. до Р.Х. был построен новый город, названный Арсиной. В первые века христианства он был кафедральным для епископа этой области, и по традиции один из хорепископов (викариев) Архиепископии Кипра носит титул § Арсинийский¤. В настоящее время это епископ Георгий хиротонисанный 26 мая 1996 года.
В центре города стоит древний храм в честь святого Андроника, в котором сохранились настенные росписи XVI века. С 1571 по 1974 год эта церковь использовалась как мечеть и была восстановлена только после раздела острова. Можно посетить и небольшой храм в честь святой Кириакии, сложенный из массивных каменных блоков в XVIII веке.
В Полисе, как и на всем острове, сохраняются многие христианские традиции. На Страстной седмице в Великую Пятницу в воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа по городу торжественно проносят плащаницу. В полночь Великой Субботы сжигается чучело Иуды предавшего Христа. И уже после полудня в Светлое Христово Воскресение в окрестностях Полиса, у селения Нео Хорье проводится православная ярмарка и торжества посвященные Пасхе. Ярмарка с продажей местных сладостей из виноградного сока? лукума, проводится в середине июля у стен храма апостола Андрея.
Одним из наиболее посещаемых паломниками является храм в честь святого Рафаила, стоящий в селении Пахиаммос у гавани Помос.
У дороги Полис? Пелетуса сохранился храм построенный в XV веке в честь иконы Богородицы Хортени.

Иеромонах Даниил


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика