Псковская губерния | + Савва Ямщиков | 06.08.2004 |
Художник, воин, прошедший через фронты Великой Отечественной войны, священнослужитель, архимандрит Алипий вписал в историю русской культуры несколько красивых, светлых страниц. Приняв постриг в 1950 г., он трудился над послевоенным восстановлением Троице-Сергиевой лавры, с 1959 по 1975 г. служил наместником Псково-Печерского монастыря, много сделав для сохранения его ценностей. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущевской оттепели1, благодаря его усилиям в 1973 г. в Печеры вернулись сокровища, вывезенные фашистами из ризницы монастыря в 1944 г.
Архимандрит Алипий также известен как коллекционер и ценитель русской и европейской живописи. В 1974 г. он передал часть своей коллекции в дар Русскому музею, остальное по завещанию после его смерти в 1975 г. перешло в Псковский музей-заповедник.
На выставке «Жизнь во имя веры и любви» представлены 45 полотен из коллекции архимандрита Алипия. Среди них картины, имеющие мировое значение, как, например, «Лот с дочерьми» Иоганна Ротмайера (1654−1730). В том же зале выставлены старинные книги Псково-Печерского монастыря из фондов музея и фотографии Бориса Скобельцына и Михаила Семенова.
«Я сейчас смотрю на эту выставку и вижу одно: такие люди, как архимандрит Алипий помогут нам побороться с беспределом, пришедшим на нашу землю», — говорил на открытии выставки искусствовед и реставратор Савелий Васильевич Ямщиков, хорошо знавший архимандрита, 15 лет проработавший вместе с ним. Жизнь Алипия, которую он, живя в атеистическом государстве, всю целиком посвятил служению Духу, может научить стойкости. Главное — не забывать.
В Государственном архиве Псковской области, среди докладов о ходе реставрации и годовых отчетов Псково-Печерского монастыря, хранятся ходатайства граждан о запрещении колокольного звона в Печорах, рапорты об атаках на монастырь (разбивании стекол, хождении подростков по кровле), открытое письмо архимандрита Алипия в адрес редакции «Печорской правды» на клеветнические статьи, опубликованные в газете (май 1970 г.), докладные записки архимандрита, в том числе о несправедливо завышенном налогообложении монастыря. Сухой перечень документов рисует нелегкую картину будней подвижника. Сегодня такое уже сложно представить, но еще можно вспомнить.
«И это самое большое счастье — память, — уверен Савелий Васильевич. — Не забывайте о памяти. Если у нас не будет памяти, здесь будут открывать другие выставки».
Савва Ямщиков, один из самых верных и последовательных защитников российского культурного наследия, не случайно говорил о памяти. Во многом именно благодаря его усилиям, его настойчивости и упорству, коллекция Алипия оказалась в Псковском музее. Но на открытие выставки, посвященной его другу и соратнику, Савелий Васильевич приглашения не получил. Сам же он в свои 65 лет большую часть времени посвящает увековечиванию имен подвижников русской культуры — открытию мемориальных досок, написанию книг. Чтобы не забывали.
«И сегодня утром, помолившись в день 90-летия нашего дорогого батюшки, а молимся мы за него беспрестанно, — говорит Ямщиков, — я хочу сказать, что такие люди как архимандрит Алипий — это светочи, это те самые праведники, из пословицы, которую любит цитировать Александр Исаевич Солженицын — „не стоит село без праведника“. Это те самые праведники, благодаря которым и стоит огромное село под названием Россия».
Светлана ПРОКОПЬЕВА.
1 Рассказывают, что когда в монастырь прибыло указание о закрытии обители и роспуске братии, Алипий порвал и сжег бумагу с подписью Хрущева на глазах у курьеров. «Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель», — сказал архимандрит остолбеневшим людям в штатском. Монастырь не тронули.