ОВЦС МП | 29.06.2004 |
В 2000 году в Сиракузах был проведен диалог с представителями ведущих монотеистических конфессий Европы, который затем был продолжен в Страсбурге и Лувен-Ла-Неве. Его темой стала роль религий в преодолении основных общественных вызовов, с которыми сталкиваются государства-члены Совета Европы. В этом году комиссар по правам человека решил глубже изучить тему фундаментальной роли образования в облике граждан будущего, открытую в Лувен-Ла-Неве.
Комиссар и участники от ведущих монотеистических конфессий, руководители государств-членов Совета Европы и академического мира выражают благодарность Фонду международных исследований Университета Мальты за теплый прием и за то, что конференция проходила в свободной и конструктивной атмосфере.
Главной темой обсуждений стала, главным образом, связь между образованием и религией и значение обоих этих факторов для развития толерантности посредством повышения осведомленности в наших постмодернистских обществах.
Наши общества в настоящее время подорваны недостатком знаний в области культуры, что особенно заметно среди молодежи Европы и чревато незамедлительными и нежелательными последствиями. С ростом секуляризации религиозные институты перестали передавать религиозную культуру новым поколениям, что привело к разрушению традиций передачи этих знаний. Преемственность культуры и религии долгое время были связаны. Сейчас мы стали свидетелями общего упадка нашего культурного уровня.
Было признано, что необходимо развивать понимание нашего культурного наследия, неотъемлемую часть которого составляют религии. Только один институт способен справиться с этой задачей, это — наши школы, общественные и частные.
Было признано, что школы должны стать первичным аппаратом для передачи культурных традиций. В то же время школы не имеют монополии на осуществление такой миссии. Даже если государство возлагает эту задачу на школы, они должны быть вооружены необходимыми средствами и методиками, чтобы добиться успеха в своей деятельности.
В этом контексте было не забыто и то, что каждая страна имеет свою индивидуальную историю, поэтому невозможно выработать унифицированный подход к преподаванию. Многие участники подчеркнули, что национальные и традиционные составляющие остаются центральными для возвращения нашего религиозного наследия.
В результате возник вопрос о содержании и методике такого преподавания. Если религиозные институты обязаны ограничиваться исключительно рамками самой религии, то общеобразовательные и частные школы могут принять решение о включении в программу других аспектов религиозных культур, например, их истории, этики, философии, проявления в искусстве, литературе или в формах организации общества. Такие предметы помогут развить понимание религиозных верований, представить их более полно.
Третий вопрос, заслуживший особого внимания, — необходимость ясно показать всеобщие ценности и универсальную мудрость, присущие каждой культуре. Выполнение этой задачи позволит создать общее основание для диалога между разными религиями, при уважении к правами человека и в гармонии с ними.
Основываясь на общих взглядах, участники согласились с важностью воплощения впервые возникшей в Лувен-Ла-Неве идеи о создании общего дома в целях развития диалога и обмена опытом в области образования и выработки методики включения религиозного аспекта в общее школьное образование.
С этой целью было предложено создать рабочую группу, чтобы исследовать, как наилучшим образом организовать Международный институт по сотрудничеству в сфере религиозного образования в школах и каковы должны быть его цели. К комиссару по правам человека обратились с просьбой развить данную инициативу, и он взял на себя эту задачу. Была подчеркнута центральная роль Совета Европы в этой важной для соблюдения прав человека области.