Русская линия
Труд Василий Черняев26.08.2004 

Когда смерть — не разлука

28 АВГУСТА ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНУЮТ УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, ВО МНОГИХ ХРАМАХ К КАРТИНЕ ОБЩЕГО ПРАЗДНИКА ДОБАВЛЯЮТСЯ СВОИ КРАСКИ

Почему люди радуются в день, когда вспоминается кончина Богородицы? Потому, что это не смерть, а Успение, понятие, в котором, как писал один богослов, соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость.

На иконе, которая выставляется в этот день в центре храмов, изображена удивительная картина: Богородица лежит на смертном одре в окружении апостолов, а вверху — Иисус Христос держит на руках, как ребенка, Ее живую. Это — не разлука, а встреча.

И наш грешный мир Матерь Божия после Успения не оставила. Это чувствует любой христианин, потому так много молитв обращено к Деве Марии. Она утешает скорбящих, умягчает жестокие сердца, ходатайствует за грешников перед Сыном.

С особой любовью Богородицу почитают в России. Нигде в мире нет такого, как у нас, количества икон и храмов, созданных в честь Царицы Небесной. В этих церквах предстоящий праздник встречают с особыми чувствами. А для прихожан храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района Подмосковья этот день и вовсе чудесен. Общий православный праздник здесь переплетается и с местными торжествами по случаю 500-летия села, и с удивительной историей, которая тоже стала свидетельством заступничества Божьей Матери.

Храм был построен в 1650 году Борисом Ивановичем Морозовым, ближайшим сподвижником царя Алексея Михайловича. Это сложнейшее не только по тем временам, но и по нынешним, архитектурное сооружение — огромный, с пятью главами, трапезной, двумя приделами, с величественной шатровой колокольней храм — в народе всегда называли царским. Тому были и исторические основания. В храме неоднократно бывал царь Алексей Михайлович — участвовал в богослужениях, отдыхал в колокольне, трапезничал. И другой государь — Федор Алексеевич, пятнадцатилетним отроком принявший престол от отца, молился в храме. В 1682 году, после его внезапной кончины, в Москве начался стрелецкий бунт, от которого в Павловскую Слободу бежали царевна Софья с малолетними братьями Иваном и Петром — будущим царем. Укрывались они в этом же самом храме.

Для самого села храм был духовной опорой. Исходившая из него молитвенная поддержка помогала людям достойно жить и трудиться. Тут были образцовые заводы, фабрики, одних только кузниц — более ста. В архиве храма хранится старинная фотография. На ней вокруг священника — учителя и ученики. Лица, которые притягивают взор. Из этих детей выросло много достойных, известных людей.

А в 1933 году храм разрушили, осквернили, колокольню взорвали, имущество разграбили. Из местной жизни ушла душа. Но это все-таки была не смерть. Многолетними молитвами, заступничеством Богородицы, как уверены прихожане, храм несколько лет назад вернулся и возродился в прежнем великолепии. Кажется, вместе с этим и жизнь в селе пошла по-другому — добрее, сердечнее. И это подтверждают как сами люди, так и цифры официальной статистики по этому, одному из самых криминогенных в недавнем прошлом уголков Подмосковья. Тут работают православный театр, детская иконописная мастерская, катехизические курсы. А в день Успения Богородицы и юбилея села будет открыта новая средняя школа — лучшая в Подмосковье по своей архитектурной выразительности. Школа — рядом с храмом. Под покровом Богородицы.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru