Русская линия | Марат Мусин | 22.12.2008 |
Статус сырьевой колонии Запада у богатейшей страны мира определяет специфику уникального пути выхода России из кризиса, рецептов которого в прошлом найти не удастся.
Все последние годы экономисты пытались объяснять властям губительность поддерживаемого ими на протяжении 15 лет курса, детально исследовав природу и механизм грядущего кризиса. По теме кризиса у нас в стране изданы университетские учебники, научные монографии и многочисленные статьи.
К сожалению, власть не услышала призывов экономистов заблаговременно подготовиться к кризису и пересмотреть макроэкономическую стратегию страны. Вспомним, как законодательно «сдавая» страховой бизнес иностранцам, правительство и ЦБ «сдавали» весь отечественный банковский сектор и реальный сектор экономики. В результате такой политики Россия в значительной мере утратила суверенитет своей национальной финансовой системы. Нельзя также разделить позицию властей по вопросу конкурентоспособности нашей неконкурентоспособной, тщетно ожидающей модернизации промышленности. Очевидно, что в условиях кризиса вопросы конкурентоспособности промышленности и сельского хозяйства отходят на второй план. Необходимо срочно закрывать и защищать свой внутренний рынок. Только некомпетентностью советников экономического блока правительства можно объяснить подписание ряда пунктов саммита G20 и АТЭС, призванных за наш счет спасти США. Прямым следствие этих недальновидных действий стало закрытие ряда неконкурентоспособных российских производств. Например, завода компрессорного оборудования для холодильников «Бирюса», в результате чего на улицу оказались выброшенными свыше 700 работников. Список стратегических ошибок власти этим не ограничивается.
Сегодня в России негативные последствия экономического кризиса усиливаются рядом других неблагоприятных факторов. Во-первых, на кризис доллара как резервной валюты дополнительно накладывается кризис оказавшегося критически низким качества отечественной системы государственного и корпоративного управления, характеризуемого массовой коррупцией и некомпетентностью руководителей различных уровней. Во-вторых, сказывается сильная зависимость страны от экспорта сырья, доля которого в структуре российского экспорта по последним данным составляет свыше 93% (привожу анализ платежного баланса С.Губанова), усиленная зависимостью от монетарной политики США и ЕС.
За три месяца кризис из области финансов распространился на реальный сектор экономики и сферу услуг. Потеря экспортной выручки в условиях сырьевой модели экономики, не позволит правительству проводить политику индексации бюджетных расходов, как это происходило на протяжении последних пятнадцати лет. Далее неминуемо возникают серьезные проблемы социального, а затем и политического характера.
По нашим оценкам, в результате сокращения социальных расходов не позднее февраля — марта 2009 года кризис испытает на прочность всю вертикаль власти, и заставит перейти к ручному управлению страной. Неизбежным станет отказ от сырьевой модели экономики в пользу производства продукции конечного спроса с обеспечением беспрепятственного доступа к основным сырьевым и финансовым ресурсам, а это означает неминуемую национализацию банков, земли и сырьевых ФПГ, защиту внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя с помощью мер откровенно протекционистского характера.
Сегодня назрела необходимость кардинального пересмотра курса и всей макроэкономической стратегии страны. Ведь еще в середине 1980-х годов СССР, а несколькими годами ранее Китай, сделали ставку на модернизацию. Но пути ее осуществления выбрали противоположные: если Китай сделал ставку на собственные силы, то СССР, а затем и Россия — на иностранную помощь. Если изменения не произведут сверху, их совершат по инициативе снизу или извне. Не следует забывать, как осенью 1993 года проамериканское лобби перечеркнуло все надежды на возрождение страны, устроив тяжелейшую гуманитарную катастрофу.
В связи с резким нарастанием кризисных явлений в экономике и социальной сфере, сегодня считаем целесообразным использовать ряд уже апробированных антикризисных инструментов и современных управленческих инноваций, включая механизм негласного оперативного контроля финансовых потоков и мониторинг нецелевого использования выделяемых на борьбу с кризисом государственных средств. Имеющиеся решения позволяют системно перекрыть каналы утечки капитала за рубеж, используя в переходный период дополнительный рычаг воздействия на сотни тысяч экономических субъектов, в том числе совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления в экономической сфере.
В переходный период формирования и институционального оформления новой системы государственного управления для достижения необходимых договоренностей с различными субъектами на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровне антикризисному штабу правительства потребуются рычаги реального влияния.
Главной задачей станет устранение паразитарных звеньев и посредников во всей цепи между конечным потребителем — производителем — владельцем сырьевых и финансовых ресурсов. Объективно возникает проблема пересмотра титула собственности в базовой цепочке: бизнес-потребность — технологии производства продукции конечного спроса — ресурсы (сырье и деньги). Как вынужденная оперативная мера — национализация. Следом — борьба с коррупцией и масштабными хищениями, вертикальная интеграция в промышленности и сельском хозяйстве.
Выявленные нами закономерности формирования теневого сектора экономики указывают на логику формирования необходимых институциональных преобразований, изменений в макроэкономической стратегии и социально-экономической политике государства, налоговом, таможенном, валютном и бюджетном законодательстве, адекватных сложившейся ситуации. В сложившейся ситуации речь идет, прежде всего, не о наказаниях, а о нейтрализации потенциальных источников формирования теневых активов.
Таблица. Рейтинг хищений фирм г. Москвы
Диапазон Хищений |
Количество фирм |
Доля вывода «в тень» от объема выплат |
Темпы роста масштаба хищений |
Темпы роста оборота |
Превышение темпа роста хищений над ростом оборота |
от 0% до10% |
37 |
0,59 |
4254 |
1724 |
2,5 |
10% -20% |
112 |
0,47 |
1406 |
416 |
3,4 |
20%-30% |
254 |
0,47 |
620 |
136 |
4,6 |
30%-40% |
482 |
0,41 |
327 |
89 |
3,7 |
40%-50% |
852 |
0,39 |
185 |
120 |
1,5 |
50%-60% |
1531 |
0,37 |
103 |
18 |
5,7 |
60%-70% |
2847 |
0,35 |
55 |
15 |
3,6 |
70%- 80% |
5602 |
0,30 |
28 |
5 |
5,4 |
80%-90% |
13 325 |
0,25 |
12 |
7 |
1,7 |
90%-100% |
157 416 |
0,11 |
1 |
1 |
1,0 |
В частности, если взять рейтинг хищений московских фирм, то последние 86% криминальных фирм, расхитившие 10% всего выявленного объема, выводят «в тень» 11% от всего объема перечислений. Этот факт и предлагается сегодня принять как данность и среднестатистическую норму при изменении существующего налогового законодательства, например, не облагать налогом десятую часть дохода коммерческих фирм (в Нидерландах не облагается налогом пятая часть дохода путан, мол, чем наши бизнесмены хуже?). В то время как первые в рейтинге 37 фирм, расхитившие те же 10%, выводят «в тень» уже 59% от объема своих выплат. При этом масштаб хищений увеличивается в несколько раз быстрее темпа роста оборота: рост в 4254 раза против роста в 1724 раза. Всего же в теневой оборот только внутри России из легального сектора экономики ежегодно выводится до 27% ВВП (см. рейтинги качества организационного ресурса на сайте outsourcing.su).
Сегодня богатейшая страна мира Россия оказалась в более тяжелом положении, чем США, Китай и ЕС. Специфика выхода России из кризиса заключается в отсутствии исторического прецедента, когда богатейшая страна мира должна перейти из разряда сырьевой колонии Запада сразу в разряд самодостаточных передовых промышленно-развитых стран мира. Нам придется начинать с самого начала. Задача — построить современное неоиндустриальное общество. Ведь помимо сырья Россия обладает высоким научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. И здесь Америка нас не догонит, пока не создаст свой мехмат.
<>Главное, на что считаю необходимым обратить особое внимание — бесперспективность поиска в прошлом (в опыте ХХ века) готовых рецептов выхода из сегодняшней непростой ситуации>. Это тупиковый путь, несмотря на то, что сегодня во всем мире ученые и политики вновь обращаются к кладовым экономических знаний. В Южной Америке и Европе вновь издают «Капитал» К.Маркса. В Северной Америке и Европе активно штудируют монографии Кейнса и мемуары Рузвельта, изучают методы стимулирования потребительского спроса. С дальней полки достают и отряхивают от нафталина не выдержавшие проверку временем однобокие, атомарные западные доктрины радикального рационализма, основанные на той или иной <>концепции «собственности» или «потребности">. Но ведь совершенно очевидно, что именно рыночная концепция собственности не прошла испытание временем, и сегодня гибнет само общество потребления. Так же, как в 1991 году мы пережили банкротство тождественной по сути и по методу марксистской рациональной концепции. Сегодня пришло время отказаться от моделей атомарной личности и взять за основу новой социально-экономической концепции <>отношенческую парадигму>, осуществить переворот в сознании от «Я» к «Мы». Ведь общественные отношения, как известно, имеют дуальную природу, двумерное измерение. И рассматривать экономический кризис в отрыве от кризиса светского государства, культуры, морали и духа бессмысленно.
Марат Мусин, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ (Российского государственного торгово-экономического университета)
http://rusk.ru/st.php?idar=41003
Страницы: | 1 | |