Свет Евангелия | 16.04.2004 |
— Я приехал в Москву по приглашению председателя Совета Федерации Сергея Миронова и принимал участие в конференции, посвященной значению парламентаризма и федерализма в России. Конференция приурочена к десятилетию российской конституции.
В Москве я уже не первый раз. В 1997 г., когда я возглавлял сенат Австрии, тогдашний председатель Совета Федерации Егор Строев приглашал меня принять участие в пленарной сессии, в октябре 2003 г.
На конференции речь шла об особенностях различных федеральных конституций. Это был очень интересный разговор, потому что сегодня в Австрии также ведется дискуссия о конституции, и мне, как бывшему председателю сената, было очень приятно приехать в Москву.
— Расскажите, пожалуйста, о Папской академии общественных наук, в работе которой Вы принимаете участие.
— При Святом Престоле уже много лет действуют несколько академий по разным направлениям. Среди них — Папская Академия Наук, уходящая корнями в великую традицию Социального учения Католической Церкви. К столетию выхода в свет энциклики «Rerum novarum», в 1991 г., Папа Иоанн Павел II основал новую Академию для изучения и развития социального учения в отношении права, экономики и общественных проблем.
Все члены нашей Академии назначаются на 10 лет. Для меня было большой честью, что по истечении этого срока Его Святейшество вновь назначил меня вместе с несколькими другими профессорами еще на 10 лет. Всего в Академии 39 членов из разных стран. Российскую Федерацию представляет профессор Аверинцев (с профессором Шамбеком мы беседовали 21 февраля, когда скорбная весть о смерти Сергея Сергееевича еще не достигла Москвы).
Академия подготовила к публикации несколько книг по важным вопросам — таким, как развитие демократии, ответственности в общественной жизни, глобализации. Я надеюсь, у нас есть возможность проанализировать ситуацию в посткоммунистических государствах Центральной и Восточной Европы. Профессор Аверинцев, в частности, много сделал для налаживания связей с Россией и развития их в будущем.
— Вы интересуетесь развитием диалога Католической и Православной Церквей. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию?
— Я думаю, что сегодня, когда перевернута страница коммунистического и марксистского периода истории, на нас лежит ответственность за новую свободу. В преодолении этого периода огромная заслуга принадлежит Иоанну Павлу II, потому что он на собственном опыте знает, что такое фашизм и коммунизм. Я 28 лет участвовал в работе сената Австрии и неоднократно участвовал в дискуссиях с коммунистическими лидерами. Но теперь я рад, что этот период завершился и начался новый.
Правительства посткоммунистических государств, в частности, новое правительство России и президент Путин заинтересованы в связях со Святым Престолом. Поэтому мы должны налаживать сотрудничество, больше чем сотрудничество — экуменическое братство Римско-Католической и Православной Церквей. Господь Иисус Христос, апостолы и Мария одинаково важны для нас. Поэтому мы должны подать пример братства в вере. Мне повезло, я был близко знаком с тогдашним государственным секретарем Ватикана кардиналом Агостино Казароли. Мы издали вместе с ним три книги по этим проблемам (Святой Престол и международное сообщество, вера и ответственность), в них, в частности, идет речь о партнерстве. Во второй книге опубликована юбилейная речь, произнесенная в Большом театре в Москве на встрече с Михаилом Горбачевым. Я знаю, потому что был доверенным лицом кардинала Казароли, что именно он разрабатывал новую восточную политику; я очень рад, что для встречи с главой Русской Православной Церкви приезжал в Москву кардинал Вальтер Каспер. Я надеюсь, что это станет началом нового периода, поскольку Святейший Отец много раз говорил о необходимости налаживать, преодолевая трудности советского периода, дружеские связи с правительством и парламентом России и развивать братское сотрудничество с Русской Православной Церковью. Есть много примеров подобного взаимодействия с Церквами разных стран, поэтому мы надеемся на контакты и сотрудничество в будущем.
Я никогда не забуду лицо кардинала Агостино Казароли после его первой встречи с президентом Горбачевым. Он был очень счастлив. Таким счастливым я его прежде не видел.
Казароли был очень активен еще до назначения на пост госсекретаря. В молодости, при Папе Иоанне XXIII, он работал в Вене, потом — в Праге, Будапеште, где начал разрабатывать восточную политику Святого Престола. Эта политика состояла в том, чтобы помочь Римско-Католической Церкви бороться с коммунистическим террором. Поэтому Казароли установил контакты с различными лидерами соцстран. Повторяю, он начал вести восточную политику еще до 1989 г., когда обстановка начала стремительно меняться, еще в период Понтификата Иоанна XXIII и Павла VI.
Святой Престол начал действовать по-новому в очень непростой период и для Католической Церкви в Польше, и для кардинала Стефана Вышинского. Агостино Казароли тогда познакомился с молодым кардиналом Каролем Войтылой, они очень хорошо сотрудничали. Я думаю, что принципы новой восточной политики возможны не только для Римско-Католической Церкви, но и для других стран вне коммунистического пространства, а также в отношениях с Русской Православной Церковью. Я надеюсь, что в будущем окажется успешным двойное партнерство: социальное — между католиками и православными России, и партнерство всех стран мира. Патриарх Алексий II несет ответственность не только за себя лично, не только за свою Церковь, но за свободу и мир в современном мире. И на нас лежит огромная ответственность. «Pax est ordinata concordia», — говорил св. Августин. Нужно настраиваться на налаживание мирного сосуществования.
— Как, на Ваш взгляд, могло бы развиваться сотрудничество между Церквами?
— Мы знаем, что поместные Церкви на Западе помогают Русской Православной Церкви: выделяют стипендии для семинаристов в Папских университетах Рима, направляют средства для восстановления храмов. Есть и частные инициативы, когда в Москву приезжают делегации движений, епархий, причем с ними Патриарх охотно встречается. Однако священноначалие РПЦ словно не видит католических общин в России. Алексий II подчеркивает, что установлено сотрудничество с отдельными людьми, экуменическими общинами разных стран — Италии, Германии, но мы не видим признаков этого сотрудничества внутри России.
Думаю, сегодня у нас есть великолепная возможность решения различных проблем в политической, экономической и социальной сферах. Мы должны заботиться о социальной безопасности молодежи, пожилых, защищать институт брака, нерожденных детей. У нас есть проблемы, которые мы должны обсуждать сообща. Я очень рад, что Православная Церковь опубликовала новую Социальную доктрину. Это свидетельствует об ответственности, которую берет на себя Русская Православная Церковь в этой сфере. Подобным прорывом для Католической Церкви стали в свое время энциклики «Rerum novarum», «Humanae vitae», «Pacem in terris». Папа Иоанн Павел II неоднократно призывает к миру, его послание к Международному дню молитв о мире 2004 г. говорит о мире как средстве образования. Это — возможность поделиться нашим опытом в этой сфере с Православной Церковью.
Как член Папской академии общественных наук и один из ее основателей могу сказать, что мы заинтересованы в этих контактах, в обмене опытом. Сотрудничество гарантирует знакомство с верой другого и обретение новой свободы в эпоху террора и анархии. Мы должны вновь вернуться к вчерашним знакам внимания, к братству во имя будущего, во имя молодежи.
Беседовала Ольга Карпова.