Русская линия | Игумен Ростислав (Колупаев) | 22.05.2004 |
В каждом народе муж праведный приятен Богу. Но это нисколько не дает права нам, христианам, походить на этого мужа, ибо кому больше дано, с того больше и взыщется. Нам дано уразумение истинного учения Христа, мы видим пример Его жизни, имеем Евангелие и потому должны быть совершеннее. А праведным язычникам не вменяется их грех против богопознания, по их неведению, но награда им не будет равняться нашей. Одни рабы, а другие сыны Божии.
Страждущие в жизни сей от сознания своей греховности, от несправедливых гонений и от неправд мира сего будут утешены Господом в вечности; страждущие же от недостатка денег, комфорта и удовольствий — понесут наказание и там, за отвращение их от искания прежде всего Евангельской Истины
Всякий человек, не думающий о своих грехах, — есть бесноватый, по слову свят. Димитрия Ростовского.
Надо различать Предание Веры от преданий исторически-бытовых и не ставить последнее наравне с первым и со Св. Писанием, чтобы не разорить заповедь Божию за предание человеческое.
Вся история Церкви — путь человека на встречу Божией благодати; здесь сталкиваются промысел Божий и стремление верующих к своему Первоисточнику.
«Иконы вынесли из храма, и он уже не храм; летучие мыши и злые духи обитают в нем», — писал Н. В. Гоголь. Таковые вот храмы в современной России, в коих уже не было живых храмов — обителей Св. Духа (душ человеческих), попадали в руки осквернителей и разрушителей. В этих храмах уже задолго до того перестали совершаться Св. Таинства «едиными усты и единым сердцем», и приходили не молящиеся, а зрители торжественных церемоний и любители церковных концертов, а то и потому, что все ходят, неудобно отставать. Сами христиане стали осквернять свои храмы безразличием и свободомыслием; тогда отлетела благодать, и явился бич Божий — большевики-безбожники.
Тетрадь N 3
Истина — встреча божественного благодатного влияния с человеческим стремлением к ней.
Церковь и ересь — это любовь и раздор, общение и одиночество.
То, что Церковь высказала и выскажет на Вселенских Соборах, тому нужно верить, но то, что не высказала, того не говорить за нее авторитетно (ни Поместным Соборам и папам).
Христос положил в муку закваску, а не дал нам готового спасения, без участия нашего труда, как думают протестанты. Развитие догматических истин должно происходить в Церкви молитвою и богословием и закрепляться Вселенскими Соборами; это будет жизнь Церкви, а не охранение только старого — (камень с кустодиею у входа). «Развитие догматов (истин, в тайне пребывающих для духовно несовершенных) есть развитие всей нашей жизни, самого человека по образу Христа» — прот. О. Слободской.
«Ибо Той рече и быша»; так у Бога, но так должно быть и у нас — Его подобия, Решил сделать доброе дело и не откладывай, решил пойти в храм на молитву и не медли, двинулось сердце жалостливо и твори милостыню неоскудно.
Господь Иисус Христос резко различает две области — божественную и земную — грешную; «Воздадите кесарево Кесареви, а Божие Богови». Церковь Вселенская, единая, апостольская, соборная имеет целью приводить людей к служению Богу духом и истиною, ведет к Царствию Божию. Человеческие организации — государства имеют целью лишь материальные блага, а если и заботятся о религии и нравственности, то постольку поскольку. Чтобы содействовать этим той же материальной области. Церковь — это небо, государство — земля; первая освящает не все деяния второго, а только благие, святые.
Ныне в мире преобладают холодные слова — «моЈ», «твоЈ», и потому ведь свары и насилия, как между отдельными людьми, так и между народами и государствами. От эгоизма почти поголовного нет и не может быть счастья на земле. Были счастливы только первоначальные христианские общины, имевшие всЈ общим.
Иконы — те же портреты наших близких, но не по крови, а по духу.
Слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне», означают, что детей надо крестить, чтобы они были во единой Церкви Христовой, их нужно воспитывать в христианском духе, в любви к Богу и человеку; к сему приложатся и религия и нравственность, ибо и то другое тесно связано между собою. Религия без нравственности — дерево без плодов, нравственность без религии — дерево без корней.
" Да будут едино, яко же мы едино есьмы", это говорится о единой церкви верующих, созданной и созидаемой Христом Спасителем во образ Пресвятой Троицы. В соборности, в единстве любви и веры вся сущность христианства и его деятельность; вне церкви особняком быть христианином и верующим нельзя. Ибо это извращение Евангельского учения Христа (в единоличном ли спасении, в сектантстве и т. п.).
«Нет нам пути унывать» — говаривал пр. Серафим Саровский. Действительно, нам за крестоношение наше во Имя искупившего нас Спасителя-Бога обещано вечное блаженство; так будем же радоваться посланным нам испытаниям, ибо при нашей вере они приведут нас в Царство Божие. «Всегда радуйтесь», — говорил ал. Павел, и все святые подвижники повторяли это за ним. Мы говорим святым — «радуйтесь» (в Акафистах) и сами должны радоваться данным нам жизни, свету и истине; «нет нам пути унывать».
Среди нас много праведников, но мы считаем их юродивыми, чудаками, глупыми и людьми не от мира сего, а на деле мы сами юродивые, ибо не можем — ослепленные материализмом — уразуметь истину. Поклоняемся идолам, т. е. деньгам, комфорту, безделью, карьере и чужды единого на потребу — тому, что сделает нас действительно счастливыми.
Евангелие проповедует религиозный максимализм и житейский минимализм, тут ни к каким ухищрениям не прибегнешь. А, веря евангельским словам, нужно и следовать им без оглядки на житейский уют и другие соблазны.
В Иисусе Христе мы исповедуем Бога, но не перестаем видеть и Его земной Лик Богочеловека, Его служение человечеству словом и примером и искупление нас, да последуем по Его стопам, примем на себя тяжкий крест жизни и донесем его, если Господь сподобит, до самой Голгофы страданий.
У неистинных христиан нет попечения о любви, ни о вдовицах, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, ни об алчущем и жаждущем, лишь заботы о себе и полный духовный сон.
Наше дело — не вздыхать о бедах всего мира, ибо это дешево стоит, а помочь соседу в беде.
Ап. Павел пишет: «предать сатане во измождение плоти, да дух спасется"(1 Кор.5−5). Это всецело исполняется на русском народе, исполнится и на других. Очищающий скверну богоотступничества небесный огонь пройдет по всей земле.
Страдания душевные Христа Спасителя за весь мир выше страданий телесных. «Сострадательная любовь Христа таинственно объединила Его Дух с нашими душами» (митр. Антоний Храповицкий).
Каждому дается своя мера — пищи, сна, работы, таланта и т. п.; грех — в злоупотреблении свободой и выбором, а особенно излишествами.
Тетрадь N 4
" Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его" (Мф.21−43). Здесь ясно видно предсказание о судьбе еврейского (избранного) народа. Да будет это назиданием и нашему русскому и всякому другому народу.
Как часто мы, осуждая других, изрекаем свой окончательный приговор, предвосхищая суд Божий. «Кто ты, что судишь так строго брата своего?». Если бы Господь внимал нам, то у нас не было бы св. апостола Павла и многих других святых, пришедших к Богу от злодеяний. Не было бы и некоторых храмов и обителей, отстроенных бывшими разбойниками, как например Оптина, основанная бывшим разбойником Оптой, в иночестве Макарием, о нем поется в известной народной песне. «Но вот у разбойника лютого совесть Господь пробудил, сам Кудеяр в монастырь пошел — Богу и людям служить».
Истинная иноческая жизнь по внешности полна лишений и скорби, но никто не знает, сколько она несет радости от глубоких молитвенных переживаний, от постоянного памятования о Боге и чувства близости к Нему, от духовных переживаний и любви.
Совесть человека, это глас в сердце его Божьего Ангела Хранителя.
Совесть — это луч света из чистого царства Божьей Правды, это шепот ангельских миров, это светлая точка в загрязненной душе.
В России монастыри должны возродиться, но исключительно, как рассадники благочестия, просвещения и благотворения, монахи должны проходить суровую школу подвижнической жизни для того, чтобы — в обителях же, в миру на приходах, миссионерами и учителями духовных и светских учебных заведений — нести затем святую работу помощи ближним.
Христианство не касается социальных отношений людей; в эпоху рабства оно не восставало против него (послание ап. Павла к Филимону), в средние века оно не обличало феодализм, ныне оно не восстает против капитализма, фашизма и коммунизма. Но во все века, при всех общественных устройствах мира, христианство говорит одно и то же: люби Бога, следуй по стопам Христа, люби ближнего своего, как самого себя. Это вечный и неизменный завет, и если бы люди ему следовали, не было бы надобности в партиях и насилии для введения той или другой системы, а на земле царил бы мир. И одною любовию, без мечей водворилось бы Царство Божие.
Надо и в скверном человека находить хорошее, видеть во всем и во всех худое — признак человека злобного, завистливого и пустого. Тому легче обругать, нежели кого похвалить.
От подвижников Божиих излучаются невидимые лучи благодати Божией, они сами зачастую укрываются от людей, но те их ищут и находят даже в весьма глухих урочищах; но есть много будто бы подвизающихся в глазах людей, но от них последние даже отходят. Тут своего рода духовная электростанция с отталкивающими и притягивающими лучами.
Не умиляться надобно на добрые дела, а подражать примеру их; не восхищаться святыми, а стать ими.
С умершими близкими единственная возможность беседовать — через молитву и слушание Слова Божия, особенно же через чтение Евангелия.
Душа и тело человека разъединяются в смерти и существуют во времени раздельно, т. е. каждое естество в своей ипостаси и только в воскресении снова соединяются в единство ипостаси.
Сострадающая любовь Иисуса Христа является наибольшею силою, способною возродить падшего человека и привлечь его к свободному решению идти вслед Христа.
Сошествие Св. Духа устанавливает между людьми внутреннюю близость, сердечное общение и, говоря на разных языках, они все же родные друг другу, ибо живут одною силою, одним духом.
Душа человека, если она чиста, отражает Лик Спасителя, как чистый источник отражает в воде находящееся над ним. В мутной воде ничего не отражается, как и в затемненной грехами душе — мрак, в коем место бесам
Ни Петровы и не Павловы, а все вместе Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, имеющая главою нашего церковного тела Единого господа Иисуса Христа; «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Образом бы Церкви явилось непоколебимое соборное единство всей Сионской общины св. апостолов — причастников Единого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Христианство в единстве любви.
Когда-то Дух Божий носился над водами /Быт. 1−2/, над бездною и над хаосом неустроенной материальной природы; ныне Он носится над землею, над хаосом христианского и языческого миров, еще не пришедших от неправды и тлена ко Христу. Он носится над бездною и тьмою человеческого греха богоотступничества, ненависти, духовного неустройства, преобладания душевных эмоций над духом света и истины. Но «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси души наша».
5 сентября н. ст. 1946 г.
После одного погребения раздумался я вечером над тем, что много затеял богословских трудов, собрал материалы, работы впереди еще года на 3−4, а между тем стар и могу скоро умереть, ничего не закончив. Помолясь, лег спать и вижу во сне: Под крестом моего посоха яркая надпись 1950-х, а последней цифры не разберу. Проснулся и опять заснул и ту же надпись увидел на Евангелии, но снова не смог разобрать последнюю цифру. И под утро снова то же самое. Если этот сон вещий, благодатный, ответ на мое раздумье, то Господь дает мне время более трех лет, чтобы закончить свои труды. И я, ленивый раб, мало работал, а летом 1950 года, было мне напоминание и предупреждение в виде болезни.
Доселе среди христиан сохранились ветхозаветные представления, несовместимые с евангельским благовестием, например — «разгневанное Божество», «карающий Бог» и т. п. У Бога нет человеческих чувств, желаний мести и т. д. Он Неизменен и есть Любовь всеобъемлющая и милующая. В этом и смысл искупления. Человек сам себя наказывает за грехи. Будучи злым, он воспринимает зло всецело в душу и таким переходит в вечность. Будучи пьяницей, он сам губит свою душу и тело. Будучи развратником, он теряет чистоту души и получает болезни и преждевременное одряхление и т. д.
Как и чем, мы можем познать Бога? Тем, что в нас подобно Ему, т. е. чистотою сердца. Любовью «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
В свободе своей человек был призван ответить на зов творческой любви и тогда бы Сын Человеческий не приходил бы в унижении, а торжественно и открыто царствовал бы на земле, доколе не сделал бы ее самим раем.
Проклята земля за грехи человека /Быт. З, 17−18/. И действительно, из нее добываем мы проклятое золото, из-за которого гибнет столько душ человеческих и животных, и добываем еще железо для убиения их тел; стон рождается посему миру и история человечества пропитана кровью.
Есть ли жизнь на других мирах? У Бога нет ничего мертвого, лишнего, ненужного. Было бы непонятно и противно Духу Любви и Премудрости Божией, если бы все миллиарды светил, туманностей и т. д. бесцельно бы носились в необъятной вселенной. Они несомненно оживотворены Духом святым. Библия не является учебником всемирной географии и истории, нам заповедано заботиться о душе, как взойти на небо, а не размышлять, как устроено небо.
Как нам не любить Родину, где родились, крестились, воспитались, учились, посещали святые храмы, дышали воздухом ее полей и лесов, любовались природой и т. п. В земле отцов и дедов нам дорого все русское -свое склад русской души. Национальная история, научно-литературное наследие, народные герои и святые… Надо правильно понимать действительность, оценивая ее непристрастно и всегда молиться за свою страну и народ.
Как икона есть только отображение Того, Кто на ней изображен, так и природа, видимый физический мир, есть отдаленное подобие иного духовного мира. Через светила и тайны природы доходит до нас отражение Божества в наш маленький мир мыслей и чувств.
Чистота и грязь, свет и тьма, непорочность и грех — несовместимые свойства, вот почему нам нельзя видеть не только Бога, но и ангелов.
Аскетизм полезен, как самоограничение, отречение от преобладания материальных интересов, это средство для сдерживания телесных вожделений, это спорт, способствующий одухотворению души и тела; но он должен быть в меру, и он не самоцель, а подсобное средство. Увлечение им вредно для тела и мешает истинной, деятельной любви к Богу и ближним, т. е. главному христианскому деланию.
Тетрадь N 5
Усопшие пребывают до страшного суда в том же состоянии, как природа зимой под снежным саваном. Как исключение есть вечнозеленые деревья, им подобны святые на небеси. Есть и погибшие от холода растения, им подобны нераскаянные грешники и хулившие Духа Святого, т. е. Божественную Истину — духовно умершие.
Христа Спасителя грешный мир не мог вместить, как большинство человечества не вмещает и ныне. Его, Искупителя, люди распяли на кресте, ибо не могли выносить чистую праведность. Так же и Его Святая Церковь распинается по той же причине, и верными, и неверными, и даже ее служителями и будет распинаться до конца мира сего, когда воскреснет во Образе Христа во всей своей красоте и будет не воинствующей, как теперь, на диавола, а торжествующей над злом.
В христианстве — живой религиозный опыт, мышление и творчество, а не составление и хранение каталогов Свящ. Писания.
Духовные отцы должны разбираться в современной культуре, чтобы умело осолять ее духом христианской любви и веры.
В России была государственная религия, и против нее возник государственный атеизм, возродится же свободная религия Христа, и будет свободная от государственной опеки Церковь.
Година искушений (по Апокалипсису) придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Зимний снег тает весною под лучами солнца, так растает сопротивление Христу, яко воск от огня.
Русская эмиграция в духовном летаргическом сне; часть ее уже набальзамированные трупы, другие на перепутье, но есть еще люди духа.
В песнопениях православной церкви захватывающе излагается и несчастье отдаленности от Бога, и блаженство близости к Нему, и вопль ужаса грешника, и упоительное славословие души облагодатствованной. Здесь самые высокие чувства радости и восхищения от величия Всемогущего Бога, победы и торжества Христа над плотию и смертию, славословие воскресения и вечности, чему и мы приобщимся в день нашей окончательной победы над тленным миром.
Господь в Евангелии сказал нам все, что нужно для следования по стопам Его к спасению; полезно ли изучать сущность Св. Троицы и спорить о естествах и волях Богочеловека, не является ли это нездоровым любопытством, будто бы попытка подчинить Бога земным закону и разумению. Господь говорил: «Не понимаете, когда говорю Вам о земном, как поймете, если буду говорить о небесном». Вот что напрашивается часто на мысль.
Церковь не стоится золотом, но разрушается им (св. Мартин); самые святые и просиявшие на Руси обители и храмы были построены своими трудами и лептами вдовиц. Они сохранились и ныне сквозь толщу веков — Троице-Сергиевская Лавра, Оптина и Саровская пустынь и многие другие. Разрушены строившиеся из политических соображений и государственного тщеславия Варшавский собор, храм Христа Спасителя и др.
В суждениях о нас других всегда есть доля правды; злословящие нас делают нам более добра, чем восхваляющие.
Человек, сознательно грешащий, терзает и снова раздирает кровавые раны Христовы, прободенные единожды на Голгофе, а когда пробуждается совесть, он как бы слышит — «прости им, не ведают, что творят», и тогда обращается с покаянием к Распятому и Поругаемому им и получает прощение от Милосердного Спасителя.
Сам Спаситель свидетельствует, что Он Божиим Духом изгоняет бесов (Мф. 12−28). Почему и неверие в это является хулой на Св. Духа.
Мало верующего чудо не научает и не преображает духовно, оно ему внушает суеверие и ужас; верующий принимает чудо спокойно, благоговейно, или верит непоколебимо, что Бог может творить великие чудеса, вроде сотворения вселенной, а не только нашего мира.
Как бы хотелось, чтобы церкви, воплотившие в себе особые качества святых апостолов: — одна всеобъемлющую любовь Иоанна, другая пламенную энергию Петра, а третья горячие доказательства Павла, объявили бы: мы не Иоаннов, Петровы или Павловы, мы — Христовы.
1.6 Приложение 6
1.6.1 АКАФИСТ Пресвятой Богородице, СВЕТЛОЙ ОБИТЕЛИ СТРАННИКОВ БЕЗДОМНЫХ*
Кондак 1
Избранная от всех родов Дево, Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней, превыше херувимов и серафимов сияющая, Царице и Владычице! Приклони ухо твое к нам грешным, утоли печаль сердец наших. Простри над нами покров Твой честный. Посети многобедственную жизнь нашу: в стране бо чуждей сущи, не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Мати рода русскаго. Во страсе и трепете пред величеством милосердия Твоего, колена преклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще: Радуйся, Светлая Обителе странников бездомных.
Икос 1
Ангел благовестник с небесе послан бысть праведному Иоакиму, радость рождества Твоего возвестити, и возрадовася старец святый, величие Твое в мире божии провидя. Темже и мы с ним радостно Тебе, Богородоце вопием: Радуйся, Пречистая, всех цветовблагоуханнейшая: радуйся, Кроткая, милосердия двери нам отверзающая. Радуйся, Любвеобильная, над всеми нами покров Твой святый простирающая: радуйся, Дево Светозарная, наша терния опаляющая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 2
Видяще Тя на облацех честный покров простирающу и тем нас соблюдающу, благодарственно вопием Ти: Аллилуиа.
Икос 2
Разум наш, обуреваемый помышленьми плотскими, вотще оковы земныя сокрушити тщится: немощни и лениви во гресех наших валяемся, но слезно к Твоему милосердию взываем: воздвигни из бездны греховныя, настави нас на путь спасения, да со ангелы Тебе, Матерь Пречистая, прославляем: Радуйся, покрове наш и наше спасение: радуйся, грешников негнушающаяся Молитвенница. Радуйся, наши слезы отирающая Утешительнице: радуйся, Мати Милосердия. Радуйся, живоприемный Источниче, нас напояющий: радуйся, во изгнании нас не оставляющая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 3
Сила Вышняго охраняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня. И мы, грешнии изгнанники отчизны нашея, емляся за святыя ризы Твоя, горестно молим: возведи нас по лествице спасения, да приблизимся к престолу славы Божией, благодарственно зовуще: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи сердце, всех дев чистейшее, и разум в горняя устремленный, Ты, Дево Мариа, в храме Божии пребывающи, о земном не помышляя, все существо Свое к восприятию Царя Царей приуготовляла еси. Силы небесныя пред чистотою Твоею преклоняются, и весь род человеческий радостную песнь Тебе возсылает: Радуйся, Пречистая Дево, всех дев чистейшая: радуйся, разум плотским грехом не повредившая. Радуйся, Сердце, всех сердец Чистейшая: радуйся кроткая лампада всему миру сияющая. Радуйся, райское видение, наши духовныя очи умиляющая: радуйся, Красото неизреченная и неописуемая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 4
Бурю отчаяния в сердцах наших претерпевая, во унынии и скорби жизнь изнанников во стране чуждей скончавая, к Тебе, Богородице, прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение к перенесению всех горестей наших, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышащи благую весть архангелом Гавриилом пренесенную, Ты смиренномудренно святыню часа сего разумевая, сице рекла еси: се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему. Пречистая Дево, научи и нас хранити покорность воли Божией и безропотно переносити Богом ниспосылаемыя нам испытания, да очистятся огнем страданий души наша, да изметутся из сердец наших вся скверны грехов наших, да востанем бодры и чисти сердцем, благодарственное хваление сице Богу возсылая: Благодарим Тебе, Боже, Царю небесе и земли, вся премудростию Твоею строяй и сокровенная человеков яве предведый, се достойная по делом нашим приемлем, да будет над нами воля святая Твоя! Тебе же, Преблагословенная Дево, Бога всех рождшая, умиленно прославляем: Радуйся, смиренная раба Господня, нас примером Своим ободряющая: радуйся, Дево Пречитая, юность Свою Богу постившая. Радуйся, Кротость неизлаголанная: радуйся, Столп веры непоколебимый. Радуйся, Упование всех концев земли: радуйся, любве море неизмеримое. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 5
Боготечная звезда, волхвом на небеси являющаяся и дивный вертеп озарившая показа Царя Славы, в яслех лежаща, с Ним Матерь Его, Деву Чистую и Святую, в сердце Своем песни ангелов слагавшую. О, Дево кротости и смирения! Вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще волхвы славу предвечнаго Младенца Христа, нас ради плотию рождшагося, воздаша Ему божеское поклонение: ангел же Господень, старцу Иосифу явився, повеле безсмертное Отроча и Матерь Его во Египет от ярости Иродовой спасати. Со умилением помышляя о пути Твоем, Богородице, многотруднем, мы грешнии смиренно к Тебе прибегаем: облегчи и наш путь тернии сполненный, подними падающих духом, поддержи слабых и болящих, простри руку спасения унывающим, отри слезы плачущим, соедини растоящаяся сердца скорбящих, возврати матери ея сына, возврати брату брата, возврати нам отчизну нашу, кровию истекающую, возврати нам храмы святыя, села наши родныя: возврати нам Русь православную, тысячами всечей и лампад к Богу свои молитвы, яко фимиам, возносящую. О, Преславная, Всепетая Богородице, во вся прежняя дни горестей наших милотивно на нас призиравшая, буди милостива и ныне к нам странникам, по земли родной плачущим, умоли Сына Твоего возвратити нам Свою милость, а отчизне нашей отшедшую ея славу, да радостно во умилении сердец наших Тебе вопием: Радуйся, Богородице, материнския слезы собирающая: радуйся, вдовиц и сирот покрывающая. Радуйся, старцев утешение: радуйся, юности ободрение. Радуйся, убогих призрение: радуйся. Всему миру веселие. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 6
Проповедь любве, кротости и всепрощения мирови возвещающи, со Христом Сыном Твоим вся горести земныя претерпевшая, апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая, Приснодево Пренепорочная! Не отвержи и нас во тьме изгнания сущих и утешения материнского требующих, да со благодарением Господу зовем: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявшая всей вселенней, яко дивный храм Божий, исполненный божественныя славы и благодати, о Дево Мариа Пречистая, Царице Небесная, Царице человеков и ангелов, апостолов и мучеников! Возсияй и нам путеводной звездой во мраке скорбных дней наших, возвесели сердца наша, во уныние поверженныя, просвети умы наша, тьмою отчаяния объятыя, возстави силы наша, на чужбине изсякающия, умножи веру нашу, укрепи надежду нашу и согрей огнем пламенныя любве ожесточенныя и озлобленныя души наша, да зряще Тя, на небесех нам внемлющуя, молитвенно Тебе зовем: Радуйся, Мати рода христианского: радуйся, паче всех светил миру сияющая. Радуйся, всех добродетелей златый Венец: радуйся, Едина благословенная, скорбный наш мир в печали посещающая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 7
Хотящи с Сыном Твоим Единородным до смерти крестной неразлучна быти, Ты воспоследовала еси невинному Страдальцу до самыя голгофы, и у подножия креста, слышащи вопли сонмища разьяренного, в молчании страдала еси, и Тебе Самой душу пройде оружие. Темже, удивляяся Твоему неизреченному матернему мужеству, зовем: Аллилуиа.
Икос 7
Новую весть ангел Господень Тебе, Богородице, возвести, воскресшаго Сына Твоего радостно прославляя: с Ним и вся воинства небесная велегласно славят безсмертнаго Христа. Сподоби и нас, Христе Боже, ад сокрушивый и живот вечный мирови даровавый, срадоватися днесь Матери Твоей, умиленно восклицая: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою: радуйся, чистая Дево, слава бо Госпдня на Тебе возсия. Радуйся, Богородице, о востании рождества Твоего: радуйся, незаходимая заре истины, и наше земное странствование освещающая. Радуйся, путеводная звездо, нас к правде Божией ведущая: радуйся, луч райский, наша души умиротворяющий. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 8
Странное таинство и преславное вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седый! И нам странником земли, о селениях райских скорбящим Утешителя, Духа Истины ниспосли, и вселися в ны, Жинодавче, молитвами Матере Твоея, да зовем: Аллилуиа.
Икос 8
Весь наш путь страннический, слезами горести орошенный, камней и терний исполненный, к Тебе, Богородице, вопиет: умилосердися над нами Божественная наша Покровительнице, и приими под сень святаго покрова Твоего нас, странников, от пути непосильнаго изнемогающих и успокоения в тихой пристани чающих: укрепи старцев немощных, уврачуй стариц болящих, насыти нас алчущих, напой нас жаждущих, воодушеви юношей, к светлым подвигам стремящихся, вразуми родителей к воспитанию детей своих, сохрани младенцев от всякия беды, укрепи в Христовой правде мужей и воинов, осени благодатию наших пастырей духовных, вознеси молитвы наши к престолу Всевышняго, да славословим Тя Матерь Божию: Радуйся, путников светлое пристанище: радуйся, скорбящих святая радость. Радуйся, младенцев покров и защита: радуйся, материнский сосуд милосердия. Радуйся, правды небесныя Поборнице: радуйся, непрестанная Ходатаица о душах наших. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 9
Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего, рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, благодать Духа излияся превыше всякия меры, зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа.
Икос 9
Витии боговещаннии апостоли, ничтоже земное в себе помышляя, со благоговейным трепетом преславное успение Твое славят: Царь бо царствующих и Господь, господствующих, сошед на землю, восприя душу святую Твою и в велицей славе вознесе Ю на небо, идеже уготова одесную престола Своего обитель Тебе. И мы, яко овцы разсеяннии, ко Твоему милосердию Богородице, взываем: подаждь пристанище нам бездомным, собери во едино южичества наша, примири враждующих, утиши мятущияся души наша, посли нам мир и благоволение, да песнь молитвенно Тебе поем: Радуйся, нас погибающих спасающая: радуйся, с лики святых за ны молящаяся. Радуйся, божественный покров рабом Твоим: радуйся, светлый лик от нас не отвращающая. Радуйся, во успении мир не оставляющая: радуйся, за ны пред Сыном Твоим предстательствующая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 10
Спасти хотяй мир, Пастырю Добрый, всех ко спасению зовущий и вся к Себе привлекающий, праведныя любяй и грешныя милуяй: спаси и нас грешных молитвами Богородицы, да поем Ти: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и предстательство всех грешников кающихся! Приими и наше покаяние Всеблагая Дево Марие: умягчи жестосердие душ наших, исцели болезненное блуждание умов наших, низвергни гордых в пучину смирения, подыми горе очи наши, землею окованныя, разомкни уста, в отчаянии сомкнувшиися, да воспоем Ти славословие: Радуйся, живоносный Источниче, нас росою живительною окропляющий: радуйся, во вся роды гласу молящихся внемлющая. Радуйся, погибающим руку спасения простирающая: радуйся, Всеблагая, о злобе людстей страждущая. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 11
Пение ангельское провождает праведных по смерти: где убо мы грешнии обрящем спасение, егда кроме единаго благаго дела, пред Судией Праведным предстанем; На Тя, Богородице, наша едина надежда: спаси Твоим предстательством души наша, да поем: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемная Свеща, во тьме изгнания нам светящая! Веди нас к сыну Твоему, Господу и Спасителю нашему, и якоже на браке в Кане Галилейстей заступающеюся за бедных людей показалася еси, глаголющи Сыну Твоему: «вина не имут», такожде и ныне покажися Заступницей за нас отверженных, рцы Сыну Твоему: «Господи, отчизны и пристанища не имут, исполни сердца их радости и утешения». Мы же благодарне Тебе, Владычище, восклищаем: Радуйся, Свет небесный неугасимый: радуйся, одесную Бога Сына Твоего сидящая. Радуйся, сил небесных Превышшая: радуйся, простых умов утверждение. Радуйся, вечное стремление праведных: радуйся, возводящая грешников на небо. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 12
Благодать Сына Твоего мирови явила еси, Приснодево Пренепорочная. Спаси и нас грешных, зовущих о Тебе: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Тя, Благодатная, между женами Благословенная, Спасителя миру даровавшая и тем вечную славу и поклонение Себе стяжавшая, радостное Ти, Божия Матерь, славословие приносим: Радуйся, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос: радуйся, непостижимая Тайна Боговоплощения. Радуйся, Невместимаго вместившая: радуйся, Мати Света во тьме Светящаго, и тьма Его не объят. Радуйся, Мати Слова, еже бе к Богу: радуйся, Мати Слова, иже бе Бог. Радуйся, Светлая Обителе, странников бездомных.
Кондак 13
О, Всепетая Мати! О, Мати благодати исполненная! Приими наше слезное к Тебе моление, еже в нынешнее время, на милосердие Твое дерзающе, из глубины душевныя Тебе приносим, поюще: Аллилуиа.
(Таже чтем 1-й Икос и поем 1-й Кондак)
МОЛИТВА
КО ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ СВЕТЛЕЙ ОБИТЕЛИ СТРАННИКОВ БЕЗДОМНЫХ
Что Ти речем, Царице наша и Владычице, помышления проницающая, и всю нашу жизнь во мгновение ока озирающая; что можем мы, грешнии и нечистии, поведати своими скверными устнами Тебе, Пречистей и Пренепорочней; Не имамы словес по достоянию воспети Твое величие у престола Творца всея вселенныя, не имамы силы исчести вся дела Твоя милосердная, человеков ради соделанная. Предстоим Тебе трепещущии и плочущии, о всей греховней жизни нашей помышляющии. Вемы, яко по делом кару Божию приемлем, вемы, яко недостойны под светлую сень покрова Твоего внити: но яко мытарь, яко разбойник, яко слепцы и прокаженнии, и мы сокрушенным сердцем горестно Господу взываем: Боже, милостив буди нам грешным! И Тебе, Пречистая Дево, молим: приими вопль и стоны сердец наших и вознеси их к престолу Всевышнего, поведай Сыну Твоему слезное покаяние и печаль сердец наших: да воззрит на нас милосердным оком и дарует нам исполнение молитв наших. Собери нас, якоже матерь собирает птенцы под криле своя, и настави нас на путь спасения. Умири, утверди и благослови страну нашу и первосвятителя ея, а с ним вся священнослужители и верныя слуги Церкви Христовой. Вразуми начальствующих, да исполнят должную пред Богом и человеки правду, соблюдая добрая и сокрушая зло. Помози отцам и матерем наставити чада своя. Вразуми чад, да чтут родителей и нставников своих. Отврати сердца наша от греха и зажги среди нас огонь святаго милосердия Твоего: да возненавидим зло, да узрим бездну падения нашего и возлюбим ближняго своего, да отвержемся себе, да возьмем крест свой и пойдем к свету истины, просвещающей мир. Сокруши силу зла на земли и пролей в наши умы луч разума Христова, да Тобою спасаеми, зде отечество, а по смерти рай обрящем, и триединому Богу хвалу, благодарение и поклонение возсылаем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ
1.1 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Адм. — адмирал
Архиеп. — архиепископ
Архим. — архимандрит
Бар. — барон, баронесса
Ген. — генерал
Ген.-лейт — генерал-лейтенант
Ген.-майор — генерал-майор
Губ. — губерния
Д. — диакон
Еп. — епископ
Иг. — игумен, игумения
Иерод. — иеродиакон
Иером. — иеромонах
Имп. — император, императрица
Кард. — кардинал
Лейт. — лейтенант
Митр. — митрополит
Патр. — патриарх (ат), патриархия
Полк. — полковник
Пр. — преподобный
Прот. — протоиерей
Протод. — протодиакон
Проф. — профессор
РПЦ — Русская Православная Церковь
РПЦЗ — Русская Православная Церковь Заграницей
Свящ. — священник
Ул. — улица
Фак. — факультет
Худ. — художник
1.2
УКАЗАТЕЛИ
1.3 ИСТОЧНИКИ
1.3.1 СОКРАЩЕНИЯ
АВПР — Архив Внешней Политики России. Москва
ВИА — Военно-Исторический Архив. — Москва, 2002, N7,8
ВППСВ — Вестник православного прихода святого Воскресения. — Рабат, Марокко, 1954, N1,2
ВРЗЕПЭ — Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — Париж, 1951, N6, 1952, N9, 1954, N7, 1955, N22
ВХРМ — Воскресенский храм, Рабат, Марокко
ЕВАПРЦЗЕ — Епархиальный Вестник Архиепископии Православных русских церквей в Западной Европе. — Париж, 1998, N9
ЖМП — Журнал Московской Патриархии. — Москва, 1948, N4, 1958, N2, 1959, N3, 1966, N8, 1967, 9, 1978, 6, 1979, N8
МС — Морской сборник. — Тунис, Бизерта, 1921, N 1,6,7, 1922, N1,2,3
ОВЦС МП — Отдел Внешних церковных связей (сношений) Московского патриархата
РМ — Русская мысль. — Париж, 1945, N17,21, 1947, N3,32, 1950, N (14.06), 1951, N322,369,381,384, 1952, N411,415,417,429,439,441,448,456,471,473,487,497,498,501,(21.7), 1953, N402,516,517,547,568,574,600,623, 1954, N634,637,690,705, 1955, N751, 1998, N4247, 1999, (16.04)
ТХКМ — Троицкий храм Курибга, Марокко
УХКМ — Успенский храм, Касабланка, Марокко
ЦВЗЕЕ — Церковный Вестник Западно-Европейской Епархии. — Париж, 1927, N1, 1933, N8−11, 1939, N1−2
ШРМ — Шереметева М.Д., графиня. Рабат, Марокко. Частный архив. Фонд не описан
1.3.2 ПУБЛИКАЦИИ
ИНОСТРАННЫЕ ИЗДАНИЯ
Acta Petri in Urbe Karthagena
Annuairе Diplomatique, 1899.
Armengaud, gеnеral. La pacification de L’Afrique encore insoumise. — Paris, Berger-Lavrault, 1930.
Colonel Passy. Souvenirs. — Monte-Carlo, 1947.
Damidaux C. Combats au Maroc 1925−1926. — Paris, Berger-Levrault, 1928.
Fabre. — La tactique au Maroc. — Paris, 1931.
Gary R. La promesse de l’aube. Paris, 1980.
Grand dictionnaire encyclopedique Larousse. V. 8. — Paris, 1984.
Guide des Russes en France. — Paris, 1990.
Illustration. — Paris, 1924, 29.11.
Jacques Weygand. Legionnaire. — Eds. Flammarion, 1950.
Kalupaev Rostislav, egumen. O icoana din Chisinau in Africa. — // Alfa si Omega, 1999, N7.
Kann R. Le protectorat Marocain. — Paris, 1921.
La vigie Marocain La vigie Marocain, 1958, 26.01.
Le journal officiel, 1926.11.7.
L’Afruque Fransaise.- Paris, 1929, N1.
L’Echo du Maroc, 1934. 19.10.
Le Temps. — Paris, 1925, 29. IV.
Le Temps. — Paris, 1925, 3. VI.
L’horaire. — Paris, 29.11.1966.
Paris midi, 12.02.1933.
Pechkoff Zinovi. La Legion Etrangere au Maroc. — Paris, 1927.
Raeff V. LeFront Populalaire et la presse emigree russe. — Melanges Portal, Revue des etudes slave.
Semard P. La guerre du Rif. — Paris, 1926.
Simpson J. Hope. The Refugee Probiem. — Report of a Survey. L., N. Y. Toronto: Oxford Univ. Press, 1939.
Sperber М. Bis Man mir die Scherbon auf die Augen legt. — Vienna: Europa Verlag, 1977.
St. Herman of Alaska Brotherhood. -The Ortodoxe Word, 1988, #141.
Tunisie francese, 1920.23.12.
Vassilieff Alex. La guerre des soldats inconnus. Nice, 1991.
Yung T. Les arabes et L’Islam en face des novelles croisades. — Paris, 1931.
Тази А. История марокканской дипломатии. — тт. 9, 10. Правление династии Алауитов (на арабском).
КНИГИ
Алексинский И.П. К русским патриотам. — Париж, 1927.
Алмазов Ф., архим. Мои воспоминания (записки Соловецкого узника). — М.: Крутицкое подворье, 1997.
Афанасьев А. Полынь в чужих краях. — М.: Молодая гвардия, 1987.
Аяш А. Марокко. Итог одной колонизации. — М., 1958.
Беляков В. По следам «Пересвета». — Каир, 1994.
Беляков В. В. Российский некрополь в Египте. — М.: Издательство «Гуманитарий». — 2001.
Берберова Н. Автобиография. — М., 1996.
Берг В. Последние гардемарины. — Париж, 1930-е гг.
Большаков В.В. Русские березы под Парижем. — М.: Молодая гвардия, 1990.
Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. — Отчий дом, 1994.
Владимир (Тихоницкий), митрополит. Святитель и молитвенник. — 1965.
Вторая мировая война. — М.: Воениздат, 1958.
Вырубов Н.В. В память павших воинов. (Имена русских, павших в рядах французской армии и Сопротивления 1939−1945 г. г.) — Париж, 1991.
Гиацинтов Э. Записки белого офицера. — СПб., 1992.
Горячкин Г. В., Гриценко Т. Г., Фомин О. И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (1920−1939 гг.). — М., 2000.
Даватц В., Львов Н. Русская армия на чужбине. — Белград, 1923.
Демидов М.В. свящ. На пути к возрождению. — Харбин, 1920.
Деникин А.И., фон Лампе А.А. Трагедия белой армии. — М., 1991.
Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого отечества. Очерки. — 2 изд. — СПб., 1997.
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. — М.: Московский рабочий, 1994.
Ежегодник Министерства иностранных дел. — СПб., 1907.
Епифаний, епископ Кипрский. Сказание о двунадесяти святых апостолех… - Предисловие к богослужебному Апостолу.
За профессиональную армию. Идеи Шарля де Голля и их развитие в XX веке. — М., Военный университет, 1998.
Звуки горна. Жизнь в Иностранном Легионе. — США, 1926 г.
Зеньковский В.В., ред. Дети эмиграции. Сборник статей. — Прага, Педагогическое бюро по делам средней и низшей школы за границей, 1925.
Зноско-Боровский М. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. 2 изд. — Св. Троице-Сергиева лавра, 1992.
Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. — М., Военное издательство, 1988.
Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. — Вып.2. — М.: Товарищество «Образование», 1911−1915.
История второй мировой войны 1939−1945гг. т. 3. — М.: Воениздат, 1974.
История российского зарубежья. Сборник статей. — М., 1996.
Казаки в Чаталдже и на Лемносе в 1920—1921 гг. — Белград, Издание Донской исторической комиссии, 1924.
Кнорринг Н. Сфаят: Очерки из жизни Морского корпуса в Африке. — Париж: «Библиотека иллюстрированной России», 1930-е годы.
Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М., 1979.
Ковалевский П.Е. Дневники 1918−1922. — СПб.: Европейский дом, 2001.
Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия и культурно-просветельская работа русского зарубежья за полвека (1920 — 1970). — Paris, Librairie des cinq continents, 18, rue de Lille (7-e.).
Краснов А.П. Амазонка пустыни. — Берлин, Издание Сияльсий и Крейшман, 1922.
Кураев Андрей, д. Православие и право. — М., Издание Сретенского монастыря, 1997.
Курдюмов М. Рим и православная церковь. — Париж, 1939.
Ланщиков А. Предотвратить ли думою грядущее? — В кн.: Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. — М.: Русская книга, 1993.- с. 16.
Летнев А. Б. Введение. — В кн.: Российская диаспора в Африке 20−50-е годы. — М.: Восточная литература, РАН, 2001. — с.10.
Лосский Н.О. Характер русского человека. — М., 1991.
Луконин Ю.В. Марокканские будни изгнанников. — В кн.: Российская диаспора в Африке 20−50-е годы. — М.: Восточная литература, РАН, 2001. с. — с. 48−49.
Луконин Ю.В. С «нансеновским паспортом» на берегах Нила. — В кн.: Российская диаспора в Африке 20−50-е годы. — М.: Восточная литература, РАН, 2001. — с.24.
Луцкая Н.С. Очерки новейшей истории Марокко. — М.: Наука, 1973.
Мартиролог русской военно-морской эмиграции. — М., 2001.
Менташашвили З.А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко. — М.: Наука, 1985.
Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни. — М.: Издание Св. Владимирского братства, 1995.
Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Из миссионерской пастырской деятельности на ниве Христовой в эмиграции: Слова и беседы. — Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1985.
Москва Православная (Апрель). — М.: Издательство «Инто», 1995.
Мусатова Т.Л. Россия-Марокко: далекое и близкое прошлое. -М.: Наука, 1990.
Назаров М. Миссия русской эмиграции. — Изд. 2-е испр. Т.1. — М., 1994.
Нафанаил (Львов), архиеп. Беседы о Священном Писании и о вере и церкви. — т.1. — Комитет русской православной молодежи за границей, 1991.
Незабытые могилы: В 6 томах. Г-З. -М.: Пашков дом, 1999.
Новиков М.М. проф. Русская научная организация за границей. — Прага, Издание Русского свободного университета, 1935.
Носик Б. М. На пороге XX века. — СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 63−64.
Окороков А.В. Краткий исторический обзор деятельности политических организаций первой волны эмиграции. — В кн.: Эмиграция и репатриация в России. — М., 2001. — с.404.
Пархомовский М. Сын России, генерал Франции. — М.: Московский рабочий, 1989.
Пешков З. Иностранный легион в Марокко. — 1929.
Половцев Л.В. Рыцари тернового венца. — Париж: Лев, 1980.
Поремский В. Политическая миссия российской эмиграции. — Франкфурт-на-Майне, 1954.
Поспеловский Д. РПЦ. — М.: Издательство «Республика», 1995.
Потоцкий Я, Рукопись найденная в Сарагосе. — М.: Худ. лит., 1971.
Потоцкий Я. Путешествие в Марокканскую империю в 1791 г. Восточный очерк. -Варшава, 1792.
Пузин Н.П., Архангельская Т.Н. Вокруг Толстого. — Тула, 1988.
Раев М. Россия за рубежом. — М.: Прогресс-Академия, 1994.
Российская диаспора в Африке 20−50-е годы. — М.: Восточная литература, РАН, 2001.
Россия в изгнании. — М., 1999.
Роуз Серафим, иером. Блаженный Иоанн чудотворец. — М.: Правило веры, Русский паломник, 1993.
Руднев В. Зарубежная русская школа. — Париж, 1924.
Русак В., д. Свидетельство обвинения. Ч.1. — М.
Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. — М.: РОССПЭН, 1997.
Священный Собор Православной Российской церкви. Деяния. Кн.1, вып.1. — М.: Издание Соборного Совета, 1918.
Серебрякова З.Е. Альбом. — Советский художник, 1980.
Спасский Георгий, прот. Сборник. — Париж, 1938.
Тарле Г. Я. История российского зарубежья. — М., 1996.
Троицкий С.В., проф. О неправде карловацкого раскола. — Париж, 1960.
Уалаау Ф. Очерки марокканской экономики. — М.: Прогресс, 1983.
Уляницкий В. Русские консульства за границей в XVIII в. — М., 1889.
Фрунзе М.В. Европейские цивилизаторы в Марокко. — Избранные сочинения. — М., 1940.
Харитон, иером., составитель. Введение нового стиля в Финляндской православной церкви и причины нестроений в монастырях. — Издание Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, 1927.
Ципин В., прот. История РПЦ 1917−1997. т. IX. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
Шаляпин Ф. Из моей жизни. — М., 1990.
Шаховской Иоанн, архиеп. Избранное. — Петрозаводск: «Святой остров», 1992.
Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. — М., 1981.
Шульц С.С. Храмы С.- Петербурга (история и современность). Справочное издание. — СПб.: «Глаголъ», 1994.
Эйдельман Н. Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине. — М., 1982.
Эмиграция и репатриация в России. — М., Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001.
Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. — Репринт. — М.: Терра, 1990.
Эренбург И.Г. Собрание сочинений. — М., 1966.- т.8.
Яснополянский сборник. — Тула, 1976.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
А. Ш. Романтика «Иностранного легиона». — //РМ, 1951, N384. — с.5.
А.В. Празднование юбилея Навигацкой школы. — //РМ, 1951, N322. — с.4.
Абданк-Косовский В. Русская эмиграция. Итоги за 35 лет. — //Возрождение. — Париж, 1956, N51 (март). — с.134.
Аверкий (Таушев), архиеп. О необходимости усиления внутренней миссии. — //Русский пастырь, N30, 1988. — с. 13.
Алексинский В.И. Несколько слов о русских добровольцах в рядах «Войск Свободной Франции». — //Вестник Русских Добровольцев. — Париж, 1947. — с.23−27.
Алексинский И.П. — РМ, 1945, N17, N21.
Анастасий (Грибановский), митр. Соблазн вырвать плевелы. -//Церковная мысль, 1934, N4.
Андоленко С. — //Часовой. — Париж, N 112−113, 15.11.44.
Бабкин С. Грамота патриарха вручена графине Шереметевой. — //Русь Державная, 1999, N2(57).
Баранчук Н., (ИТАР-ТАСС). Русский храм под небом Африки. — //Православный мир, 1997, N 2. — 35.
Беллин В. Письмо в редакцию. — //Русский врач в Чехословакии, 1935, N 10 (12). — с. 287.
Бизерта. — //РМ, 1953, N516. — с.4.
Бойко Ю.В. Находясь во французском иностранном легионе. — //Исторический Архив. — Москва, 2002, N2. — с. 81.
Борисов. Обзор деятельности и жизни русской эскадры в Бизерте. -//МС, 1922, N1. — с.2−3.
В Касабланке (от нашего корреспондента). — //РМ, 1952, N429. — с.7.
В.Б. Марокко. Русские спектакли. — //РМ, 1952, N471. — с.6.
В.Б. Русская жизнь в Марокко. Православная община. — //РМ, 1952, N441. — с.4.
В.Б. Русская Пасха в Касабланке. — //РМ, 1952, N448. — с.4.
Вече, 1985, N18. — с.194.
Володиевский Ф. Установление диалога или главная цель визита. — //Школа. — М., 1997, N4.
Всеславянский календарь 1926 г. — Прага, Пламя.
Дехтерев Алексий, архим. Мой путь на Родину. — //ЖМП, 1949, N 10. — с.60−61.
Епархиальное собрание. — //ЦВЗЕЕ, 1927, N1. — с. 14.
Епархиальное собрание. -//ЦВЗЕЕ, 1933, N8−9. — с. 25.
Ермашев И. На африканском плацдарме. — //Большевик, 1943, N6. — с. 50.
Жизнь церкви. — //РМ, 1951, N381. — с.7.
ЖМП, 1978, N6. — с.16.
Захаров Н., прот. Воскресенский приход Московского патриархата в Марокко. — Журнал Московской патриархии. — М., 1978, N 4. — с. 7.
Зернин А. Бал. Из жизни Морского Корпуса. — //РМ, 1953, N517. — с.6.
Зернин А. На миноносце. Из быта Морского Корпуса. По случаю юбилейного года Навигацкой школы. — //РМ, 1952, N417. — с.6.
Зернин А. Русская жизнь в Тунисе. — //РМ, 1954, N690. — с.3.
И.Л. Белый медведь. Русские преступники во Франции. — //Возрождение, 1932, 8 января. — с.5.
Иванов В.П., кап. 1-го ранга. К могилам соотечественников. — //Мир океанам. — М., 1998, N14−15. — с. 36−38.
Иванов И. Церковные дела в Тунисе. — //РМ, 1951, N402. — с.4.
Иванов Н., кандидат богословия. Взаимоотношения РПЦ с церквами-сестрами за последнее сорокалетие. — //ЖМП, 1958, N2. — с.60.
Игнатьев А. Памяти проф. Н.Н. Глубоковского. — //ЖМП, 1966, N 8. — с. 66.
Из жизни эскадры и лагерей. — //МС, 1921, N6.
Из жизни эскадры и лагерей. — //МС, 1921, N7.
Из жизни эскадры и лагерей. — //МС, 1922, N3.
Камчатский И. Привет возрождающемуся «Морскому сборнику». — Из жизни эскадры и лагерей. — //МС, 1921, N 1. — с.86−89.
Кардинал Мерсье. — //Логос. — Брюссель, 1976, N21−24. — с. 195.
Кафедральный собор в Африке. — //РМ, 1953, N 600 (25.10.).
Ковалевский Е.П., член епархиального совета. Религиозно-просветительская работа. — //ЦВЗЕЕ, 1933, N10−11. — с. 29.
Колупаев В.Е. Русский флот в Африке. — //ВИА, 2002, N7. — с.3−21.; - //ВИА, 2002, N8. — с.3−36.
Колупаев Р. Икона из Кишинеэу в Африке. — //Столица. — Кишинев, 1999, N14 (10.4). — с. 5.
Колупаев Р., иг. Русские в Магрибе. -//Вече. -Мюнхен, 1998, N62. -с. 191−210.
Комитет по сооружению храма в Бизерте. — //Морской журнал. — Прага, 1937, N 1. — С. 16.
Кончина архим. Варсонуфия. Некролог. — //ВРЗЕПЭ, 1952, N9. — с. 27.
Кончина архим. Митрофана. Некролог. -//ВРЗЕПЭ, 1954, N7. — с. 26.
Лагутин В. Завершился визит в Марокко митрополита Кирилла. — Сообщение ИТАР-ТАСС.
Легионер. Русские во французском Иностранном легионе. — //Часовой, Париж, 1931, N55. — с.16−17.
Лопатинский И. Смерть генерала Врангеля. — //РМ, 1998.2.12.
Малиновский С., прот. Тунис. — //РМ, 1951, N322. — с.4.
Марков А. Книжные сокровища. (Патриаршая библиотека в Александрии и русские документы). — //РМ, 1952, N501. — с. 6.
Марков А. Колокола. — // Россия и Вселенская Церковь. — Брюссель, 1960, N 5 (48). — с. 26 — 29.
Марков А. Мечети Каира. — //РМ, 1954, N705. — с. 3.
Марков А. Монастыри пустыни. — //РМ, 1950.12.4.
Марокко, успехи русской молодежи. — //РМ, 1952, N471. — с. 6.
Митрофан, архим. О вечном и временном. Проповедь. — //ВРЗЕПЭ, 1951, N6. — с. 24 — 26.
Митрофан, иг. Православный приход в г. Курига (Марокко). — //ЖМП, 1948, N4. — с. 53.
Мнухин. История русской эмиграции — живая и «видимая». — //РМ, 1999, 16−21 апреля. — с. 18.;
МС, 1922, N 1.
Морской журнал. — Прага, 1931, N3, N6.
Московские церковные ведомости, 1901, N22, 50.
Нам пишут из Туниса. — //РМ, 1947, N32. — с.4.
Наш Приход. — Париж, 1949, N6. — с.32.
Недзельский Е. Русские в Иностранном легионе. -//Своими путями. — Прага, 1925, N8/9. — с.36−40.
Некролог. А. Мансон. — //Орор, 1966.29.11.
Немирович-Данченко В. Наши в далях. — //Всеславянский календарь. — Прага: Пламя, 1926. — с.98.
Новое русское слово. — Нью-Йорк, 1931, N6634.
Обзор деятельности и жизни русской эскадры в Бизерте. — //МС, 1922, N2. — с.62.
Оноприенко Н.В. Рождество Христово в Морском Корпусе. Из былого. — //РМ, 1952, N411. — с.6.
Орлов Иоанн, прот., экзарх. Из жизни Александрийской Православной церкви. — //ЖМП, 1979, N 6. — с. 46−48.
От редакции. — Из жизни эскадры и лагерей. — //МС, 1921, N 1.
Отец Александр Терентьев. Некролог. — //ЕВАПРЦЗЕ, 1998, N9. — с. 15.
Открытие памятника на могиле о. Георгия Спасского. — //РМ, 1947, N3. — с.
Памятник кораблям в Бизерте. — //Морской журнал, 1936, N3. — Прага. — с. 20.
Панова М. Русский Тунис. — //РМ, 1998, N4247 (02.12). — с. 14.
Парижский вестник. — Париж, 1943, N48.
Петров А. Русская школа за рубежом, 1924, N9. — с.96.
Петровский Н. Церковь и политика. -//РМ, 1950.14.6.
Пимен, еп. Неврокопский. Христофор II, папа и патриарх Александрийский и всея Африки. — //ЖМП, 1959, N3. — с. 70.
Покровский Л.Б. Председатель объединения русских шоферов. Милости просим к нам. — //Возрождение, Париж, 1932, 8 января. — с.4.
Последние новости. — Париж, 1920 г., 27 апреля.
Православная Русь. 1960. N 20. С. 3; 1961. N 11. С. 4.
Православному приходу в Марокко — 70 лет. — //Информационный бюллетень ОВЦС МП, N 7, 1997. — с. 13.
Р. Лохмач. Касабланский русский храм под угрозой. — //РМ, 1952.21.7.
Р.Л. Русские волейболисты в Касабланке. — //РМ, 1952, N415. — с.4.
Рей Лохмач. У подножья Атласа. Из русской жизни. — //РМ, 1952, N456. — с.4.
Рей Лохмач. У подножья Атласа. Террористы льют в Марокко кровь. — //РМ, 1953, N623. — с.3.
Рей-Лохмач. У подножья Атласа. «Скетч» в пустыни. — //РМ, 1952, N439. — с.4.
Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. — //РМ, 1952, N415. — с.4.
Ростислав, иг. Москва — Третий Рим. — //Мир океанам. — М., 1998, N14−15. — с.54−55.
Ростислав, иг. Польская икона в Африке. — //Свет Евангелия, 1999, N17 (25.4).
Рукоположения и награждения. — //ВРЗЕПЭ, 1955, N 22. — с. 115.
Русин А.И., адм. Воспоминания о Морском корпусе. — Морской журнал. — Прага, 1935, N 95.
Русин А.И., адм. Подготовка Российского флота к мировой войне. — Морской журнал. — Прага, 1934, N 80−81.
Русские новости. — Париж, 1945, N 25, 1946, N76.
Рышков Николай. -//МС, 1921, N1. — с.3−4.
Светлой памяти архим. Варсонофия (Толстухина). Некролог. — //Голос православия. — Берлин: Издание Германской епархии МП, 1952, N4. — с. 52.
Сегодня. — Рига, 1937, N 263.
Скурат К.Е., проф. Финляндская Православная Церковь. — //ЖМП, 1979, N8. — с. 54.
Служба Связи Ливенцов и северозападников. — //Время, N 2, 3, 5, 6. — 1931 г.- Рига. — N 165, Шанхай, 1930 г.
Советский патриот. — Париж, 1945, N 54.
Сперскис Я. Янычары. -//Солдат удачи. 1996, N 1. — с.7.
Стаднюк М., прот. Блаженнейший патриарх Александрийский и всея Африки Христофор II. — //ЖМП, 1967, N9. — с.51.
Судьба легионеров. — //Наша газета, N 198, 13.6. 1954.
Тарусский Е. Беседы на бивуаках. — //Часовой, Париж, 1938, N207. — с.19 — 20.
Харисс Д.А. Иностранный легион. — //Reader's Digest, май 1998. — с. 48.
Хроника церковной жизни в Тунисе. — //РМ, 1951, N369. — с.5.
Хроника. -//ЦВЗЕЕ, 1933, N 10−11. — с.28.
Хроника. Лекции о. Г. Спасского. — //Возрождение, 1925, N200.
ЦВЗЕЕ, 1939, N1−2. — с. 5.
Церковная жизнь. Возобновление воскресных акафистов. — //Возрождение, 1925, N145. — с.2.
Церковные дела в Рабате. — //РМ, 1954, N634 (16.02).
Часовой. — Париж, 1931, N 52, N 53.
Часовой. — Париж, 1936, N 173. — с. 7.
Шарки. Большевики в Египте — египтяне в Москве. -//РМ, 1953, N547. — с.6.
Шарки. Большевики и Православная Церковь. — //РМ, 1953, N568. — с.3.
Шарки. Восточные Церкви, Россия и СССР. — //Русская мысль, Париж, 1952, N445. — с.2.
Шарки. Египетские события. — //РМ, 1953, N574. — с.3.
Шарки. Индийская Православная церковь. — //РМ, 1952, N487. — с.6.
Шарки. Королевство Ливия. — //РМ, 1952, N473. — с.6.
Шарки. О.Н.Е.М.S. На службе египетского короля. — //РМ, 1955, N751. — с.5.
Шарки. Русские в Египте. — //РМ, 1954, N637. — с.2.
Шарки. События в Египте. — //РМ, 1952, N497. — с.4.
Шарки. События в Египте. — продолжение. — //РМ, 1952, N498. — с.3.
Шмеман Ульяна. Радость и мир. -// Новая Европа, 1995, N6.- с. 69.
Юдин А. Факты и размышления по поводу одного безрадостного юбилея. — // Свет Евангелия. — М., 1998, N8. — с. 5.
1.3.3 АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
АРХИВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Ф, Канц., 1904, Д. 121, Л. 6−10.
Ф. KM, 1776−1778, Д. 715, Л. 452−453 об,
Ф. UICX1, I, 1916, Д. 63, Л, 201−204.; Д. 62, Л. 158.
Ф. ПА, Д. 1390, Л, 49.
ОВЦС МП. АРХИВ. Дело Воскресенского храма в Рабате, Марокко.
Егоров А., прот. Отчеты.
Егоров А., прот. Рапорт, 1995.25.3.
Захаров Н., прот. Историческая записка.
Захаров Н., прот. Отчеты.
Историческая записка о Воскресенском храме в г. Рабате.
Библиотека-фонд «РУССКОЕ -ЗАРУБЕЖЬЕ». Москва.
Калугин А. Альбом Церковь, т. 2, 1953.
Direction de la Conservation Fonciere, Rabat, Royaume du Maroc.
Statuts. Association de L’Eglise Orthodoxe et Foyer Russe au Maroc, 1927, le 30 nov.
Statuts. Association de L’Eglise Orthodoxe Russe au Maroc, 1958.
Administratin de la Conservation fonciere du Cadastre et de la Cartographie.
Certificat, T. F 5409/r.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ, РАБАТ, МАРОККО. АРХИВ. ФОНД НЕ ОПИСАН
Association nationale des camarades de cоmbat.
Bulletin de la Paroisse Orthodoxe de la Sainte Resurrection, 1955, N5.
Invitation, a l’occasion du Noel Orthodoxe Russe.
Programme, 1933.
The British and foreign Bible Society, 1954.22.01.
Автобиография архим. Варсонофия /Толстухина/, 1947.17.3.
Аттестат.
ВППСВ, 1954, N1. — с. 2.
ВППСВ, 1954, N2.
Вестник храма Воскресения, 1955, N6 (апрель).
Воззвание.
Выписка из клировой ведомости.
Грамота.
Завещание архим. Варсонофия.
Записка, направленная о. Варсонофию из Касабланки, 1930 г.
Заушкевич С.А. Доклад о церковной жизни в Марокко на Третьем епархиальном собрании в Париже, 14.7.1933г.
Из личных бумаг архим. Варсонофия.
Из частного письма к архим. Варсанофию.
Историческая записка о жизни православного русского прихода в Марокко и о создании постоянного храма в Рабате.
Копия послужного списка.
Опись вещей оставшихся после смерти А.Ф. Стефановского.
Ответ архим. Митрофана /Ярославцева/ в Касабланку, от 9/22.4.1952.
Отзыв на обращение к православной общественности — с разъяснением — «от духовенства православных русских приходов в Марокко» юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ, 1952.9/22.7.
Переписка архим. Митрофана /Ярославцева/.
Письмо архиеп. Николая в Рабат, 1955.22.11.
Письмо архиеп. Николая в Рабат, 1960.27.3.
Письмо архиеп. Николая свящ. Николаю Шкарину, 1955.22.11.
Письмо Игнатьева к архиеп. Дионисию, заместителю Экзарха, 1957.20.11.
Письмо из Экзархата, 1946.13.7.
Письмо канцелярии Западно-Европейского Экзархата, 1947.7.7, N 490.
Письмо митр. Евлогия, 1929.15/28.02.
Письмо митр. Николая (Еремина), 1955.22.11.
Письмо митр. Николая (Ярушевича), 1950.05.5. N 248.
Письмо митр. Николая свящ. Владимиру Балину, 1962.01.3.
Письмо настоятеля Воскресенского православного русского прихода в Рабате, 1952.09.5.
Письмо Николая, митр. Корсунского свящ. Николаю Шкарину, 1955.22.11.
Письмо Николая, митр. Корсунского, 1960.27.03.
Письмо Николая, митр. Корсунского, 1962.12.12.
Письмо Общины РПЦЗ в Касабланке, 1952.29.4.
Письмо Приходского совета в Финляндское православное церковное управление, 1931.10.7.
Письмо свящ. Владимира Балина митрополиту Николаю, 1962.06.3.
Письмо Союза православных приходов, 1951.22.7.
Письмо Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству заграницей, 1930.17.9.
Письмо, 1932.20.03.
Письмо, 1938.30.11, N1276.
Croix Rouge Russe, Comite de secours aux enfants russes, 1935.26.7.
Постановление Епархиального собрания 1930.02.7. по докладам Религиозно-просветительной комиссии. — Машинопись. — с. 2.
Правила для Певческого фонда при Association «Eglise Orthodoxe et Foyer Russe au Maroc», утвержденные архим. Варсонофием, 1936 г.
Правила об управлении православными русскими церквями в Западной Европе. — Машинопись.
Приказ за N 690, от 31.10.1921 г., за подписью контр-адм. М.А. Беренса.
Просьба гр. В.А. Игнатьева, 1941.01.5.
Протокол Приходского собрания от 25.02.1958 г.
Прошение на имя Вениамина митр. Рижского и Латвийского, 1948.17.3(?).
Различные справки.
Свидетельство 1922.22.8., N 94, за подписью Серафима, архиеп. Финляндского.
Свидетельство о ранении, 1915, N52.
Свидетельство, 1914.20.8, N 255. Лекарь Сквара.
Сертификат, 1921.14.11, Бизерта.
Удостоверение, 1908.21.9., N 1148, за подписью Сергия, архиеп. Финляндского.
Удостоверение, 1920.05.01, N108.
Удостоверение, 1921.14.11.
Удостоверение… - Народная добровольческая армия, 1920.25.10, N27.
Указ N1725, от 23.8.1927г., за подписью митр. Евлогия.
Указ N1956, епархиального управления Западно-Европейского митрополичьего округа, 5/18.11.1926г.
Хроника жизни Русской православной церкви в Западной Европе. — Машинопись.
Хроника Русской православной церкви в Западной Европе. — На правах рукописи, 1952, N9.
Частное письмо архим. Варсонофию, 1929.
Частные письма архим. Варсонофию.
Четвертое Епархиальное собрание, Париж, 1936 г., 1 июля.
Ярославцев Митрофан, архим. Отзыв на обращение к православной общественности…, 1953.07.06.
Ярославцев Митрофан, архим. Тетради.
ТРОИЦКИЙ ХРАМ, КУРИБГА, МАРОККО. АРХИВ, ФОНД НЕ ОПИСАН
Письмо Заушкевич С. архим. Варсонофию из Курибги, 1929.30.12.
Протокол Общего собрания православных русских в Курибге, 1930.21.12.
УСПЕНСКИЙ ХРАМ, КАСАБЛАНКА, МАРОККО. АРХИВ, ФОНД НЕ ОПИСАН
Записка по истории Касабланского прихода.
Зноско-Боровский М. — //Приходской листок, N4.
Приходской листок православной общины в Марокко. — Касабланка, бульвар дэ Лорен, 1949, N5 (июль).
Протокол собрания, 1937. 31.7.
АРХИВЫ ЧАСТНЫХ ЛИЦ. ФОНД НЕ ОПИСАН
Воспоминания. — Рукопись. — Шереметева М.Д., гр. Рабат, Марокко.
Де Мазьер П.П. Мы Петровичи. — Рукопись. — Рабат, Марокко.
Из частного письма Н. Рутыч, 1999.04.02. — Колупаев В.Е. Москва.
ЭЛЕКТРОННЫЕ
<http://www.russie.net/france/gen-index.htm>
<http://zarubezhje.narod.ru/index.html>
<http://acermjo.free.fr/html/acer.html (на фр.)>
<http://perso.wanadoo.fr/ito (на фр.)>
<http://www.russianorthodoxchurch.ws/diocese_monasteries.html>)
http://rusk.ru/st.php?idar=410365
|