Русская линия
Русская служба новостей Александр Журавский16.08.2004 

Как выборы влияют на религиозный портрет Америки

Считать, что религиозный фактор не играет важной политической роли в секулярном американском обществе — обманываться дважды. Во-первых, американское общество религиозно (98% верит в Бога, 91% отождествляют себя с каким-либо религиозным направлением, 60% исполняет обряды, предписываемые верой), хотя и специфическим образом (большинство верующих американцев мало что может сказать о собственном вероисповедании).

Во-вторых, в преддверии президентских выборов религиозная озабоченность двух главных кандидатов на пост президента США (Буша и Кэрри) приобретает масштабы уже явно не протокольные. Помимо упомянутых выше обстоятельств, катастрофа 11 сентября 2001 и последовавшие за ним события также изменили устойчивые партийные предпочтения сразу нескольких электоральных страт (мусульман, евреев, иммигрантов).

Кроме того, новый президент США очевидным образом вынужден будет заниматься долго откладываемой проблемой геополитического будущего Америки. Проблема в своей актуальной альтернативности звучит весьма угрожающе для уха рядового американца, привыкшего к убаюкивающей колыбельной песенке о вечной и сильной американской демократии. Сформулировать этот новый вызов американской демократической парадигме можно так: сильная (и уважаемая, в т. ч. другими) демократия или сильная (но многими ненавидимая) империя. В зависимости от того, какой ответ будет дан новым вашингтонским кормчим — в духе популярных сегодня в Америке, но экспансионистских и имперско-мессианских, религиозных по своей сути идей Пола Вульфовица, Дональда Рамсфельда, Пэта Бьюкеннена и др.

Неоконсерваторов (среди которых сильны позиции протестантских фундаменталистов), или в соответствии с коммунитаристско-интернациональной идеологии либералов, призывающих к совместным с остальным миром действиям по борьбе с терроризмом и нарушением прав человека, — таково будет и будущее Америки. А будущее этой страны в значительной степени определяет конфигурацию будущего миропорядка.

Однако вернемся к Америке религиозной. Какова она?

Наиболее значимая религиозная община Америки (данные 2001 года) — католическая (ок. 56 млн. чел., 24,5%). Далее по числу последователей идут баптисты (16,3%), методисты (6,8%), лютеране (4,6%), пресвитериане (2,7%), харизматы (2,1%), епископалы и англикане — 1,7%, иудеи (по разл. данным — от 1,3% до 1,8%), мормоны — 1,3%, последователи Церкви Христа — 1,2% и пр.

Точного количества мусульман в Америке не знает никто. По данным разных источников, в США проживает от 3 (официальные цифры) до 7 миллионов мусульман. Т. е. мусульмане составляют около 1,3−2% населения Америки. Естественно, что не все они имеют американское гражданство и, соответственно, электоральные права. Но как мы убедимся дальше, в Америке не нужно быть большинством, чтобы оказывать существенное влияние на ее окончательный выбор.

Итак, Америка — протестантская страна с большой католической общиной. Но если мы посмотрим на то, какая религиозная община была наиболее часто представлена в Белом Доме, нас ждут любопытные открытия. Наиболее часто (11 раз) президентами США становились епископалы (26,2% от числа всех президентов США), составляющие всего 1,7% населения Соединенных Штатов; 9 раз — пресвитериане (21% президентов при 2,7% населения Америки), по 4 раза — методисты (соответственно 9,5% и 8%), баптисты (9,5% и 18%) и унитарии (9,5% и 0,2%), 3 раза — «Ученики Христа» (Disciples of Christ; 7,1% и 0,4%), дважды — квакеры (4,8% и 0,7%) и голландские реформаты (Dutch Reformed) (4,8% и 0,7%), один раз — конгрегационалисты («Объединенная Церковь Христа»)

Католики делегировали из своих рядов всего одного президента (это при своих 24,5% всего населения страны!). Им был Джон Кеннеди. Правление католика JFK оказалось сопряжено с внешнеполитическим конфликтом (карибский кризис) и внутриполитической трагедией (убийством президента).

Американским президентом никогда не был лютеранин, иудей, мормон, мусульманин или православный.

Наиболее известными президентами-епископалами были Джордж Вашингтон, Джеймс Мадисон, Теодор Рузвельт, Франклин Делано Рузвельт и, наконец, Джордж Буш-старший.

Из числа президентов-пресвитериан наиболее известны Вудро Вильсон, Уйан Эйзенхауэр и Рональд Рейган. Отец последнего, кстати, был католиком, но Рейган избрал веру матери.

Из баптистов наиболее представительны Гарри Труман, Джимми Картер и Уильям Джефферсон Клинтон. Из президентов-методистов наиболее узнаваем, конечно же, действующий американский президент Джордж Буш-младший (прежде, как и отец, являвшийся епископалом).

Забавно, что с религиозной идентификацией вице-президентов США ситуация похожая. Наибольшее представительство здесь вновь у епископалов (8 человек) и пресвитериан (6). Голландских реформатов среди вице-президентов было 4 человека, методистов, баптистов и конгрегационалистов — по 3, унитариев — 2, квакеров и последователей движения «Ученики Бога» — по 1. Католиков среди вице-президентов не было вообще.

Характерно, что в последние президентства сложилась традиция, согласно которой вице-президент принадлежит той же деноминации, что и президент. Так, вице-президент и баптист Альберт Гор работал в Белом Доме при президенте-баптисте Клинтоне, а методист Дик Чейни — при методисте же Дж. Буше-младшем.

Александр Журавский, руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС, «Новая политика»

«Другое время»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика