ОВЦС МП | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 26.05.2004 |
Сердечно рад приветствовать собратьев архипастырей, делегатов Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви, представителей научного сообщества, высших учебных заведений, а также всех участников конференции «Православная Византия и латинский Запад».
В этом году мы отмечаем трагические для всего христианского мира даты — 950-летие разделения христиан Востока и Запада и 800-летие взятия Константинополя крестоносцами. События 1054 года и 1204 года глубоко взаимосвязаны — мы видим, что вначале произошла утрата совместного переживания веры, общности духовного опыта, что усугубилось лишением взаимопонимания между латинским и греческим миром. Потеря церковного единства явилась первопричиной того, что Рим и Константинополь увидели друг в друге противников, недругов, после чего последовало вооруженное нападение Запада на православный Восток.
Разделение Церквей является трагедией, переживаемой христианами всего мира, а сожженный Константинополь представляет собой рану в исторической памяти православных народов, боль от которой не утихает до сих пор.
Актуальность данной конференции состоит еще и в том, что упомянутые два события положили начало разделению семьи европейских народов. Последствия этого разделения ощущаются до сих пор, продолжая влиять на формирование политической и культурной карты Европы. Долг каждого христианина, дорожащего наследием своей Церкви, каждого богослова, понимающего принципиальную значимость церковных догматов, каждого ученого, занимающегося церковной историей, — знать и помнить причины, приведшие к катастрофам XI и XIII веков.
Было бы непростительной ошибкой сводить произошедшее в июле 1054 года к столкновению амбиций нескольких людей — Папы Римского Льва IX, кардинала Гумберта и Патриарха Михаила Керуллария, а разрушение Константинополя в апреле 1204 года объяснять лишь жаждой обогащения участников IV Крестового похода. Противостояние Рима и Константинополя и, как следствие, восточной и западной цивилизаций, началось задолго до упоминаемых событий. Причины этого противостояния крылись в различном понимании и в различном толковании церковного Предания. Эти различия порождались как влиянием внутрицерковных и богословских факторов, так и культурными и политическими условиями жизни.
Взаимные анафемы, огласившие своды Святой Софии Константинопольской без малого тысячу лет назад, были сняты в 1967 году. Не так давно Папа Римский Иоанн Павел II от лица Римско-Католической Церкви принес покаяние за крестовые походы и разрушение Константинополя. Это очень важный шаг на правильном пути, ведущем к примирению христиан Востока и Запада. Но для преодоления многовекового противостояния одних только заявлений, даже очень важных, недостаточно. Необходимо, чтобы наши отношения вновь строились на основе духовного опыта неразделенной Церкви — опыта совместной жизни в мире, доверии и любви. Необходим решительный отказ от нездоровой конкуренции и прозелитизма.
На Православную и Католическую Церкви, которые имеют общие корни апостольского христианства, ложится особая ответственность за духовный и нравственный климат в Европе и во всем христианском мире. Но совместное свидетельство православных и католиков о Христе будет действенным только тогда, когда мы научимся видеть друг в друге не противников, как это было в эпоху крестовых походов, и не конкурентов, как это зачастую имеет место в современности, а соработников на ниве Христовой. Наша общая задача — осознав и исправив ошибки далекого прошлого, не допускать их повторения в настоящем и будущем.
От всей души желаю организаторам и участникам конференции плодотворных трудов и неоскудевающей помощи Божией.
+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ