Русская линия
Седмицa.Ru02.08.2004 

Деяние о канонизации блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских

За первой Божественной литургией в новоосвященной Казанской церкви в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре совершено прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий огласил «Деяние о канонизации блаженной Пелагии Дивеевской (1809−1884), Параскевы Дивеевской (+ 1915) и Марии Дивеевской (+1931)» и благословил богомольцев иконой новопрославленных святых. Текст «Деяния о канонизации» публикуется ниже полностью.

Деяние о канонизации блаженных Пелагии Дивеевской (1809−1884), Параскевы Дивеевской (?-1915) и Марии Дивеевской (?-1931)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В истории Православной Церкви всегда были особые избранники Божии, которых Господь призывал на великий и тяжкий подвиг юродства Христа ради, поставляя их на переднем крае борьбы за истину Христову, за спасение душ человеческих. Дивеевская обитель, созданная Царицей Небесной как Ее Четвертый земной Удел через великих угодников Божиих преподобную первоначальницу Александру и преподобного Серафима Саровского, по предсказанию Преподобного всегда была и будет рассадником духовных стариц, блаженных, Христа ради юродивых.

«Эта женщина будет великий светильник!» — так сказал Саровский чудотворец о будущей блаженной старице Пелагии Ивановне Серебренниковой. Она родилась в 1809 г. в богатой купеческой семье в г. Арзамасе. Вскоре после вынужденного замужества Пелагия Ивановна побывала у прп. Серафима в Сарове и имела с ним продолжительную беседу, определившую ее дальнейшую жизнь и поставившую ее на путь духовного делания. После этого она стала учиться Иисусовой молитве, которая с молодых лет стала благодатно действовать в ней. Как бы потеряв рассудок, Пелагия Ивановна стала несуразно одеваться и странно вести себя в общественных местах, вызывая пересуды и оскорбления, которые искренно радовали ее душу, презревшую все блага мира сего. Живя на улице, блаженная днем бегала по городу и безумствовала, а ночи проводила в молитве на паперти церкви. Муж, как и родственники, не понимавший великого пути жены, подвергал ее побоям и истязаниям, морил голодом и холодом, сажал на цепь. Только благодать Божия подкрепляла ее, как свыше предназначенную избранницу и давала силы переносить все то, что с ней тогда делали.

Эти страдания подготовляли Пелагию Ивановну к переходу в Дивеевскую обитель в 1837 г., куда при личной встрече направлял ее прп. Серафим, говоря: «Иди, матушка, иди немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то и будешь свет миру и многие тобою спасутся!» Поселившись в монастыре, первое время блаженная вела себя очень буйно и много говорила, впоследствии стала гораздо тише и больше молчала. Терпение лишений было ее добровольным уделом. Подвижница отличалась совершенной нестяжательностью, имела дар благодатных слез. С молодости Пелагия Ивановна обладала дарами прозрения тайн человеческих душ и прозорливости, открывая будущее. Эти духовные дары стали привлекать к ней множество людей разного звания и состояния. Утешая и врачуя, наставляя и обличая, блаженная многих направила по пути спасения.

Сестры, начиная с игумении монастыря Марии (Ушаковой), во всем советовались с блаженной и в обители ничего не делалось без ее благословения. Пелагия Ивановна неоднократно удостаивалась небесных видений и откровений, ей часто являлся прп. Серафим, наставляя ее в духовной жизни и научая, как хранить обитель Царицы Небесной. За святость жизни Пелагию Ивановну называли «второй Серафим».

Прожив сорок семь лет в обители, блаженная мирно почила в 1884 г. Девять дней продолжалось прощание со старицей сестер и тысяч мирян, почитавших ее как свою мать, утешительницу и молитвенницу. При этом тело почившей не являло признаков тления, а лицо сияло духовной красотой.

Как прп. Серафим послал Пелагию Ивановну в Дивеево, так и Пелагия Ивановна поставила на свое место блаженную Пашу Саровскую с той же целью — спасать души христианские от натиска врага рода человеческого от искушений и страстей, ведомых святым по прозорливости.

Блаженная Параскева, известная как Прасковья Ивановна (или Паша Саровская), родилась в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Лишившись мужа и много пострадав из-за клеветы от жестоких господ-помещиков, Ирина, как ее звали в миру, тайно ушла в Киев на богомолье. Духоносные старцы Киевской Лавры, воспламенив ее сердце любовью ко Господу, благословили ее на подвиг юродства Христа ради. Здесь она приняла тайный постриг в великую схиму с именем Параскевы, отчего стала называть себя Пашей. Испытав тридцатилетнее пустынножительство в Саровском лесу, строжайшее постничество, телесные истязания в миру, как Пелагия Ивановна, избиение разбойниками с целью ограбления, как прп. Серафим, она стала третьим по духу и страданиям «Серафимом» и хранительницей Дивеевской обители.

За ее переменчивым настроением, иносказательным разговором и выходками скрывались величайшее смирение, любовь и сострадание. Люди шли к блаженной за советом и утешением нескончаемой вереницей, и Господь через Свою верную рабу открывал им будущее, врачевал недуги душевные и телесные. Царственным мученикам Государю Николаю Александровичу и Государыне Александре Феодоровне, посетившим блаженную в 1903 г., Прасковья Ивановна предсказала долгожданное рождение наследника, Царевича Алексия, и грядущие на Россию беды.

Умерла блаженная Параскева в 1915 г. в возрасте около ста двадцати лет после тяжелой болезни. Сестрам было открыто, что тяжкими предсмертными страданиями она искупала из ада души своих духовных чад. Блаженная была похоронена рядом с Пелагией Ивановной у алтаря Троицкого Собора Дивеевского монастыря.

Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу — блаженную Марию Ивановну.

Мария Захаровна Федина родилась в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Впоследствии она стала называть себя Ивановной, говоря, что все блаженные Ивановны — по Иоанну Предтече. С детства Мария отличалась многими странностями, любила уединение и молитву. Осиротев в 14 лет, она скиталась между Дивеевом и Саровом голодная, полунагая, гонимая, пока не поселилась в Дивеевском монастыре. Никто никогда не слыхал от нее ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за богоугодную жизнь прославил ее даром прозорливости с молодых лет. Мария Ивановна говорила быстро и много, иногда стихами и временами сильно ругалась, особенно после 1917 г., но под ее словами скрывались прозорливые обличения. По молитвам блаженной, самой много страдавшей от мучительных болезней и несчастных случаев, ею же себе и устроенных, Господь многократно исцелял страждущих, о чем сохранились свидетельства очевидцев. В годы тяжелых революционных испытаний для России увеличился поток нуждающихся в наставлении и молитвенной помощи. Ее пророчества и предсказания помогли многим людям избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.

Советские власти воздвигли гонение на блаженную и запрещали принимать посетителей. После закрытия монастыря в 1927 г. Мария Ивановна находила приют в домах верующих. Незадолго до смерти блаженную подвергли аресту и допросу, но признав ее ненормальной, отпустили. Скончалась она в 1931 г. в возрасте около 70 лет и похоронена на кладбище села Большое Череватово, где ее могила почитается до сего дня. Мария Ивановна, провидя будущие испытания лагерями, ссылками и годами безбожия, укрепляла сестер обители, уверенно предсказывая возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря, что и исполнилось в 1991 г.

Сохранились многочисленные свидетельства о чудесных событиях и исцелениях, происходивших и продолжающих происходить в наши дни по молитвам блаженных стариц.

Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью, проведенной в суровом подвиге юродства Христа ради блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских не нашла препятствий к их прославлению в лике святых. После рассмотрения материалов о жизни подвижниц Серафимо-Дивеевского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мною с любовию и благоговением настоящим определяется:

1. Причислить к лику святых Христа ради юродивых, благодатию Божией прославленных, блаженных стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии.

2. Честные останки блаженных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской и преподобной Марии, игумении Дивеевской, почивающие в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии, отныне именовать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

3. Память блаженной Пелагии Дивеевской совершать в день ее преставления — 30 января/12 февраля, блаженной Параскевы Дивеевской в день ее преставления — 22 сентября/5 октября, блаженной Марии Дивеевской в день ее преставления — 26 августа/8 сентября. Также совершать общую память блаженных Дивеевских и преподобной Марии, игумении Дивеевской, в день празднования собора святых жен Дивеевских 8/21 июля.

4. Службу новопрославленным Дивеевским святым составить каждой особую, а до времени составления таковых отправлять общие — по чину Христа ради юродивых.

5. Писать новопрославленным блаженным Пелагии Дивеевской, Параскеве Дивеевской и Марии Дивеевской иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать жития блаженных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской для назидания в благочестии чад церковных.

7. Настоящее определение наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей Нижегородской епархии.

Молитвами новопрославленных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской, да подаст Господь Свою милость всем с верою и любовию прибегающим к их небесному предстательству. Аминь.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика