Не единожды в годину смут, войн, разрухи Православная Церковь становилась тем духовным, нравственным стержнем, вокруг которого, чтобы выстоять и победить, сплачивалась в единое целое вся русская нация. За последнее десять-пятнадцать лет Россия преодолела один из самых тяжелейших внутриполитических кризисов в отечественной истории, угрожавший самому факту существования ее государственности. По мнению многих аналитиков, преодолеть развал страны, спасти ее от гражданской междоусобицы и на этот раз во многом удалось благодаря мудрой и взвешенной позиции Русской Православной Церкви.
О своем видении роли церкви в современной России рассказывает председатель Отдела внешних сношений Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
— Ваше высокопреосвященство, наше отечество переживает непростое время: слишком многое в его духовном облике оказалось утраченным за годы коммунистической власти. Тем не менее, все чаще можно увидеть в храмах молодые, одухотворенные лица; возрождаются, казалось бы, навсегда утраченные традиции милосердия, христианского подвижничества, растет авторитет Православной Церкви.
Хотелось бы узнать, что вы считаете наиболее существенным в сфере церковно-общественных связей, как Церковь определяет свое место в современной России, каким вы видите механизм взаимодействия Церкви и государства в России?
— Ответом на ваш вопрос о месте Церкви в современном российском обществе могут стать результаты различных социологических опросов, свидетельствующих о высоком доверии наших граждан к Церкви, ее нравственному авторитету. Церковь возвратилась в жизнь общества, и ее участие в социальных процессах продолжает расширяться. Сегодня церковное благовестие не ограничивается лишь храмовыми стенами и монастырскими оградами. Следуя заповеди Спасителя о проповеди Евангелия, Церковь свидетельствует о Христовой Истине повсюду: в армии и на флоте, в образовательных и научных учреждениях, на международной арене, в средствах массовой информации.
Особо важным я считаю налаживание конструктивного и взаимоуважительного общения со светской властью всех уровней. Мы дорожим возможностью такого диалога, потому что еще полтора десятилетия назад свободное и плодотворное обсуждение проблем церковно-государственных и церковно-общественных отношений было немыслимо. Ныне же заключаются соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви с министерствами и ведомствами, осуществляются многочисленные совместные программы. Области совместных трудов Церкви и государства различны: миротворчество, забота о нравственном благополучии личности, семьи и народа, образование, дела милосердия и благотворительность, охрана культурного и исторического наследия, здравоохранение и культура…
Несмотря на то, что в отношениях Церкви и государства все еще остаются нерешенные вопросы (например, в сфере налогообложения религиозных организаций, возвращение церковной собственности, преподавание основ православной культуры в светской школе), сложившиеся механизмы церковно-государственного диалога и высокий уровень взаимопонимания между светской властью и Церковью позволяют надеяться на взаимоприемлемое решение имеющихся проблем.
Следующим шагом в развитии социального партнерства государства и Церкви должно стать появление соответствующей законодательной базы. В таком случае наше сотрудничество с государством, в котором очевидно заинтересовано общество, не будет зависеть от личностей и политической конъюнктуры.
— Несколько поколений наших граждан воспитывались вне христианской религии. В результате сегодня российскому обществу как никогда угрожает бездуховность, поклонение ложным кумирам, утрата многих национальных традиций в отечественной культуре. Что, на ваш взгляд, можно предпринять, чтобы попытаться исправить ситуацию?
— Культура является отражением нравственного состояния как отдельного человека, так и общества в целом. Многие явления современной жизни свидетельствуют о тяжелейших нравственных недугах, поразивших наше общество. Совершенное презрение к жизни духа стало одним из горьких знамений нашего времени, и это также отражается на культурном облике нашей страны. Идеал человека потребляющего, безответственного раба собственных инстинктов, на формирование которого направлена целая индустрия, явственно присутствует в современной культуре. Такая направленность этой важнейшей сферы общественной жизни самоубийственна, она низводит человека до угнетающего примитивизма и пошлости, лишает людей сил, искажает представления о добре и зле.
Этим негативным тенденциям Церковь противопоставляет проповедь вечной Христовой Истины. Плоды человеческого творчества переплавляются в горниле религиозного опыта, и культура перестает быть чисто земным делом, становится открытой для соработничества Богу, возвышает и облагораживает человека. Церковь неизменно благословляет творчество, способствующее нравственному возрождению личности, и призывает людей культуры возделывать человеческие души…
Следует помнить, что следование заповедям Христовым нисколько не умаляет творческой свободы человека. Об этом свидетельствует богатейшая русская культура, глубоко укорененная в православии. Едва ли найдется человек, способный упрекнуть классическую русскую литературу, живопись, музыку в скудости образов, убожестве изобразительных средств. Напротив, именно одухотворенность русской классической культуры, ее преданность идеалам православного христианства сделали ее вклад в культурную сокровищницу мира неповторимым.
Мир культуры одновременно и изменчив, и инертен. Сменяют друг друга художественные направления и стили, однако господствующая тенденция никогда не изменяется в одночасье. Кризис современной культуры может быть преодолен только непрестанными творческими усилиями писателей, поэтов, художников, актеров, архитекторов, полагающих в основу своего творчества верность Господу и Его заповедям.
— На недавнем Всемирном Русском народном соборе был принят свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Какое практическое значение имеет этот документ и как его восприняли предприниматели?
— Необходимость принятия подобного документа была продиктована самой жизнью. Сейчас, после десяти лет нестроений и произвола в экономической сфере, наше общество приходит к пониманию того, что без прочного нравственного основания успешное развитие экономики невозможно. Предпринимательская деятельность не может быть в полной мере успешной и созидательной, если она преследует лишь узкоэгоистические интересы и приносит ущерб обществу. Нужен был документ, который бы четко и ясно обозначил взгляды значительной части российского общества на нравственное измерение экономики. Важно было показать, что и в современных условиях можно жить и хозяйствовать в соответствии с библейскими принципами и при этом оставаться и конкурентоспособным предпринимателем.
Хотелось бы подчеркнуть, что принятый свод является не церковным, а общественным документом, принятым на Всемирном Русском народном соборе, форуме общественных организаций, не находящихся в подчинении Церкви. В разработке документа участвовали сторонники самых разных экономических и политических теорий, что во многом предопределило его появление в форме десяти заповедей, интерпретированных в экономическом смысле на основе святоотеческого предания. С такой формой согласились все участники его подготовки.
Что касается реакции российских предпринимателей, то она была неоднозначной. В этом нет ничего удивительного, ведь современный бизнес — структура крайне неоднородная. К сожалению, в нем есть люди, которые считают нормой неуплату налогов, недобросовестную конкуренцию, ведение дел в ущерб государству и обществу, эксплуатацию человеческих пороков и нравственного несовершенства. Едва ли появление свода было воспринято этими людьми с удовлетворением.
Но среди предпринимателей немало и людей, которые свою деятельность стараются соизмерять с заповедями Божиими. Дарованное Богом состояние они готовы поставить на службу обществу. Такие бизнесмены приветствовали появление свода. По их мнению, следование правилам, изложенным в документе, способно возродить прерванные традиции русского купечества, славного именами Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых. Я убежден, что именно в деятельности таких предпринимателей свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании уже нашел практическое применение. Отрадно, что таких людей становится все больше
— В России, где проживает более 30 миллионов мусульман, в последние годы все более острыми становятся национальные и религиозные противоречия. Именно на этой почве находят свою точку приложения террористические организации религиозных экстремистов. Какие пути решения этой проблемы представляются вам наиболее оптимальными?
— Действительно, во многих регионах мира многоконфессиональность является фактором нестабильности. Для руководства ряда стран религиозное разнообразие — это проблема, требующая решения. Однако в России (и шире — на постсоветском пространстве) религиозные различия не стали причиной для конфликтов, даже когда с распадом СССР обострились межнациональные отношения. Столкновения между народами не приобрело у нас характера межрелигиозного противостояния. Это обусловлено накопленным на протяжении столетий опытом мирного сосуществования разных религиозных общин в едином цивилизованном пространстве — опытом, вдохновленным словами пророка Давида: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (Пс.132.1).
Давние традиции межрелигиозного мира и опыт плодотворного диалога позволяют сохранять гармоничные отношения между ведущими религиозными общинами, препятствовать вовлечению народов нашей страны и сопредельных государств в пресловутый «конфликт цивилизаций». Эти традиции легли в основу современного межрелигиозного сотрудничества, уровень которого, по оценкам наблюдателей, значительно превосходит тот, что сложился даже в тех странах, где отношения между религиями считаются образцовыми. Русская Православная Церковь всегда активно участвовала в таком сотрудничестве. По ее инициативе и при поддержке других традиционных религиозных объединений в 1998 году был создан Межрелигиозный совет России. Вошедшие в его президиум религиозные лидеры единодушно призывают своих последователей к миру, согласию и сотрудничеству. Достигнутые успехи позволили расширить сферу межрелигиозного сотрудничества и сделали возможным создание в феврале нынешнего года Межрелигиозного совета СНГ.
Я убежден, что деятельность нового Совета будет способствовать построению мирной, справедливой жизни на всем постсоветском пространстве и позволит сохранить неоценимое богатство братских отношений, которые в последние году не раз подвергались испытаниям на прочность.
Сегодня религиозно-культурные аспекты мировой и национальной политики вновь приобретают особое значение. Мы глубоко убеждены, что накопленный нами опыт межрелигиозного сотрудничества должен стать предметом пристального изучения, чтобы взаимодействие народов и культур не приводило ни к навязыванию одного мировоззрения носителям другого, ни к стиранию культурно-религиозных различий и характерных особенностей каждого народа и государства.
Беседовали Баграт Арутюнов и Александр Крылов