Русская линия
Честное слово Александр Оконишников18.05.2004 

Лютеране: первые из протестантов

Сегодня, когда интерес к религии возрастает все больше, в газетах можно нередко встретить статьи о делах православной церкви, о католиках, о протестантах. При этом под протестантами чаще всего имеют в виду евангельских христиан. В эту большую (и чрезвычайно активную!) группу входят баптисты, адвентисты, пятидесятники. Их общее числе в России давно превысило многомиллионные показатели. А вот о российских лютеранах пресса практически ничего не говорит. Между тем именно лютеране были первыми. Первыми из протестантов. Еще в 1517 году католический священник Мартин Лютер предложил реформировать тогдашнюю церковь. Он предложил приблизить церковь к народу, переведя богослужение с латыни на европейские языки, и сделать акцент на постижение Библии. Впрочем, это только малая часть предложений Лютера. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на дверях церкви в которой служил свои знаменитые «95 тезисов». Собственно с этого и началась Реформация

До революции лютеранская церковь в России была второй по численности после православной. Почему же сегодня о лютеранах так мало знают? Что составляет суть их вероучения? Об этом мы говорим с отцом Всеволодом, настоятелем новосибирского прихода святого Андрея Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви:

— Отец Всеволод, лютеранство — единственная христианская конфессия, названная в честь конкретного человека. Кто же такой был Мартин Лютер, и как возникло лютеранство?

— Лютеранство возникло как следствие движения священников, богословов, стремящихся освободить средневековую католическую церковь от того, что противоречило Священному Писанию — Библии. Надо сказать, что у истоков этого движения стоял не только Лютер. Можно вспомнить великого средневекового гуманиста Эразма Роттердамского. Не будь Эразма — могло бы не быть и Лютера. В основе лютеранства — стремление к чистоте Евангелия. То есть стремление к проповеди Евангелия, стремление к тому, чтобы оно звучало в церкви незамутненным, чистым. Чтобы люди могли его слышать, понимать. И чтобы Евангелие преображало их сердца.

— Мартин Лютер был католическим священником. Что лично ему не понравилось в тогдашней церкви?

— Я не думаю, что можно говорить такими терминами. Священник обычно забывает о том, что у него есть личное, чтобы служить народу Божьему. Мартин Лютер был священником и богословом. Он преподавал богословие и стремился разобраться в том, что он преподает. И подобно многим интеллигентным людям своей эпохи он увидел огромную разницу между тем, чему учит Евангелие, чему учила ранняя церковь, и тем, что происходило в средневековой католической церкви. И итогом его раздумий стали 95 тезисов, вывешенные им на дверях замковой церкви в Виттенберге. Этот документ известен под названием «95 тезисов против торговли индульгенциями». Но кроме проблемы торговли индульгенциями, в этом документе содержался призыв к защите Евангелия. «Самое главное сокровище, которое Бог даровал Церкви — это Евангелие» — говорит один из 95-ти тезисов.

— Выдвигая свои 95 тезисов о реформации католицизма, предвидел ли Лютер, что произойдет разделение церкви?

— Прежде всего реформация — это возвращение в прежнюю форму. Реформация — это не раскол. То, что реформация в конце концов привела к расколу, — это, конечно, трагедия для церкви. Лютер, безусловно, не собирался создавать новую церковь. Собственно, это и невозможно. Церковь одна, созданная Иисусом Христом, от апостолов она существует и никуда не делась. И основной целью Лютера было вернуть в церковь Евангелие, напомнить людям об этом сокровище. Здесь надо пояснить, что в те годы в Европе Библия и богослужение существовали только на латыни, и Библия была совершенно недоступна людям.

— А это правда, что Мартин Лютер одним из первых перевел Библию и богослужение на язык той страны, в которой жил?

— Да, это так. Если мы говорим о том, что люди должны слышать и понимать Евангелие, значит они должны слышать его на своем родном языке.

— Но ведь три десятка лет назад католики все-таки перешли к богослужениям на местных языках. И, насколько мне известно, отказались от продаж индульгенций.

— Да, от продажи индульгенций католическая церковь действительно отказалась. Но при этом индульгенции все равно существуют. Индульгенция — как особый вид прощения грехов, которое Папа Римский может дать людям. Например, когда в Новосибирске освящали католический Кафедральный собор, было объявлено: всем, кто находится на этой службе освящения и при этом помолится за Папу Римского, Папа даст индульгенцию.

В лютеранской церкви это конечно же невозможно. Только Христос может дать нам прощение грехов. Во времена Лютера это было еще ужаснее, когда прощение грехов просто продавалось. «В кружке денежка звенит, в небо душенька летит». Прощение грехов можно было купить не только для себя, но и, например, для своих умерших родственников! А вообще лютеранская церковь очень деликатно относится к деньгам. Мы не служим за деньги, мы ничего не продаем. Все наши службы и частные требы мы совершаем только бесплатно. Это очень важный принцип лютеранской церкви. Как сказано в Библии: «Даром получили, даром и давайте».

— Если я не ошибаюсь, именно Мартин Лютер выдвинул требования об отделении церкви от государства…

— Мы считаем, что церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, но при этом они должны сотрудничать. У нас есть очень много точек соприкосновения. Например, различные социальные программы. И наш приход, как и другие лютеранские церкви Сибири, оказывает помощь детским домам. Это очень важно для нас, потому что, во-первых, это наше христианское свидетельство. А во-вторых, мы показываем, что осознаем свою ответственность за жизнь людей. Нам действительно грустно смотреть на то, в каком состоянии находятся детские дома и приюты. Например, две недели назад мы ездили в дом ребенка в райцентр Черепаново. Обсуждали, чем мы можем ему помочь.

— Многие историки утверждают, что необходимость возникновения реформации была продиктована реальными общественно-экономическими условиями. Укреплялся класс буржуазии, который не мог оставить вне зоны своего влияния религию…

— Я готов поспорить с такими историками. Мне кажется, что это какая-то марксистская чепуха. Как известно, для марксистов все определялось экономическими взаимоотношениями. Я думаю, что ничего не изменилось бы в экономических отношениях, если бы не было реформации. Мир все равно пришел бы и к рынку, и к конкуренции. А причины возникновения реформации именно богословские. Как я уже сказал, многие люди на протяжении веков пытались вернуть в церковь чистое и понятное Евангелие. Это было самой главной причиной. Были такие люди и до Лютера. Например, Ян Гус в Чехии или святой Франциск, который боролся с зажиточностью церкви, с тем, что церковь открыто занималась торговлей и ничего не давала людям «за так». Правда, стоит отметить, что в тех странах, где лютеранство стало господствующей религией, экономика резко пошла вверх. Прежде всего из-за лютеранской трудовой этики.

Всем известна заповедь «Шесть дней работай, а седьмой отдыхай». Но почему-то многие делают упор именно на дне отдыха. На самом же деле задача человека на этой земле — трудиться. Бог создал нас для того, чтобы мы трудились. Если мы не трудимся — значит мы воруем. Для лютеран труд очень важен. Где-то у Лютера есть такая фраза: «Если ты сажаешь деревья и знаешь, что завтра будет второе пришествие Христа — все равно должен продолжать сажать деревья». С точки зрения лютеранства работа — это служение Богу. А между тем, скажем, у наших друзей постпротестантов (например баптистов) служить Богу — это делать что-то, имеющее отношение к церкви. С точки зрения лютеранства у каждого человека есть свой долг. У священников — совершать таинства и проповедовать, задача учителя — учить детей, врача — лечить, и это то, чем эти люди служат Богу.

Другой аспект экономического процветания лютеранских стран заключается в принципе: все, что мы имеем, — это Божий дар. Мы не можем сказать: Господи, вот это Твое, а вот это мое! По милости своей Бог дал каждому из нас то, что мы имеем. А мог и не давать! Посмотрите, сколько бедных людей мечтают иметь то, что имеем мы. И поэтому лютеранин не может полностью распоряжаться тем, что имеет. И те, кто бывал в скандинавских странах, обращали внимание на то, что хорошо зарабатывающие люди живут там скромно. Они понимают свою ответственность перед Богом, и то, что это Божьи деньги. Не 10 процентов Богу принадлежат и не 20, а все 100. Да, я распоряжаюсь этими деньгами, но я должен распоряжаться ими как христианин. Скажем, у меня есть лишние деньги. Как я должен распорядиться ими? Прежде всего, наверное, вложить их в производство. Дать тем самым возможность работать и зарабатывать другим. Подобные экономические принципы лютеран и позволили экономике Швеции или Дании подняться на очень высокий уровень. С соответствующим уровнем жизни населения.

— Отец Всеволод, лютеранство стало первым официальным протестантским учением. А почему затем появилось немало других близких к лютеранству протестантских учений? Например, баптисты.

— Прежде всего я хочу сказать, что с самим термином «протестанты» стоит обращаться очень деликатно. Если смотреть исторически, то «копирайт» (авторское право. — «ЧС») на этот термин принадлежит лютеранам. Впервые так в 1530 году назвали именно лютеранских князей, опубликовавших свою «протестацию». Отсюда и пошло слово «протестанты». Что касается появления множества постпротестантских церквей, то это следствие свободы, которую реформация дала людям.

— Одной из самых распространенных христианских конфессий, например, в США является баптизм, который появился чуть позже лютеранства. В чем различия между вами и ими?

— Основное отличие между нами в том, что лютеранство основано на учении о благодати. Мы учим: все, что христианин имеет, — это следствие Божьей благодати. Только Бог может спасти нас, а сами мы не можем сделать ни одного шага к тому, чтобы быть спасенными. У баптистов диаметрально противоположное учение: многое из происходящего зависит от самого человека. Он сам должен покаяться, он сам должен жить благочестивой жизнью и так далее. У лютеран крещение — это Божий дар, а у баптистов — это то, что человек совершает, выполняя заповедь. Та же ситуация и с причастием.

— Мне кажется, что различия не такие уж и катастрофические. Не случайно во многих странах лютеране и баптисты хорошо общаются. А какое из протестантских течений наиболее близко к лютеранству?

— Это конечно же англикане.

— В православии и католицизме духовенство находится в священном состоянии перед Богом, а миряне — нет. Какой статус священника у лютеран?

— Лютеране унаследовали древнюю христианскую традицию: у нас трехступенчатое священство. Это диакон, пресвитер и епископ. Но мы все — и прихожане и священники — оправданы одной и той же благодатью Божьей. В Царстве Божьем нет бизнесс-класса или эконом-класса. Нет верхних и нижних полок. Поэтому невозможно сказать, что священник ближе к Богу, чем простой христианин. Другое дело, что священники — это люди, которые особо отделены для совершения таинств и служения Богу в церкви.

— В каких странах наиболее распространена лютеранская церковь?

— Прежде всего это конечно же Скандинавия, Северная Европа: Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия, Германия. Очень много лютеран в США — многие миллионы, так скажем. Очень много лютеран в Латинской Америке, например в Бразилии. Немало лютеран и в Африке. Я недавно общался со священником из Мадагаскара: у них три миллиона прихожан. По статистике, хотя она немного условна, во всем мире нас около 70 миллионов.

— А в России?

— Это очень трудный вопрос. Всего около 30 тысяч. Очень мало, конечно. И этому есть свое объяснение в истории. Сегодня не многие знают, как жестока была история по отношению к лютеранам в России в ХХ веке.

Лютеранству в России уже почти 500 лет. Практически сразу после Реформации первые лютеране появились в России. И в 1576 году первый лютеранский храм был освящен в Москве. И лютеранство всегда было очень важной составляющей российской духовности и культуры. Были годы, когда вся Российская Академия наук состояла из лютеран. Лютеране у нас в России были везде. Александр Витберг строил храм Христа Спасителя в Москве. Были знаменитые полководцы. Барклай де Толли и, не удивляйтесь, — Михаил Кутузов.

— А когда лютеране появились в Сибири?

— В Сибири лютеране появились в XIX веке. Царское правительство бесплатно давало в Сибири землю, и тогда множество крестьян из самых разных мест Российской империи стали заселять Сибирь. Именно тогда первые лютеране прибыли в Сибирь из Польши и Финляндии. Очень скоро в Сибири возникли большие колонии лютеран. Были построены большие и красивые лютеранские церкви. Например, в центре Иркутска была построена красивейшая церковь. В 30-е годы ХХ столетия церкви были взорваны. В Томске, например, на месте лютеранской церкви сейчас построено «чертово колесо». В этом названии — нечто большее, чем просто игра слов. В Иркутске было еще хуже. Из камней алтаря взорванной лютеранской церкви сделали постамент для памятника Ленину, и этот памятник до сих пор стоит в центре города. Все лютеранские пасторы в первые же десятилетия советской власти были убиты или погибли в лагерях. Лютеранская церковь в нашей стране была практически уничтожена и стала возрождаться только в конце 60-х — начале 70-х годов. В Новосибирске и в Томске немецкие лютеранские общины были зарегистрированы как раз в 70-е годы. Новый этап развития для нашей церкви начался во время перестройки. До революции примерно 10 процентов населения Российской империи были лютеранами… Увы, такова судьба многих церквей, которые были просто реально уничтожены…

— Сталин в 1943 году разрешил в СССР действовать православной и баптистской церквам. А каковы сейчас взаимоотношения Лютеранской и Православной церкви?

— Мне кажется, нормальные, хорошие, добрососедские отношения. Исторически лютеранство и православие несколько веков существуют в России рядом, и только лютеранская церковь имела в России такие же права, как и православная. Немаловажно для нас и то, что многие труды Лютера были созданы под влиянием отцов Православной церкви. И для Лютера в то время, когда он вел диспут с Католической церковью, было важно существование Православной церкви как таковой. И когда католики говорили Лютеру, что «их» церковь — она одна, и он от нее откалывается, Лютер приводил в пример огромную восточную церковь, Православную церковь.

— Есть ли в Лютеранской церкви единый центр вроде Ватикана у католиков?

— Нет, у лютеран нет единого центра. Все лютеранские церкви — независимые. Каждая лютеранская церковь управляется своим епископом. Однако существует немало межцерковных организаций, и многие церкви объединены в эти организации. Например, существует Всемирная лютеранская федерация, в которую входит большая часть церквей. Правда, к таким организациям следует относиться осторожно, поскольку более сильные лютеранские церкви могут подавлять в них более слабые. Так, во Всемирной федерации тон сейчас задают либерально настроенные лютеране, и дело у них уже доходит до такой мерзости как венчание мужчин с мужчинами.

— А в Новосибирске Лютеранская церковь участвует в межконфессиональном общении?

— Да, например, мы участвовали в неделе молитвы за единство христиан. Мы проводили специальную службу, приглашали христиан разных конфессий. Мы не остались в стороне и от акции «2004 год — год Библии». Чем больше людей будут знать и чтить Библию, тем лучше будет. Вообще же взаимоотношения различных церквей — вопрос чрезвычайно деликатный. Нам нужно находить такие точки соприкосновения, которые бы устраивали всех, это необходимо. В нашем разделенном мире, может быть, как раз христиане покажут пример стремления к тому, чтобы понять друг друга.

— Мы беседуем с вами накануне Дня Победы. В Германии Лютеранская церковь является одной из ведущих, если не ведущей. Как перенесла Лютеранская церковь Германии, Европы годы Второй мировой войны?

— В Германии огромное количество лютеранских священников погибли от рук нацистов. Очень многие лютеране сопротивлялись нацизму. Так, лютеранский священник Дитрих Бонхёффер участвовал в заговоре против Гитлера, но этот заговор был раскрыт. И буквально за несколько дней до дня победы этот священник был повешен в тюрьме. Множество лютеран участвовали в войне с фашизмом. А самая известная история с лютеранами в годы Второй мировой войны случилась в Дании. Когда нацисты оккупировали это государство, они тут же объявили о том, что все евреи должны надеть шестиконечные звезды. И на следующий день после появления этого указа король и королева Дании вышли на прогулку, надев шестиконечные звезды. А к вечеру вся страна ходила с такими звездами. И пока нацисты разбирались с тем, кто «законный» обладатель этих звезд, а кто — «незаконный», удалось спасти большинство евреев, которые жили в Дании. И вот это пример того, как должны вести себя лютеране, пример поведения народа истинно лютеранской страны.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

english first отзывы москва