Русская линия
Коммерсант-власть Сергей Петухов23.08.2004 

Стоп-храм

Еще до того, как Владимир Путин и патриарх Алексий уладили отношения церкви и государства, корреспондент «Власти» Сергей Петухов посетил несколько церквей, которые православный адвокат Михаил Воронин рекомендовал ему как имеющие наилучшие судебные перспективы.

Первым в списке числился храм Священномученика Климента, папы римского, который стоит на углу Пятницкой улицы и Климентовского переулка. (Папа был замучен за веру в 101 году нашей эры, еще до раскола церкви на католическую и православную, на том самом месте в Крыму, где спустя восемь веков обратился в православие святой Владимир, крестивший потом Русь.) Двери в храм были открыты настежь, но войти внутрь было невозможно, потому что калитка церковной ограды была заперта на амбарный замок. На пороге храма курили мужчина и женщина. Не бросая сигарет, они подошли к калитке, чтобы побеседовать, но отпереть замок и пустить меня на территорию храма категорически отказались. Мои собеседники оказались научными сотрудниками Российской государственной библиотеки, а в церкви располагалось ее книгохранилище.
-Условия для книг в этом здании хорошие, а для людей -не очень,-сообщила дама, которую звали Наталья Васильевна.
-Вам известно, что прихожане намерены выселить вас из этой церкви через суд?
-Нечто подобное мы и ожидали,-призналась Наталья Васильевна и рассказала про нелегкие отношения библиографов с верующими.
Раз или два в неделю верующие собираются перед закрытой калиткой храма и молятся на висящий над калиткой плакатик с просьбой пожертвовать на реставрацию 100−125 млн рублей. Пешеходный Климентовский переулок с выходом станции метро «Третьяковская» довольно узкий и всегда многолюдный, поэтому библиографы иногда отпирают калитку и пускают верующих молиться внутрь церковной ограды, а с недавних пор -даже внутрь церкви.
-А вы не боитесь, что в один прекрасный день они могут не уйти оттуда?
-Боюсь,-вздохнула Наталья Васильевна.-Их отец Леонид недавно пошутил, что если захочет, то может привести сюда 300 крепких мужчин-прихожан.
И, бросив окурок, библиограф удалилась в храм.

Реставраторы центра имени Грабаря, обжившие храм Покрова Богородицы, рассказали, как верующие вырубили их роскошный яблоневый сад и вытоптали цветник
Следующая спорная церковь -Покрова Святой Богородицы на Большой Ордынке, 34а -отличалась несколько необычной архитектурой. Недоумение разъяснилось по прочтении мемориальной доски. Храм по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны спроектировал и построил в 1908—1912 годах модный тогда архитектор Щусев, следующим архитектурным шедевром которого стал Мавзолей Ленина. В церкви располагаются реставрационные мастерские центра имени Грабаря, так что ее обитателям ничего не надо было объяснять.
Церковь находится на территории Марфо-Мариинской обители, основанной Елизаветой Федоровной сразу после того, как эсеры взорвали ее мужа, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова. Ее саму убили большевики в 1918 году в Алапаевске. Колчаковцы извлекли тело из шахты. Княгиню похоронили в Палестине, а в данный момент ее мощи путешествуют по России по инициативе Фонда Андрея Первозванного и нынешней настоятельницы Марфо-Мариинской обители матушки Елизаветы. Эта энергичная матушка и является главной угрозой для реставраторов. Настоятельнице уже удалось договориться о выселении с территории обители поликлиники #68, теперь пришел черед реставраторов, которые отделились от владений матушки Елизаветы забором с калиткой, запертой на точно такой же замок, как на храме Священномученика Климента, как будто Минкульт закупил такие замки оптом для охраны своей собственности от верующих.
Сама матушка отсутствовала: уехала в Крым подыскивать место для строительства санатория для монахинь. А реставраторы рассказывали, как верующие под водительством матушки Елизаветы вырубили их роскошный яблоневый сад и вытоптали цветник. И под конец сообщили, что в мирской жизни матушка была Светланой Николаевной Крючковой, секретарем парторганизации одного из московских издательств: «Действительно, надо было сбросить несчастную Елизавету Федоровну в шахту, чтобы Светлана Николаевна стала матушкой!» После этих слов стало ясно, что участь реставраторов решена и они доживают в щусевском шедевре последние месяцы.

Дореволюционный приют для бедных мальчиков-сирот с домовой церковью Святителя Александра идеально подошел для офисного здания
Охранник при входе в храм Спаса Всемилостивого на Новослободской улице сообщил, что на все вопросы насчет собственника и арендаторов храма ответят в Московском государственном технологическом университете (Станкине), попасть в который можно было, только обойдя замызганный пивной павильон на территории храма. Ректор Станкина Юрий Соломенцев был в отпуске, а исполняющий его обязанности проректор Николай Волков прореагировал на сообщение о скором суде вяло: «Попы каждый год грозят нам судом. А куда нам оттуда ехать? Мы получили церковь в 1980 году, вбухали в нее кучу денег, оборудовали там учебные аудитории для старшекурсников».
Ректор Станкина -еще и член-корреспондент РАН и директор академического Института конструкторско-технологической информатики (ИКТИРАН), который и располагается в здании храма. По словам главного бухгалтера ИКТИРАН Ольги Федоровой, здание было передано Минимуществом из управления Станкина в управление РАН еще в 2000 году и судиться с верующими придется вовсе не институтским профессорам, а президенту РАН Юрию Осипову, приязнь которого к патриарху Алексию II хорошо всем известна и полностью взаимна.

До реставрационных мастерских в храме Покрова Богородицы был склад НКВД
Храм Святителя Александра, построенный в 1892 году «на средства купца Золотарского при приюте для бедных сирот-мальчиков», должен был располагаться по адресу улица Бутырский вал, 26. Вместо него там стояло красного цвета здание в офисно-банковском стиле середины 90-х. Пришлось спросить, куда делся храм, у старушки, сидевшей возле подъезда соседнего дома.
-Да вот он, перед тобой,-сказала старушка, показывая на красный билдинг.-Церковь банкиры разломали и себе из нее здание выстроили. Потом банк разорился, сейчас там разные предприниматели офисы арендуют.
Именно так все и оказалось. Подтянутые молчаливые охранники в черном профессионально ощупали меня взглядами, произвели какие-то манипуляции с паспортом за непрозрачным стеклом бюро пропусков и отвезли на третий этаж, где в кабинете сидел представительный мужчина, тоже весь в черном. Мужчина молча выслушал мои слова насчет грядущего иска верующих и продолжал молчать. Но тут открылась дверь, и в ней появился загорелый мужчина в белых брюках и цветастой рубахе. То, что я принял за кабинет, оказалось приемной, а мужчина в черном -секретарем. В настоящем кабинете у стен стояли иконы и изображения храмов. Представитель нынешних хозяев здания академик, профессор и доктор технических наук Александр Анненков из Сибирско-Европейской транспортной компании сказал несколько слов о глубокой бездуховности современного российского общества, а затем подтвердил все слова старушки. В 2000 году у коммерческого банка, перестроившего церковь, отозвали лицензию. Компания, которую представляет господин Анненков, купила здание и считает себя добросовестным покупателем, несмотря на любые претензии третьей стороны. «Когда получим документы, почитаем их и определим свою позицию»,-подытожил профессор.
Потом я нашел старую фотографию храма при приюте бедных сирот-мальчиков. Банкирам и не нужно было его сильно перестраивать: взгляды купца Золотарского на православную архитектуру целиком совпадали с современными представлениями о том, как должен выглядеть коммерческий банк средней руки.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru