ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 20.07.2004 |
— На мой взгляд, понятие духовно сильного и нравственно здорового государства предполагает, прежде всего, наличие согласия большинства граждан по поводу того, что духовная жизнь и нравственное совершенствование личности являются главными ценностями и ориентирами для устройства жизни как отдельной личности, так и всего общества в целом. У нас почему-то сложилось неверное представление о том, что надо делать выбор между духовностью и благополучием. Расхожее мнение гласит, что благополучие приобретается только обманом, воровством, вымогательством, то есть имеет безнравственное происхождение. Поэтому, чтобы достигнуть определенного материального успеха в жизни, надо отказаться от высоких принципов и принять нечистые правила игры. Однако кто-нибудь задался хоть раз целью проследить всю жизнь людей, выбравших подобный путь, а не наблюдать ее только в зените «успеха»? А ведь сколько можно было бы привести примеров смертоубийств, отчаяния и неудач, которые настигают подобных людей еще здесь, в земной жизни. Если все же попытаться согласовать нравственное начало и благополучие, то я доверился бы словам царя и пророка Давида, которые так часто доказывает сама жизнь: «я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36. 25−26).
Полагаю, что можно говорить о двояком воздействии Русской Православной Церкви, направленном на укоренение нравственного начала в российском обществе. Прежде всего, она влияет на сердца и души людей с помощью таинств и благодатной жизни. Действие подобного рода является главной миссией Церкви в мире, так как оно направлено на разрушение сердцевины всех проблем человечества — греха. Божественная помощь, подаваемая в церковной жизни, способна излечить и преобразить душу человеческую.
Но и за своей оградой Церковь стремиться продолжать возрождающую миссию, принимая участие в образовательной, воспитательной, культурной, социальной жизни общества. Кроме того, она стремится осмыслить нормы поведения личности в политической и экономической сферах. Для этого мы организовываем конференции, совещания, круглые столы по самым различным вопросам современной жизни, так как только соборным разумом нашего народа можно определить правильные стратегические цели и руководящие принципы развития нашей страны.
— Владыко, VIII Всемирный русский народный собор принял «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». С чем связано, по Вашему мнению, решение о разработке свода? Какую роль он может сыграть в становлении этики хозяйственных отношений в нашей стране?
— Разработка «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании» явилась одним из конкретных шагов по соборному осмыслению правил поведения личности, в частности, в экономической сфере. Отправной точкой для разработчиков свода стали десять заповедей, данные Богом Моисею на горе Синай. Их этическое содержание близко всем мировым религиям, которые представлены в нашей стране. Кроме того, они совпадают и с основными постулатами естественной морали, характерной для светской этики.
Свод был разработан, а затем принят, исходя из ситуации, в которой оказалась экономика стран бывшего Союза. Эти государства, православное население которых окормляется Русской Православной Церковью, по-прежнему переживают экономические трудности. И это все еще после 15 лет реформ! Действительно, принимаются решения, кардинально реформирующие экономическую и социальные системы общества, а ситуация мало меняется. В общении с государственными деятелями, деловыми людьми, простыми трудящимися приходилось не раз слышать, что проблема состоит не только в создании правильной системы. Требуется также изменение мышления людей. В первую очередь это касается утверждения таких элементарных ценностей, как экономический патриотизм, честный труд, забота о неспособных к труду. Государство в одиночку не в состоянии изменить ситуацию. Необходимо подключать все общество. Поэтому Русская Церковь, откликаясь на инициативу государственных, общественных деятелей, деловых людей, профсоюзов, поддержала инициативу по составлению подобного свода.
Конечно, само по себе принятие свода не изменило и не изменит ситуацию. Однако у общества теперь есть критерии, по которым оно могло бы оценивать состояние дел в сфере экономике. Кроме того, для участников экономических отношений, имеющих добрую волю изменить ситуацию к лучшему, появились четкие нормы, которым они должны следовать. Свод можно сравнить с рецептом врача, который тот выписывает для лечения больного. Но вопрос о том, воспользуется человек этим рецептом или нет, зависит от его желания и воли. Хотел бы подчеркнуть, что без этой доброй воли и не может произойти никаких перемен.
— В нашей стране и за рубежом хорошо известна Ваша неутомимая деятельность в развитии межрелигиозного диалога. Не могли ли Вы более подробно рассказать о причинах столь большого внимания Русской Православной Церкви к этому вопросу и о перспективах межрелигиозного сотрудничества.
— Полагаю, что Православная Церковь, даже если бы захотела, то не смогла бы сегодня избегать встреч и контактов с другими конфессиями и религиями, просто потому что мы живем в очень «тесном» мире. Обыкновенный верующий, который совершает поездки в различные страны мира, волей неволей занимается тем, что на языке науки, называется сравнительное богословие. Он сравнивает обычаи и веру своего народа с традициями другой страны. За разъяснениями затруднений он обращается к пастырям своей Церкви. Представители других религий также с повышенным интересом относятся к Православию и в его изучении видят ключ к пониманию нашей национальной жизни. Церковь призвана отвечать вопрошающим, следуя повелению Апостола Петра: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Мы считаем, что лучший способ действия заключается в установлении диалога. Ведь, если нет диалогового пространства, то вакантное место сразу же занимает конфронтация, порожденная искаженными представлениями друг о друге. Диалог понимается нами не как средство для усовершенствования православной веры, а как разумный инструмент общения между различными религиозными общинами, живущими рядом друг с другом.
Межхристианский и межрелигиозный диалог, таким образом, служит и средством поддержания мирных отношений между религиозными общинами, что опять же является апостольской заповедью: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18). Для этого мы должны встречаться, обсуждать волнующие вопросы, искать точки соприкосновения. Отсутствие общения очень часто приводит к появлению ложных стереотипов, непонимания, неправильной интерпретации намерений и действий той или иной религиозной общины. Бывает, что одной встречи достаточно, чтобы предотвратить конфликт, грозящий перерасти в столкновение, в том числе с пролитием крови. Кроме того, у нас очень богатая повестка дня для совместного обсуждения. Религиозные общины сталкиваются с одними и теми же вызовами современности: безверием, низким нравственным состоянием людей, доминированием земных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.
Именно эти соображения побуждают нас участвовать в межхристианских, межрелигиозных организациях, поддерживать двусторонние и многосторонние диалоги с другими конфессиями и религиями. Сегодня наша Церковь участвует в работе таких организаций, как Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей, Всемирная конференция религий за мир, Европейский совет религиозных лидеров. В России и в СНГ при активном участии Русской Православной Церкви действуют Межрелигиозный совет России и СНГ соответственно. Мы намерены и далее развивать дружественные связи с другими религиозными общинами.