Учебный Комитет РПЦ | Митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий (Поликопа) | 25.08.2004 |
— Да, ситуация действительно безрадостная. Есть только один способ противостоять этой бездуховности — улучшить качество духовного образования и воспитание, фундаментом которых является православное мировоззрение. Необходимо расширить сеть воскресных школ, духовных училищ, общеобразовательных православных школ, гимназий, вузов, сориентированных на духовные ценности.
— На территории Российской Федерации православная система образования формально воссоздана во всех ее основных звеньях (от детских садов до университетов и академий). Но фактически в количественном отношении православных учебных заведений гораздо меньше, чем их требуется. В какой мере сформирована отечественная православная система образования в Украине?
— Полагаю, что еще в меньшей степени. У нас нет ни православного университета, ни православных институтов. Затрудняюсь что-либо сказать и о православных гимназиях. Правда, есть духовные училища, воскресные школы. Могу сослаться даже на собственный опыт в их организации. Еще будучи священником при Благовещенском соборе в Харькове мне пришлось принять участие в создании одной из первых в Украине воскресных школ, когда их вообще не разрешалось иметь. Но благодаря митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, она была открыта, а впоследствии преобразована в духовное училище.
В Украине есть хорошие училища. Сейчас меня назначили викарным в Черниговскую епархию, я познакомился с ее учебными заведениями и могу сказать, что местное духовное училище работает хорошо.
Но система отечественного православного образования в Украине — еще в самом начале своего становления.
— Возможно ли вообще воссоздание отечественной системы образования в полном объеме?
— Сейчас очень активно и настойчиво реализуется политика смешивания понятий зла и добра. Тенденция в том, чтобы зло выдать за совершенное благо. Ложь выдается за истину. В конечном итоге, понятие о Боге, об истинном поклонении Ему смешивается с поклонением сатане. Один из механизмов этого смешивания — свобода, но опять-таки превратно понимаемая.
Каким же образом «уравниваются» в правах Истина и ложь, Свет и тьма? Произволом человека. Ибо утверждается, что в каждом человеке надо уважать его выбор, его систему ценностей, его влечения, пристрастия, даже пороки.
— Зачем насаждается это смешивание понятий, с какой целью?
— Обществом, у которого нет четких представлений об Истине и лжи, очень легко управлять, вернее, манипулировать. Такая установка явно идет с Запада, где техника манипулирования доведена до совершенства, идет заимствование, вернее внедрение соответствующих моделей организации общества и управления им. Идет тотальное внедрение этих структур под соответствующую идеологию: в религиозной жизни (через «равноправие», «равнозначность» всех конфессий и сект), в политической жизни, в образовании, в здравоохранении. Формулой «свободы, равенства и братства» Истина низводится на одну ступень с ложью и смешивается с ней.
А с другой стороны, ведется тщательное замалчивание, либо дискредитация всего, что относится к нашей подлинной, то есть православной традиции: нашей истории, нашей веры, нашей Церкви, всегда пребывающей в Истине и дистанцирующей Добро от зла, чистоту от тления, веру от ереси, добродетель от греха. Мы ведь знаем из истории — не фальсифицированной, а подлинной, — что только православная вера жестко и бес-компромисно, ценой тысяч и тысяч жизней мучеников своих и подвижников хранила и хранит эту чистоту.
— Выходит, что увязнув в совершенно чуждой нашей традиции так называемой концепции построения «правовых государств», Россия и Украина так и не смогут выбраться на истинный православный путь своего развития, своей независимости, единства и величия?
— Да, ситуация действительно печальная. Но мы знаем, в Отечестве нашем бывали времена и похуже. Спасало же нас всегда одно — не западная помощь, не их опыт, не их вера, идеология или прогресс. Это всегда губило. Спасало упование на Господа, возвращение к Нему чрез веру правую, правильную. Что для нас является главным? О чем нужно всегда помнить? О том, что каждый из нас находится под Промыслом Божиим. И если будет у людей такая позиция, они начнут снова обретать подлинную веру, а не ее суррогаты, стремление их в этом направлении будет действительно искренним, настойчивым, не окажется лишь внешним копированием обрядовой стороны духовной жизни, то Господь Сам все управит. И правителям разум даст, и людям достойную жизнь их по вере их — все Господь пошлет нам, если молить Его об этом. «Имиже веси судьбами», Господи, спаси нас.
— Владыка, дело в том, что в бреши, пробитые «свободами, равенствами и братствами», в нашу страну закачивается все то, что отторгает нас от веры, от Истины, от свободы в духе Святом, от братства православного, от равенства в добродетели. А сил веры, чтобы задраить все эти гигантские пробоины и выставить всю эту западническую колонну в места должного для нее обетования, пока нет. Есть ли в таком случае смысл требовать введения в школы курса духовной нравственности, то есть Закона Божия, соответствующей цензуры в СМИ?
— Такие требования уместны. Но от нас, как от Церкви, здесь мало что зависит. Ведь Церковь политической деятельностью не занимается. Если бы позволение о преподавании Закона Божия в школах было бы получено, мы бы могли пойти в школы — это, бесспорно, сыграло бы чрезвычайно важную роль в духовно-нравственном воспитании общества, в возрождении нашей православной Отчизны, в обретении единства славянских народов.
— Владыка, Вы затронули важнейший вопрос — о единстве. Попытка расчленить наш народ на украинцев, русских, белорусов длится более 400 лет. Но сегодня эти усилия особенно активны в Украине, где с помощью раскола запущена своя «самостийная вера» филаретовского обновленчества (свой язык, на котором никогда не писали и не разговаривали ни св. Нестор Летописец, ни прпп. Антоний и Феодосии Киево-Печерские). Как сохранить наше единство?
— В среде раскола и различных религиозных конфессий, которые только «удовлетворяют религиозные запросы верующих», мы наблюдаем дробление и там единства быть не может. Проповедь направлена на «комфорт материалистического образа жизни», а чистоты и обновления жизни нет, все рассчитано лишь на внешний эффект.
Единство же возможно только в обновленной жизни людей по вере без лжи, по образу Христа, «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос «(Кол. 3, 11). Православная вера — это тот цемент, который соединяет разрозненные части и скрепляет воедино всех на канонической основе.
Воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в школе, в обществе и завершаться в Церкви. Его задача — постепенно раскрывать в молодом поколении те качества, которые, совершенствуясь, дают человеку возможность осуществлять цели, поставленные ему Богом. Хорошо воспитанная молодежь является украшением семьи, силой и крепостью государства, оплотом широкой, плодотворной деятельности Церкви.
— Приходилось ли вам взаимодействовать со светской системой образования?
— Есть такой опыт. Я бывал в светской школе, но длительного взаимодействия с педагогами пока не получалось. Они слушают всегда с интересом, но встречи эти возможны только после занятий. Когда люди уже устали. Говорить же приходится о вещах серьезных, глубоких. Поэтому две-три встречи еще можно провести, но установить постоянный контакт пока сложно. Вот если бы в основное расписание был включен урок, скажем, по основам нашей веры или основам духовно-нравственного воспитания, тогда другое дело.
— К сожалению, основные программы современных госшкол духовность и нравственность исключают. Истину тоже.
— Получается так. Но, с другой стороны, и у некоторых священнослужителей бывает, к сожалению, стремление как бы с ходу внушить веру. Этого делать нельзя, тем более детям. Духовная жизнь — вещь сложная, особенно для тех, кто не пребывает в ней с самого младенческого возраста. Она требует тонкой, терпеливой, порой длительной работы с теми, кто идет к вере.
Это характерно не только для нашего времени. Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Он собирал вокруг себя детей, говорил с ними на их, а не на своем высоко духовном языке. Игрушки мастерил и дарил детям. Этой великой радостью для ребятишек, любовью своею направлял их к Господу.
В Харькове, в нашей школе был кружок писанкарства — росписи пасхальных яиц.
Какой интерес он вызывал у детей! На основе этого интереса дети естественно возрастали до того уровня, когда им самим уже хотелось постигать истины православной веры. И с большим интересом они, с радостью посещали воскресную школу.
Может быть, и при светской школе тоже нужно начинать с различных кружков, работающих на духовной, православной основе. Это — сложнейшая проблема. Здесь нужно постепенное движение.
Насколько мне известно, в Министерстве образования России есть целое управление дополнительного образования, которое использует в этом смысле базу бывших пионерских дворцов, лагерей и так далее.
— Да, такое звено в министерстве есть. Под крылом этого управления в свое время пригрелась протестанская «Международная школьная программа», мимикрировавшая теперь в фонд «Добро», возглавляемый одной из бывших сотрудниц управления дополнительного образования. Но в принципе это может быть действительно удачный тактический ход, если сохранить его в чистоте. В чем его ценность?
— В том, что он позволяет избежать того, что можно назвать школьной зубрежкой. Последняя — хорошо знакома детям по светской школе. И если использовать теоретическое освоение духовной жизни, то эффект будет таким же, как при освоении светских наук. А через кружки этого можно избежать.
У нас в воскресной школе при храме было много кружков. Через кружок хорового пения дети стали полностью совершать песнопения Божественной литургии. Многие из них начали помогать во время служения в алтаре. То есть через соучастие свое в духовной, церковной жизни, в духовном искусстве у детей начинается живое общение с верой, ее истинами, ее таинствами.
Важно, чтобы к работе с детьми в этом случае привлекались не только священнослужители, но и учителя. Ибо они владеют тем педагогическим профессионализмом, которого у священника может и не быть. Нужно только, чтобы сами педагоги были воцерковленными.
Если удастся наладить это сотрудничество священнослужителей с педагогами, Церкви со школой (которое ведь не случайно было прервано большевиками, они знали, что делали, они истребили самые существенные связи), то с Божией помощью и единство наше мы сохраним, и Отечество возродим, и государство возвеличим.
Беседу записал А. Шпеко