Православие.Ru | Сергей Степанов | 09.08.2004 |
О том, как воплощался этот замысел, рассказал в своей новой книге историк Александр Анисимов. «Социалистическая реконструкция» требовала решительной перестройки города, и она началась — с уничтожения храмов. В числе первых пал Михайловский Златоверхий собор XII века с колокольней, место которых должен был занять Правительственный центр. Нарком образования Владимир Затонский, раздраженный затянувшимися работами по съему древних мозаик в Михайловском Златоверхом, называл ученых — исполнителей работ «любителями древнего хлама». В результате, на месте Златоверхого устроили площадку для выгула собак. Иные храмы разрушали под благовидными предлогами: церковь Сретения на Львовской площади убрали ради «расширения местности», Иоанно-Златоустовская на улице Галицкой якобы мешала движению трамваев. «Пали» церковь Богородицы Пирогощей XII века, множество храмов XIX- начала XX веков, шедевры украинского барокко, возведенные в конце XVII века: Богоявленский собор Киево-Братского монастыря и Военно-Николаевский собор. Колокольный звон запретили еще в 1930-м, так что, умирая, храмы не могли и голоса подать.
Если так относились к древним, намоленным храмам, то что уж говорить о тех, которые были не достроены. Две таких «незавершенки» рассматривались на предмет размещения в них… крематория. Слава Богу, нашлись трезвые головы, сообразившие, что размещать крематорий в густонаселенном районе просто бесчеловечно. Всего за время тогдашней «перестройки» было уничтожено 150 одних только православных храмов.
Повезло лишь тем, разрушение которых подпортило бы репутацию власти в глазах мировой общественности. Например, Софию отстояли французы, напомнив советскому правительству, что строил ее Ярослав Мудрый, отец Анны Ярославны — королевы Франции. Антирелигиозным музеем стал и Владимирский собор. Выдубицкий монастырь стал городком металлистов. Трапезная церковь Лавры и Андреевская церковь многие годы работали в режиме концертных залов. Но, несмотря на «перепрофилирование», храмы все же играли роль духовных центров. Каждый, кто слушал музыку в их стенах, подтвердит, что звучала она не так, как в обычном концертном зале. Так что воинствующим атеистам (а их в Киеве насчитывалось более 157 тысяч), несмотря ни на какие ухищрения, не удалось изгнать особую атмосферу из храмов — а значит, и из самого златоглавого Киева.