Русская линия
Трибуна Елена Батуева23.08.2004 

Совсем не святые лики
На современных иконах угадываются «образа» российских чиновников

По канонам Церкви, на иконах принято изображать святых, которые были официально канонизированы Церковью. Однако в современной иконописи родилось новшество — на святых образах появились изображения людей, к сонму святых не имеющих никакого отношения. Одна такая икона появилась недавно в Ярославском Свято-Введенском Толгском женском монастыре.
Как раз сегодня в монастыре начались празднования, посвященные 690-летию со дня основания обители. Кроме того, празднуется икона — покровительница монастыря Толгская Богоматерь. А история Толги восходит к событиям начала XIV века, когда остановившемуся ночевать на берегу Волги во время паломнической поездки епископу Трифону в сонном видении явилась Божия Матерь. На следующее утро, отправившись на то место, которое он видел во сне, епископ нашел в дупле дерева нерукотворную икону Богородицы, получившую название Толгской, по имени протекавшей рядом реки. В этом месте и был основан монастырь, сохранившийся до наших времен.
Толгский монастырь, закрытый большевиками в 1920-е годы, стал первым женским монастырем, открытым в новой России. Сама же чудотворная Толгская икона, долгое время хранившаяся в Художественном музее Ярославля, после долгих и настоятельных просьб игуменьи монастыря Варвары была передана монастырю.
Для того чтобы у светских властей и работников музея не было претензий по хранению бесценной святыни, специально для нее построили отдельный предел в Крестовоздвиженском храме. Здесь поддерживаются благоприятный для хранения иконы температурный режим и определенная влажность, проведена сигнализация, рядом с входом в предел неусыпно дежурит охранник. Доступ к чудотворной иконе открыт с раннего утра до позднего вечера, пока в монастыре идут службы.
Но на всякий пожарный случай инокини монастыря написали копию редкой иконы. Правда, авторы допустили некоторое отступления от традиционных канонов. В ряду так называемых житийных клейм, то есть маленьких картинок, которые окаймляют непосредственный образ Богоматери и изображают разные исторические моменты, связанные с этой иконой, появились новые сюжеты: закрытие монастыря и разгон монахов в 20-е годы, спасение Толгской иконы сотрудниками Ярославского художественного музея и, наконец, момент возвращения чудотворной иконы сестрам. Но самое любопытное, что в персонажах новых сюжетов отчетливо читается портретное сходство с ныне живущими чиновниками. Так, среди изображенных на клейме хранителях иконы угадываются некоторые ныне действующие сотрудники Художественного музея, к примеру, заместитель директора музея Виктория Горшкова. А в разодетом в княжеские одежды, укутанном мехами господине, передающем Толгскую икону сестрам монастыря, только слепой не узнает нынешнего ярославского губернатора Анатолия Лисицына. Рядом с ним — архиепископ, ну очень напоминающий нынешнего ярославского архиерея Кирилла. Что называется, попали в сонм святых благодаря церковным художницам.
Впрочем, появившееся в наше время большое количество женщин-иконописцев вызывает определенный скептицизм у мужской половины иконописного цеха.
— То, что женщины стали писать иконы, — это вынужденная мера, — говорит художник-реставратор Павел Петров, работающий на Толге на реставрации Введенского собора, — это началось в советские годы, когда некому было заниматься иконописью, а в царское время женщины к письму икон не допускались: так же, как не было женских церковных хоров. Сейчас эта тенденция укрепилась, но все-таки женскую руку сразу можно отличить. Они пишут иконы, уделяя очень большое внимание деталям, а вот общая идея пропадает, и в композиции они очень проигрывают — живопись получается вялая, без акцентов.
…Как же без акцентов? Вроде бы наоборот — акценты, особенно политические, расставлены очень верно.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru