Русская линия | Юрий Крупнов | 20.07.2004 |
Начиная с июня с.г., после резкого обострения ситуации вокруг Южной Осетии, невозможно полноценно отстаивать позиции России в мире и на Кавказе без определения и формулирования Стратегии России на Кавказе, без своего рода «Кавказской доктрины». «Кавказская доктрина» должна обозначить курс России на мировую державу и показать Кавказ как важнейший элемент в мировой геометрии российского присутствия.
Стратегия России на Кавказе состоит в том, чтобы Кавказ из пространства «балканизации» Евразии (по Зб. Бжезинскому) был восстановлен в качестве региона обеспечения стратегической стабильности Евразии, региона мира, развития и процветания.
Россия считает Кавказ особым новым регионом, который, в соответствии с его ситуацией, историей и предназначением является «Великим Кавказом» (The Greater Caucasus). Россия выдвигает проект «Великий Кавказ», который должен создать пространство развития, в частности, опережающего инфраструктурного и гуманитарного развития. Россия приглашает все государства доброй воли присоединиться к этой инициативе.
Успех России и всех государств региона в историческом деле построения «Великого Кавказа» имеет всеобщее значение, поскольку процветающий Кавказ будет представлять пример нового миропорядка в 21 веке. Кавказ вместе с прилегающими к нему территориями, включая два моря — Черное и Каспийское, является самостоятельной всемирно-исторической сущностью, многовековой реальностью и требует единства всех составляющих Кавказ государств, создания единых проектных и инвестиционных пулов, а также недопущения военной интернационализации Кавказа и присутствия на Кавказе чужих вооруженных или парамилитарных сил.
Россия исторически является ведущим участником «Великого Кавказа». Это определяет абсолютную нетождественность любых форм присутствия в странах региона России или иных государств Кавказа — и эксрегиональных (или по терминологии RAND «far-off states») государств типа США и Великобритании. Факт агрессии США и Великобритании против Ирака делает ещё более очевидной нелегитимность эксрегионального присутствия на Кавказе.
Южная Осетия во всех отношениях является «знаковой» территорией, на которой и вокруг которой решается судьба не только постсоветского пространства, России и Грузии, но и всего мира. Принцип и методология решения кризиса вокруг именно Южной Осетии определит миропорядок первой половины 21 века.
Россия рассматривает конфликт между Тбилиси и Цхинвали как геостратегический, за которым стоят интересы и прямые действия ведущих стран мира. М. Саакашвили является на данный момент несамостоятельным представителем США, Великобритании и Турции, которые содержат правительство Саакашвили и имеют прямое военное присутствие в Грузии — т. е., фактически, ещё и представляет НАТО. Таким образом, мы имеем дело не с форматом частного внутригрузинского конфликта, а с форматом геостратегического противостояния, осуществляемого извне в целях проведения нелегитимной и нарушающей основы международного права силовой интернационализации ситуации на Великом Кавказе.
Речь должна идти, прежде всего, о территориальной целостности единого по истории, культуре и отношению к России осетинского народа, который сегодня оказался в состоянии так называемой «разделенной нации». Подтвержденная история единого осетинского народа и его особой государственной организации составляет почти 250 лет (с 1774 года, как минимум). Здесь необходим перевод этой историко-культурно-правовой реальности в законодательно оформленный в рамках международного права акт, который мог бы быть принят на возможном съезде Осетинского народа. Тринадцать лет с момента распада СССР показали, что Грузия не в состоянии построить ответственное государство. В этой ситуации претензии Грузии на механическое присоединение Южной Осетии в целях якобы восстановления своей территориальной целостности не являются обоснованными ни исторически, ни гуманитарно, ни юридически.
Ситуация Южной Осетии абсолютно нетождественна ситуации Чечни. РФ является правопреемником СССР, а Грузия — одной из многих республик СССР, которая так и не сумела построить национальное государство. Нациостроительство или нацибилдинг по-американски (http://www.kroupnov.ru/5/591.shtml) здесь далее недопустим.
Действия Грузии не являются действиями суверенного государства, поскольку инспирированы прямой и косвенной военной и иной поддержкой США, Великобритании, а также других стран НАТО1. Поэтому Россия вынуждена иметь дело с попытками прямой интервенции иностранных государств по отношению к населению, большая часть которого является гражданами Российской Федерации и которое находится в состоянии гуманитарной катастрофы. Российская Федерация выражает недоумение по поводу несогласованных с российской стороной и в целом недружественных действий США и Великобритании.
Режим М. Саакашвили уже несколько раз нарушил суверенитет Российской Федерации (например, захватив имущество МЧС России), поэтому формат любых переговоров руководства РФ с руководством Грузии должен строиться на базе признания и должной оценки данного факта. Грузия должна принести извинения и выплатить компенсацию за произведенный ею ущерб российскому суверенитету.
Мировое сообщество обязано оценить беспримерные выдержку и терпение руководства РФ, которое неизменно прилагало и прилагает бескорыстные усилия по поддержанию мира и стабильности на Кавказе, по недопущению кровопролития, и которое находит в себе силы не применять симметричных действий в ответ на провокации грузинской стороны. При этом следует учесть факт многолетнего нарушения грузинской стороной элементарных норм международных отношений по отношению к России, что выражалось и до сих пор выражается, в частности, в поддержке чеченских боевиков.
Россия действует на Кавказе как ключевая кавказская держава, держава Великого Кавказа, в целях принципиально разрешения конфликтов в интересах всех кавказских народов, включая русский народ. Тем самым, инициируя построение нового справедливого мирового порядка на Кавказе, Россия действует и выступает как мировая держава. Любые разговоры об «имперскости» России являются целенаправленной дезинформацией, задача которой состоит в том, чтобы замаскировать и скрыть исключительно имперские действия США и Великобритании.
Восстановление Чечни невозможно без реализации стратегии России на «Большом» Кавказе. Только процветание Великого Кавказа обеспечит процветание Чечни (см. «План по Кавказу» — http://www.p-rossii.ru/articles/statshow.php?22=1).
Чрезвычайно важным является гуманитарно-социальный и экономический аспект российской стратегии на Кавказе. Так, главным источником финансирования и обеспечения социальных гарантий в Южной Осетии является Россия, а не Грузия. Этот социально-экономический фактор также во многом определяет геостратегическую перспективу Южной Осетии. Во-первых, гражданами России является большая часть населения Южной Осетии. Далее, именно Россией проводится пенсионное обеспечение, оказание иной социальной и правовой помощи российскому и русскому населению Южной Осетии, организация обучения в ВУЗах РФ выпускников школ из Южной Осетии, обеспечение медицинской помощи и реабилитации жителей республики, организация в РФ оздоровительного отдыха детей, поддержка образования на русском языке, благотворительная помощь, развитие экономических, культурных и религиозных связей с Россией.
Если Грузия будет продолжать свои провокации, то РФ и мировое сообщество вынуждены будут сделать вывод о том, что в лице нынешнего руководства Грузии они имеют дело не только с правительством, которое получает жалование на своё содержание от иностранных государств, но и которое принципиально не способно строить современное государство — т. е. является, по международной классификации, несостоявшимся государством, («failed» or «failing» state), которое, соответственно, может быть взято под внешний патронаж и управление.
Концепция «территориальной целостности Грузии» является не только произвольной, не отражающей исторические, правовые и этнокультурные реалии, но и выступает прямым инструментом реализации доктрины нациостроительства (nation-building) администрации США. США как гиперимперия (см. http://www.kroupnov.ru/5/1101.shtml) представляет мир в виде мозаики полностью зависимых от США национальных государств и реализует данных проект в Грузии и Ираке (см. http://www.globalaffairs.ru/printver/2681.html).
Россия исходит из необходимости добиваться на Кавказе мира и процветания, опережающего инфраструктурного и гуманитарного развития. Поэтому Россия предлагает инициативу «Великий Кавказ (The Greater Caucasus) — регион развития и процветания» и приглашает все миролюбивые государства мира присоединиться к данной инициативе.
Представление основных идей данных тезисов состоялось 16.07.2004 г. на пресс-конференции агентства международной информации РИА «Новости» по теме: «Стратегия России на Кавказе». Участники: председатель общественного движения «Партия России» Юрий КРУПНОВ (http://www.kroupnov.ru/), директор агентства «Концепт-Медиа» Серафим МЕЛЕНТЬЕВ (http://www.cmnews.ru/), руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр СОБЯНИН.
Видеоотчёт о пресс-конференции — см. по адресу:
http://www.rian.ru/rian/pressclub.cfm?page=conf&cnf=11 161
----------------------------------------------------------------------------
1 Достаточно указать, что на Грузию в настоящее время приходится львиная доля (21%) военной помощи, выделенной США странам бывшего СССР. В 2004 финансовом году сумма составила $ 12 млн., что на 74% больше показателя 2003 года. Первоначально проектом бюджета была определена сумма в $ 10 млн., однако она была увеличена. По программе международного военного обучения и военной подготовки Грузия в 2004 финансовом году получила $ 1.3 млн. (8.7% от суммы, предоставленной бывшим союзным республикам), что на 9.8% больше, чем сумма, предоставленная Грузии в 2003 году. (Международное информационное агентство Washington ProFile, Weekly Digest, 15 июля 2004 года — #71 (431)).
17 июля 2004 года
Ю. Крупнов председатель общественного движения «Партия России»,
http://www.p-rossii.ru/pred.phtml
http://www.kroupnov.ru/
http://rusk.ru/st.php?idar=411526
|