ОВЦС МП | 01.03.2004 |
24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе.
25 февраля 2004 года Русская Православная Церковь отмечает праздник Иверской иконы Божией Матери, день памяти святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России, чудотворца, и День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поскольку в этом году праздник выпал на первую седмицу Великого поста, временем сугубого покаяния и молитвы, по благословению Святейшего Патриарха Алексия полиелейные службы Иверской иконе Божией Матери перенесены на субботу 28 февраля, а празднование святителю Алексию и Дня тезоименитства Его Святейшества — на воскресенье 29 февраля.
25 февраля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров. По окончании литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся с Первосвятительским словом:
«Я поздравляю Преосвященного Владыку, клир соборного Храма Христа Спасителя, тружеников церковных и всех вас, дорогие братья и сестры, с началом Великого поста и первой литургией Преждеосвященных Даров, которую мы совершили сегодня. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.
Мы вступили в особое время — время поста, которое святыми отцами называлось „временем весны духовной“. В эти дни человеческая душа должна духовно обновляться, и богослужения первой седмицы Великого поста располагают нас к этому, призывают к молитве сугубой и покаянию. Но пост — это время, предназначенное не только для покаяния, не только для сугубой молитвы, но и для осмысления всего нашего жизненного пути: правильно ли мы живем, в чем мы ошибаемся, как нужно нам исправить свою жизнь?
И чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, и молитва преподобного Ефрема Сирина „Господи и Владыко живота моего:“, и песнопение, которое поется за литургией Преждеосвященных Даров „Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою“, — побуждают нас к покаянию и молитве, научают нас подвигу, который надлежит нам совершить Великим постом.
Сегодня на вечерне перед литургией Преждеосвященных Даров в одной из стихир говорилось: „Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне“. То есть, воздерживаясь от пищи телесной, мы должны воздерживаться и духовно, чтобы пост для каждого из нас был бы временем примирения, временем исправления наших согрешений, временем покаяния. Пост должен дать нам возможность достойно подойти к спасительным дням Страстной седмицы, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего, Его крестные страдания и крестную смерть за спасение мира. Каждый из нас должен будет почувствовать, что Кровь Свою Господь пролил за каждого из нас и всем нам открыл двери Царствия Небесного.
Я молитвенно желаю всем вам пройти спасительное поприще Великого поста в нелицемерном покаянии, постясь телесно, поститься и духовно, и главное — искренне покаяться в своих согрешениях вольных и невольных. Желаю вам в дни поста причаститься Святых Христовых Таин, соединиться с Господом, Который, веруем, пришел на землю нас ради человек и нашего ради спасения. Желаю вам пережить и прочувствовать в своей душе Страсти Христовы, Его Крестную смерть, и тогда Господь даст нам особую, неземную радость, которая приходит в Светлую Пасхальную ночь, когда мы встречаем Воскресшего Господа и Спасителя нашего.
Еще раз поздравляю всех вас с началом спасительного поприща Великого поста и желаю, чтобы каждый из нас прошел его достойно. Единому Богу ведомо: может быть, для кого-то этот Великий пост — последний в его жизни, и эта весна духовная будет последней весной в земной жизни этого человека. Надо успеть воспользоваться этой возможностью приобщения к благодати Божией, которую Господь дарует нам.
Да хранит и благословит всех вас Господь на спасительное поприще Великого поста».
25 марта, в среду 1-й седмицы Великого поста, вечером, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Преображения Господня в Переделкине. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью:
«Дорогие братья и сестры, я приветствую всех вас в это спасительное время Великого поста. Великий пост — это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста „весной духовной“. Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг.
Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста. Сегодня за Литургией преждеосвященных даров на вечерне в одной из стихир говорилось: „Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне“. Пост — это не только воздержание в пище. Главное — надо поститься духовно. Святая Церковь готовила нас в течение трех недель к достойному вступлению на поприще Великого поста. Прощеное воскресенье призывало нас примириться с окружающими, не формально, а искренне испросить прощения у тех, кого мы обидели, кого мы огорчили, кого осудили.
В молитве Господней мы говорим: „:Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим“. Мы должны прощать другим людям их согрешения и каяться в своих собственных грехах. Часто мы забываем слова Господа и Спасителя о том, что человек нередко видит сучок в глазу ближнего своего, не замечая бревна в своем глазу (Лк 6. 41). Если прощение будет взаимным, то мы примиренными вступим в спасительные дни поста в надежде, что и Господь простит нам наши согрешения.
В первые дни Великого поста по традиции во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В нем в образах Ветхого и Нового Заветов нам дается пример человеческих падений и человеческих восстаний от греха. Святой Андрей Критский призывает нас последовать этим примерам, которые Священное Писание преподносит нам как образ покаяния, как пример достойного преодоления греховных страстей. При чтении канона многократно повторяем мы слова: „Помилуй мя, Боже, помилуй мя“. Это настроение всей первой седмицы Великого поста. Оно должно направить нас к достойному прохождению спасительного времени Великого поста, чтобы к Страстной седмице мы достойно подготовились, сняли бы с души бремя тяжкое греховное, покаялись нелицемерно.
Я думаю, каждый из нас хоть раз в жизни испытал на себе то благодатное состояние, когда он от души, со слезами, покаялся в своих вольных и невольных согрешениях и получил облегчение, в святом и спасительном Таинстве Причащения соединившись с Господом и Спасителем нашим. Когда мы с Богом, то нам не страшны никакие трудности, никакие испытания, никакие треволнения бурного житейского моря. В продолжение Великого поста нужно многократно исповедовать свои вольные и невольные согрешения и приступить к Чаше Христовой, принимая Божественное Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего во очищение и обновление наших душ и телес.
Если мы пройдем время Великого поста достойно, вступим подготовленными в спасительные дни Страстной седмицы, прочувствуем в своих душах величие Искупительного подвига Сына Божия, Который пришел на землю нас ради человек и нашего ради спасения, тогда каждый из нас вновь сможет стяжать ту особую неземную радость, которая дается в светлый день Пасхи Христовой, когда мы встречаем Воскресшего Господа и Спасителя нашего. В евангельских заповедях блаженства говорится: „:Чистии сердцем Бога узрят“ (Мф. 5.8). Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова.
Я молитвенно желаю всем вам, дорогие братья и сестры, достойно пройти спасительное поприще Великого поста. Может быть, для кого-то из нас пост, который начался, будет последним в жизни. Может быть, у нас уже не будет больше возможности насладиться дивными и умилительными великопостными богослужениями — особенно первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы. Напоминая нам об этом в своем каноне, преподобный Андрей Критский говорит: „Душе моя, душе моя, возстани, что спиши, конец приближается…“.
Каждый из нас, хотим мы того или не хотим, с каждым днем, с каждым часом приближается к концу своего жизненного пути. Поэтому нужно использовать это спасительное и благоприятное для души время Великого поста для того, чтобы достойно подготовиться не только к спасительным дням Страстной седмицы и Светлому Христову Воскресению, но и к Жизни вечной.
Еще раз приветствую всех вас с началом Великого поста и желаю всем вам достойно его пройти. Я рад был сегодня помолиться в этом намоленном древнем храме, вместе с вами совершая чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского. Храни вас всех Господь! Помощь Божия и благословение Божие да сопутствуют всем вам!»
26 февраля 2004 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме святителя Николая в Звонарях на московском подворье Успенского Пюхтицкого женского монастыря.
За богослужением молились настоятельница Пюхтицкого подворья игумения Филарета (Смирнова), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря (Владимирской епархии) игумения Елисавета (Жегалова), насельницы и прихожане подворья, а также многочисленные паломники.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молящимся в Первосвятительским словом. Затем Святейший Патриарх Алексий молитвенно приложился к чудотворной иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Затем Его Святейшество беседовал с прихожанами и паломниками о судьбе этой иконы.