Толчок новому обострению антиправославного зуда на Украине дал председатель государственного комитета Украины по делам религий Виктор Бондаренко. Во второй половине мая дважды с интервалом в 10 дней Виктор Дмитриевич, высказывался о необходимости для Украины иметь единую поместную православную церковь, однако на этот раз, по его мнению, реализовывать эту задачу надо не путем «объединения украинских православных церквей», а посредством получения автокефалии Украинской Православной Церковью каноническим путем.
Первый раз эта информация была представлена миру первым каналом украинского радио 16 мая с.г. При этом, как было сказано в радиосообщении, государственный чиновник говорил также о необходимости добиваться у Ватикана получения статуса патриархата для украинской греко-католической церкви, которая должна, по его мнению, играть большую роль в религиозной жизни Украины.
Затем эта тема прозвучала непосредственно из уст самого Виктора Бондаренко перед участниками I Всеукраинского миссионерского съезда УПЦ, который открылся в пригороде Киева 27 мая с.г. По мнению господина Бондаренко, необходимо сделать все, чтобы Украинская Православная Церковь была полностью независимой от Московского Патриархата.
Через месяц, после обнародования этой позиции, последовали визиты председателя госкомрелигий Украины в Турцию и в Москву, где господин Бондаренко встречался соответственно с Константинопольским патриархом Варфоломеем I и председателем ОВЦС Русской Православной Церкви митрополитом Кириллом. Не приходится сомневаться в том, что главной темой переговоров Виктора Бондаренко с Вселенским патриархом было обсуждение планов достижения автокефалии Украинской Православной Церкви. Полагаем, что данная тема не могла не быть затронута и при встрече руководителя госкомрелигий с главой внешнецерковного ведомства РПЦ, хотя в официальном сообщении пресс-центра РПЦ об этих переговорах вышеуказанная тема не упоминается.
Анализируя высказывания и действия украинского чиновника, можно прийти к выводу, что вряд ли за ними стоит лишь личная инициатива Виктора Бондаренко, скорее всего, они отражают позицию высшего украинского руководства, взявшего безальтернативный геополитический курс на европейскую и евро-атлантическую интеграцию. Успешному следованию этому курсу лучше способствует преобладание в стране греко-католической церкви, чем православной. Кстати, во всем мире она носит название Украинская католическая церковь, без маскирующей приставки греко-.
Как известно, крупные христианские конфессии Украины, за исключением канонической Православной Церкви, а в первую очередь — католики, весьма благожелательно относятся к вступлению в североатлантический блок НАТО и Евросоюз. И именно поэтому глава украинского государства Л. Кучма при встрече со специальным папским посланником кардиналом Роже Этчегераем, приехавшим в Киев 21 июня с.г. в связи с 2-летней годовщиной визита Павла Иоанна II, особо отмечал «неперес¦чне», т. е. особое, значение визита главы Ватикана для Украины.
Ранее подобного рода активность прослеживалась во второй половине 2001 г., когда Виктор Бондаренко 15 декабря по «горячей линии» высказался о необходимости создания единой поместной украинской православной церкви. Еще раньше руководитель госкомрелигий Украины при встрече с Константинопольским патриархом Варфоломеем и митрополитом Кириллом также затрагивал все тот же вопрос. Разница между прошлой и нынешней позицией украинского чиновника заключается в том, что тогда предполагаемая автокефалия Украинской Православной Церкви (УПЦ) отчетливо связывалась с последующим объединением канонической Православной Церкви с раскольниками, теперь же речь идет лишь о предоставлении автокефалии УПЦ.
По-видимому, на изменение церковнореформаторских планов на Украине существенно повлияло то, что представители всех поместных Православных Церквей, прибывшие на празднование 950-летия Киево-Печерской Лавры, единогласно выразили мощную поддержку канонической Украинской Православной Церкви и резкое неприятие украинских псевдоправославных раскольнических организаций УПЦ КП и УАПЦ.
Длительный перерыв в открытом проявлении вмешательства украинских чиновников в церковные дела, очевидно, вызван был парламентскими выборами, когда власть предержащие, конечно, не хотели терять голоса православного электората. После выборов антиправославная деятельность значительной части представителей нынешней украинской власти возобновилась. Не случайно в обновленное церковно-реформаторское объединение депутатов Верховной Рады униатки Лилии Григорович «Укра§ н¦ - ¤дину пом¦сну церкву» вошли, помимо депутатов-националистов из «Нашей Украины», многие члены парламентского большинства, в том числе и из тех фракций, которые накануне выборов декларировали свою приверженность к каноническому Православию. Присутствие же в вышеуказанном объединении нынешнего вице-премьера украинского правительства по гуманитарной политике Дмитрия Табачника, который на тот момент был еще народным депутатом от «Трудовой Украины», заставляет подумать: а не собирается ли Дмитрий Владимирович снискать себе «лавры» своего предшественника Николая Жулинского — ярого покровителя униатов и раскольников?
Понятно и упорное стремление руководства госкомрелигий во что бы то ни стало «протащить» через Верховный Совет подготовленный ими же законопроект «О свободе совести и религиозных организациях» по той простой причине, что в него введено положение о контрольных функциях этого государственного органа. Эта государственная структура, несмотря на свои декларативные заявления о приверженности к демократии, все же не оставляет своих планов активного влияния на Церковь, что было характерно именно для недавнего тоталитарного прошлого.
В нынешних высказываниях и действиях руководителя госкомрелигий заметна не только очередная попытка грубого вмешательства в дела Православной Церкви, которая объединяет большинство верующих на Украине, но также и поддержка католической экспансии на исконно православные территории Украины. Это проявляется в словах Виктора Бондаренко о необходимости предоставления УГКЦ статуса патриархата. Против этого, как известно, выступают как предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II, так и предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, рассматривающие патриарший статус главы УГКЦ как посягательство на каноническую территорию Московского Патриархата, т. е. продолжение католической экспансии на Восток.
Нынешняя греко-католическая митрополия, жестко подчиненная Ватикану, если и получит от него статус патриархата, то она всего-навсего получит автономию, меньшую, чем та, которой ныне обладает УПЦ, т. е. не будет автокефальной и останется составной частью римской церкви. А вот для Украинской Православной Церкви ставят задачу получить полную независимость от РПЦ.
Темы автокефалии УПЦ и активизации деятельности украинских греко-католиков органически связаны между собой. Отрыв УПЦ от РПЦ ослабит каноническое Православие на Украине, и тем самым создаются благоприятные условия для расширения прозелитизма униатов и других религиозных организаций. А греко-католики, перенося своею кафедру из Львова в Киев, как раз и ставят своей задачей более активное проникновение на восток Украины и не только Украины. Сюда, кстати, переедет вся управленческая структура УГКЦ сразу после того, как будет построен их комплекс на левом берегу Днепра в 2004 году: кафедральный собор, резиденция кардинала, административные здания. Униаты называют это не перенесением, а возвращением, поскольку Брестскую унию подписал митрополит Михаил Рогоза с титулом Киевский.
Нынешнему процессу обоснования униатов в Киеве всячески содействует украинские власть предержащие не только в лице госкомрелигий, но и других государственных структур. Киевская городская власть не только выделила участки для постройки соборов ордена василиан и кафедрального, но даже участвовала в финансировании памятника римскому понтифику, несмотря на то, что глава киевской госадминистрации, мэр Киева А. Омельченко во время парламентских выборов 2002 г. активно демонстрировал избирателям свою якобы приверженность к православию. А президент Л. Кучма после встречи с униатским епископатом, приехавшим в Киев в 2002 г. для проведения заседания синода УГКЦ (впервые за последние 300 лет!) дал официальное поручение органам исполнительной власти «изыскать возможности. выделения помещений для управленческих структур УГКЦ».
В то же время архиепископу Львовскому и Галицкому УПЦ Августину до сих пор не хотят выделить подходящий участок земли во Львове для построения так остро необходимого для епархии кафедрального собора.
Следует напомнить, а тем, кто не знает, сообщить, что в июне 1994 года, когда Л. Кучма был только претендентом на президентское кресло, и очень многие были уверены в том, что Л. Кравчук подтвердит свой президентский статус, в той непростой ситуации владыка Августин в качестве духовного наставника Союза Православных братств Украины решительно поддержал кандидатуру Л.Кучмы. Это имело немалое значение: ведь уже тогда Союз Православных братств имел разветвленные структуры практически во всех областях Украины.
Очередной виток наступления на каноническое Православие со стороны государственной структуры возник не случайно, а отчетливо совпал с резким проевроатлантическим и проамериканским креном внешней политики Украины, когда в связи с агрессией США и их союзников в Ираке украинский воинский контингент по просьбе американского правительства был направлен в Кувейт. Сейчас эта политика получает новый импульс после того, как в побежденном Ираке, разделенном на три оккупационные зоны, одну из этих зон для введения воинского контингента в качестве так называемых стабилизационных сил выделили Польше, которая, играя роль «адвоката» и «спонсора» евроатлантических устремлений Украины, пригласила в состав этих стабилизационных сил украинских военнослужащих. Уже имеется положительное решение всех ветвей государственной власти Украины о посылке военного контингента в количестве 1800 чел. в оккупационную зону под командованием польских генералов и ведется практическая работа по отправке украинских военнослужащих в Ирак.
В связи с этим для украинской власти очень важно усилить свое влияние именно на каноническую Православную Церковь, поскольку усилившаяся проамериканская политика Украины не только не встречает положительного отклика у большинства населения, в первую очередь у верующих канонического Православия, но и рассматривается как чуждая и губительная для нашей культуры и цивилизации. Эта ориентация украинского истеблишмента идет вразрез с православной оценкой ситуации в мире и по сути своей является апокалиптической.
Однако именно вхождение в лоно западной цивилизации, является стратегическим курсом нынешней украинской власти на всех высших ее уровнях, и уже поставлены конкретные задачи и определены планы по вхождению в европейские и евроатлантические институты. И одним из главных условий для вхождения в эти структуры является принятие ценностей, прежде всего духовных, западного мира, как и заявлял глава американского комитета НАТО Брюс Джексон перед визитом на Украину в декабре 2002 г. Таким образом, понятно, что препятствием для принятия западных духовных ценностей жителями Украины является прежде всего каноническое Православие, к которому принадлежит абсолютное большинство верующих нашей страны.
Особенно обеспокоены приверженцы проамериканского курса тем, что Украинская Православная Церковь находится в каноническом и евхаристическом единении с Русской Православной Церковью, которую один из влиятельнейших американских политиков, представитель мировой закулисы, почетный гражданин Львова Збигнев Бжезинский после распада СССР, назвал главным врагом Запада.
Не случайно представительница одной из проамериканских партий, член Руха и «Нашей Украины», бессменный руководитель депутатского объединения «Укра§ н¦ - ¤дину пом¦сну православну церкву» Лилия Григорович в свое время разработала проект по уничтожению Православия на Украине. Этот проект на первом этапе предусматривает объединение с раскольниками, а на втором — с униатами. О серьезности данного проекта говорит то, что во времена премьерства Виктора Ющенко кандидатура Л. Григорович реально рассматривалась в качестве кандидатуры на пост председателя украинского госкомрелигий.
Таким образом, инициативы господина Бондаренко по отношении к автокефалии Украинского Православия и усилению роли украинских греко-католиков как нельзя лучше вписываются в стратегию сил, враждебных по отношению к Православию на Украине. Это подтверждают и слова главы униатов, гражданина США, кардинала Любомира Гузара, сказанные 7 июня с.г. в интервью корреспондентам французского католического издания «France catholique» (Франция католическая): «.После II Ватиканского Собора нас (униатов — прим. С.Н.) рассматривают как мост между Востоком и Западом. Но, несмотря на то, что мост соединяет два берега, он не является живым. А мы считаем себя посредниками, которые являются живыми участниками объединительного процесса. Да, Европа дышит двумя легкими, но в ее груди бьется одно сердце». Понятно, что «сердцем Европы» кардинал Гузар считает папский престол.
Кстати, по-видимому, для улучшения связи с «сердцем Европы», Кабинет министров Украины в конце апреля принял постановление «Об установлении безвизового режима для предъявителей дипломатических паспортов Святого Престола».
Как сообщает Религиозно-информационная служба Украины, документ войдет в силу с 1 июля нынешнего года и будет распространяться на предъявителей таких паспортов, которые намерены пробыть в Украине не более 90 суток.
(RISU / Agnu 6.05.03)
Как показывает история, до тех пор, пока Православие на Украине находится в каноническом единстве с Русской Православной Церковью, которая имеет мощную поддержку со стороны российского государства, врагам Православия крайне затруднительно осуществлять свои антиправославные реформаторские планы. Вспомним Брестскую унию, которая стала возможной только после того, как произошло окончательное разделение западнорусской и московской митрополий Русской Православной Церкви. Попав под влияние прокатолической королевской власти Речи Посполитой, которая, как и нынешняя украинская государственная элита, также интегрировалась в Европу, западнорусская Православная Церковь постоянно испытывала ущемление от этой власти и, в конце концов, значительная часть ее была приведена в унию.
История повторяется. Хотя прошло уже более четырехсот лет после Брестской унии, и на политической арене сейчас действует не «деспотические монархисты», а «цивилизованные демократы», некоторым высшим украинским чиновникам не дают покоя лавры польского короля Сигизмунда III — главного организатора Брестской унии и гонителя Русского Православия.
Нестеренко Сергей Николаевич, Русское Движение Украины