Соотечественники | Наталья Лебедева | 23.08.2004 |
Владыка Александр, руководствуясь идеей единения общества, налаживает связи со светской властью — президентом, правительством, Рижской думой. Он стал инициатором Договора между Православной церковью и Латвийской Республикой (Кабинетом министров), узаконивающего статус и неделимость Церкви и поэтому исключающего в будущем возможность расколов. Сейм должен ратифицировать его в сентябре.
— Наши традиционные конфессии заслуживают того, чтобы на их нужды обратили внимание и законодатели, и правительство, и местные власти, — говорит владыка. — Мы будем сотрудничать с теми фракциями сейма, которые нас поддерживают. Среди них Первая партия, которая с первого дня существования стала создавать свою концепцию работы с конфессиями, с церквами. Добрая воля этих людей для нас очень важна, потому что до этих пор никто всерьез не озаботился положением наших церквей.
Церковь и структуры управления государством работают на одно общее дело — помогать людям. Если государство заботится о правовой, социальной и экономической составляющей нашей жизни, то Церковь радеет о моральных ценностях, о духовной жизни. Церковь — это школа, «училище благочестия», где люди постоянно воспитываются не только словами, но и самой атмосферой, в которой проходят богослужения. Если в храме благолепно, красиво, приятно, есть благодать, это помогает и людям чувствовать себя красивыми, совершенными, осознавать себя как образ и подобие Божие. Но благолепная красота храмов стоит реальных материальных затрат. И если бы государство это осознавало и помогало бы нам, это пошло бы на пользу всем.
— Последнее время вы часто встречаетесь с президентом. Как г-жа Вике-Фрейберга откликается на нужды Церкви?
— Последнее событие, которое явилось эпохальным, исторически значимым, промыслительным — нас посетила Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, — президент восприняла почти как государственный визит. Г-жа Вике- Фрейберга подошла к организации пребывания иконы на латвийской земле очень разумно, интеллигентно, с душой и по-хозяйски. Она сама пришла к иконе, и это было отрадно для всех. Можно писать стихи, слагать музыку, руководить муниципалитетом. Но жизнь человеческая коротка, и в любую минуту каждый из нас может предстать перед Богом. И тогда на вопрос: «Что мы сделали в жизни хорошего?» многим нечего будет ответить.
— Какова идея Договора между Церковью и государством, который подписали семь конфессий?
— За основу взяли Конкордат Католической церкви с Ватиканом. Но возможность и норма такого договора были заложены еще в Законе ЛР о религиозных организациях от 95-го года, где сказано: «Одна конфессия — одна Церковь». После гонений на Церковь советского периода должен был обязательно появиться такой договор. Некоторые политики высказывают опасения, что вследствие ратификации этого договора (на осенней сессии сейма) Православная церковь невероятно усилит свое влияние и мощь в обществе. У нас нет такой цели. Мы просто хотим закрепить наш статус, сделать наше положение более стабильным — в интересах верующих.
Мы согласны с парламентским секретарем Министерства интеграции общества Александром Брандавсом в том, что голосование в сейме по договору, подписанному в КМ, станет моментом истины как для партий, так и для избирателей. Все политические партии на словах исповедуют христианские ценности и выступают за то, чтобы помогать традиционным конфессиям. Теперь у избирателей появится возможность проверить, расходятся ли слова их избранников с делом.
— До сего времени в Латвии государство активно помогало только Лютеранской и Католической церквам, к тому же последние получают мощную поддержку Ватикана. Православным не помогает никто, да и бизнесмены, считающие себя русскими и православными, не торопятся с материальной помощью. Может быть, сейчас положение изменится?
— Мы надеемся, что этот договор расставит все на свои места в сознании госмужей и общества, даст им понять, что православие здесь не политическая сила, не инородное тело — оно существует на этой земле с X века. Причем оно никогда не было агрессивным, а только терпящим, защищающимся, несло мир, веру, духовные ценности, культуру. Во всех странах православию помогают не только православные по вероисповеданию. Не говоря уже о России, где представители самых разных национальностей щедро жертвуют на Православную церковь. Они ведь живут в России, нужно же обустраивать общий дом! А в Латвии как-то культивируется мнение, что Церковь должна помогать себе сама.
— Но что-то начинает меняться к лучшему. Пожалуй, впервые в госбюджете предусмотрена статья расходов на Латвийскую православную церковь — ей предполагается выделить на будущий год 200 тысяч латов. Если, конечно, этот бюджет будет принят без поправок…
— Мы надеемся, что господа депутаты вспомнят, что они избраны всем народом. В православии мы не разделяем людей по национальностям, среди нашей паствы немало латышей. Хотелось бы, чтобы наш парламент обратил внимание и на то, что в нашем женском Свято-Троице-Сергиевом монастыре каждый день кормят 200−300 человек. Примерно пятая часть из них — латыши.
Мы собственными усилиями возродили собор Рождества Христова. Кому-то нравится его внутреннее убранство, кому-то — нет, но храм ведь украшает город. В Париже есть православный храм святого благоверного князя Александра Невского, и на ремонтные работы в нем дает деньги мэрия французской столицы. Отцы города поступают прагматично: ведь западным туристам небезынтересно взглянуть на православный храм, который они в жизни никогда не видели. А туризм — серьезная статья дохода столичного бюджета. А в Латвии — более 100 православных храмов и монастырей. Так что если принимающим у нас решения сердце ничего не подсказывает, пусть подскажет трезвый расчет.
«Вести сегодня»
23 августа 2004 г.