Амурский меридиан | Галина Казачук | 23.08.2004 |
Красный угол
— Мы создаем молитвенный щит вокруг обители, — поясняет настоятельница монастыря матушка Антония. Час дороги — 150 Богородичных молитв.
Встретиться с матушкой Антонией удается не сразу. Накануне назначенного для встречи дня епископ Хабаровский и Приамурский Марк дал благословение на визит. Но у одной из монахинь вечером неожиданно поднялось давление. Да так, что настоятельнице пришлось вызвать из города «скорую» и самой сопровождать больную. А встречу она перенесла на другой день.
Матушка Антония объяснила, как найти обитель: на улице Зеленой, где куполок. На окраине поселка за высоким монастырским забором светились новизной крепкие, ладные строения. Над крыльцом одного из них — звонница, над крышей которой — сияющий купол. Крылечко с яркими желтыми половицами все заставлено домашними цветами в горшках. С крыльца же другого деревянного здания на приезжих с любопытством поглядывают два кота — черный и серый. Людей во дворе не видно — завершается обеденная трапеза.
…Мать Серафима, еще совсем молодая, но очень строгая, взглянув на мою обувь, густо покрытую рыжей глиной (шел проливной дождь), обронила: «Монастырская грязь — священная». Сказав, что матушка Антония свое благословение ей на общение с прессой не давала, потому что надеялась вернуться ко времени из города сама, повела в трапезную для гостей.
В светлой, уютной горнице в красном углу — лик Богородицы с младенцем на руках. Трапезная поражает чистотой необыкновенной и… почти современным интерьером, хотя и скромным, без мирских излишеств. На столе появляется чай с вареньем и постным печеньем, которое прислали монахиням сестры из Калуги…
Божией милостью
— Просилась в один монастырь, а попала в другой, — по возвращении рассказывает настоятельница монастыря.
Архитектор по специальности, матушка Антония более десяти лет назад круто изменила свою жизнь и не жалеет об этом. В Хабаровск приехала из Малоярославецкого монастыря, что в 120 километрах от Москвы, по благословению епископа Хабаровского Марка и митрополита Калужского Климента. Тогда, правда, место для будущего и самого восточного женского монастыря не было выбрано окончательно. А вот задумка назвать монастырь в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла существовала давно. И выбор пал как по велению Божию на село Петропавловка.
— Место это благословенное. Это чудо: и село словно в честь апостолов названо Петропавловкой, и рядышком озеро Петропавловское…
Вот и глава Петропавловской сельской администрации Виктор Кочетов, видимо, не случайно обмолвился: дескать, Петропавловское село старинное (через три года жители будут отмечать его столетие). От города сравнительно далеко и живут здесь в основном женщины — от 45 и старше. А мужчины почти все умерли.
Сам-то Виктор Васильевич не редкий гость в монастыре. Некоторые хозяйственные вопросы, по земле например, приходится решать вместе.
— Что меня поражает, — одновременно удивляется и восхищается Кочетов, — какие в монастыре трудолюбивые женщины! Скот держат, на огороде все у них растет. А у матушки Антонии так и вовсе деловая хватка. К тому же народ они очень скромный, занимаются своим делом, уклад строгий…
Явление народа
Сестры в Петропавловском монастыре со всей России. Три приехали из Малоярославского монастыря, одна — из Казани. И совсем недавно постриг приняли хабаровчанки.
— Подъем в пять часов утра. Летом устав несколько меняется — встаем раньше, — раскрывает распорядок дня матушка Антония. — В половине шестого начинаются утренние молитвы. Служба длится три часа. После завтрака послушание. В это время каждая из сестер, независимо от возраста, занята делом. После трапезы обязательно часовой отдых. Затем снова труд. После вечерней трапезы есть какое-то время на то, чтобы закончить дела — подоить корову и коз, накормить животных, помыть посуду…
После вечерних молитв просят у матушки и друг у друга прощения. Матушкино благословение на сон грядущий тоже обязательно. Только после него можно расходиться по кельям. И так каждый день.
— В монастыре очень напряженный ритм жизни. И человеку, не привыкшему к тяжелому физическому, а главное, духовному труду, на первых порах нелегко привыкнуть.
Помимо грушевого сада и двух огородов в монастырском хозяйстве корова, четыре козочки, куры, цыплята. И на территории обители строится большой коровник. Техническая база — легковой автомобиль и крайне необходимый в хозяйстве мотоблок. Хозпостройки — кухня, прачечная, молочная ферма.
— Когда бываю в монастыре, то почту завезу (почтового отделения в селе нет), то еще в городе какой-либо наказ матушки выполню. И всякий раз вижу здесь что-то новое, — говорит поселковый голова. — А с недавних пор стал замечать, что наши некоторые пенсионерки потянулись в монастырь на праздники…
В день святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, в, как оказалось, не забытую Богом Петропавловку пришли аж около 300 человек. Для полузаброшенного села — явление невиданное. Накануне праздника — владыка Марк уж очень заботился об этом — на строящийся собор установили купол.
За девять месяцев существования в монастыре перебывало много люду.
— Приезжают к нам за советом от безысходности, от отчаяния. Но все же чаще приезжают во время своего отпуска горожане, помогают. Паломники приходят. Мы им для ночлега специально оборудовали комнату.
Запрет на сладкое
Но паломник — временный посетитель обители и не в состоянии представить себе, что такое жизнь монашеская.
— Бывает такое, что сестры ссорятся, обижаются друг на друга?
— Бывает. Здесь все очень остро воспринимается.
К примеру, может вывести из себя слово, сказанное не «тем» тоном.
— Как вы гасите конфликты?
— Побеседую с одной, другой. Характеры-то у всех разные и возраст — от 25 до 70 лет. Духовно сильную сестру можно и поругать, сделать ей замечание. Епитимью назначить — поклоны, может быть… Правда, к подобным мерам мы еще не прибегали. Не было необходимости. Есть, положим, такие меры воспитания, как запрет на сладкое или же после окончания монашеского правила можно поставить мыть посуду…
Наверное, делать это непросто: в монастыре есть сестры, прожившие долгую сложную жизнь, имеющие взрослых детей и внуков.
— Мне очень помогает прошедший опыт монашеской жизни, — говорит матушка Антония. — И, конечно, пример духовной матери игуменьи Николаи, которая также воспитывала меня, наставляла, помогала и терпела мои немощи. Теперь я все стараюсь делать, как она делала. Думаю, как бы она поступила здесь, что бы сказала…
18 августа 2004 г.