Русская линия
ОВЦС МП16.02.2004 

Все Православные Церкви негативно оценивают перспективы создания греко-католического патриархата на Украине

Отзывы Предстоятелей Поместных Церквей на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и меморандум кардинала Вальтера Каспера по вопросу об учреждении униатского патриархата на Украине

После получения Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата меморандума по вопросу об учреждении униатского патриархата на Украине, направленного Председателю Отдела митрополиту Смоленскому и Калининградскому Председателем Папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой дать свой отзыв о содержании данного документа, а также сообщить их позицию по отношению к намерению учредить упомянутый патриархат. В ответ на это обращение поступили следующие отклики от Автокефальных Православных Церквей.
Константинопольский Патриархат свою реакцию сформулировал в письмах Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. В них содержание меморандума кардинала Каспера характеризуется как «насильственные и антиисторические нападки на Патриаршую систему Православной Церкви». Кроме того, в этих письмах, в частности, говорится:
«Создание украинского униатского патриархата, вопрос о котором рассматривается Римско-Католической Церковью, будет считаться крайне враждебным актом для всего Православия, противоречащим решению II Ватиканского Собора, на котором было указано, что „униатство больше не считается методом достижения единства Церкви“ и, следовательно, представляет собой лишь неприемлемый между христианами метод прозелитизма и похищения верующих у Православной Церкви с подчинением их Церкви Римско-Католической. Наша Мерность и Вселенский Патриархат хотим, если Вы согласны, совместно с Вашим Блаженством сообщить Риму о решительном противостоянии Православной Церкви по вопросу рассматриваемого создания униатского патриархата на Украине»:

Поддержка и поощрение униатского присутствия на Украине путем предоставления его главе патриаршего титула вызовет серьезнейшую реакцию среди православных, особенно после общего осуждения совещанием в Аричче в 1991 году унии как средства достижения церковного единства, и подвергнет опасности богословский диалог между Церквами, который окончательно будет сорван, как явствует из неудачной встречи в Балтиморе, поскольку все православные сочтут Рим не заслуживающим доверия, если он, с одной стороны, на совещаниях своих представителей осуждает унию, как например в Аричче, а с другой стороны — действиями своего руководства поддерживает ее".

В письме на имя Святейшего Патриарха Алексия Предстоятель Александрийской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Петр VII выразил свое огорчение в связи с «неподобающим и небратским по своей сути решением Римско-Католической Церкви относительно учреждения так называемого греко-католического патриархата на Украине, на территории канонической юрисдикции православного Московского Патриархата и параллельно его пастырскому служению».

По мнению Его Блаженства, «упомянутое действие Римско-Католической Церкви находится в прямом противоречии с решениями, достигнутыми римо-католиками и православными в рамках двухсторонних диалогов и официальных встреч, главным образом в период подготовки возобновления богословского диалога, в котором центральное место занимает вопрос унии и вытекающие из него экклезиологические последствия». Патриарх Петр также высказал надежду, что «всецело безнравственный проект» учреждения униатского патриархата на Украине будет аннулирован Римско-Католической Церковью.

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Игнатий IV по этому вопросу заявил следующее: «Мы полностью согласны с позицией нашей Сестры — Русской Православной Церкви, которая в пределах своей канонической территории представляет всю Полноту Святой Апостольской Кафолической Церкви».

Проблема учреждения униатского патриархата на Украине рассматривалась на заседании Священного Синода Иерусалимского Патриархата. По итогам этого обсуждения была сформулирована позиция Иерусалимской Православной Церкви, которую ее Предстоятел — Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Ириней IV — изложил в своем письме Святейшему Патриарху Алексию.

В письме выражено убеждение, что уния, «задуманная Римско-Католической Церковью: как якобы мост между Востоком и Западом, еще больше увеличила существующую пропасть раскола из-за ее порочной экклезиологической основы, эксплуатации православных верующих во многих Поместных Православных Церквах и их совращения путем дезинформации о внешнем сходстве унии с Православием».

«Сохранение Римско-Католической Церковью униатских церквей, — говорится далее в письме, — и тем более насаждение их в традиционно православных регионах, определенных Вселенскими или Поместными Соборами, подрывает экуменический диалог и сдерживает стремление к христианскому единству. Если Римско-Католическая Церковь действительно уважает существование других Церквей, желает христианского сотрудничества и единства, она должна воздержаться от создания униатского патриархата на Украине и решить проблему униатских церквей на православных территориях».

Позиция Грузинской Православной Церкви была изложена в письме Святейшего и Блаженнейшего Католикоса и Патриарха всея Грузии Илии II Святейшему Патриарху Алексию. «Сожалеем, — говорится в письме, — что в последнее время наблюдается стремление Римско-Католической Церкви активизировать свою церковную деятельность среди православных государств, среди православного населения, что должно быть канонически неприемлемо для Ватикана. Подобные действия Римско-Католической Церкви вызывают нашу озабоченность и волнения среди православного населения. Мы выражаем уверенность, что со стороны Ватикана не будут допущены такие действия, которые обострят его отношения с Православными Церквами».
Планы учреждения украинского униатского патриархата встретили осуждение Сербской Православной Церкви. В своем письме главе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Сербский Павел заявил следующее:

«Сообщение: о том, что представители Римской курии подтвердили намерения: учредить на Украине греко-католический патриархат, то есть создать параллельную патриаршую юрисдикцию на части канонической территории святого Московского Патриархата, глубоко нас огорчило и обеспокоило. Меморандум кардинала Каспера, представляющий собой попытку оправдать это антиканоническое действие Ватикана, по содержанию действительно является исторически некорректным и неприемлемым. Аргументация, содержащаяся в меморандуме, и намерение учредить униатский патриархат полностью противоречат духу и целям как II Ватиканского Собора, так и результатам православно-римокатолического диалога и перспективам его продолжения:

Вызывает недоумение продолжающееся: обвинение Православного Востока в „цезарепапизме“: Утверждение, что якобы православные Александрийский и Антиохийский Патриархаты созданы после Ефесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.) Соборов по принципу „дублирования“ по отношению к „существующим“ неправославным (несторианским и монофизитским) патриархатам: напрямую отрицает апостольское предание и подлинное экклезиологическое значение этих двух Вселенских Соборов, поддерживая при этом несторианскую и монофизитскую экклезиологию и богословие:

Меморандум умалчивает о том, что параллельные патриархаты создавались в период отрицания экклезиологической и догматической идентичности восточных Православных Патриархатов и Церквей:

Учреждение нового украинского греко-католического патриархата, причем после II Ватиканского Собора, разве не означает возвращение к той экклесиологии, которая была преодолена решениями Собора, или подобной ей?..

Православная Церковь со времени раскола (1054 г.) до настоящего времени не основала ни одного патриархата на Западе, как это делал и делает Рим на Востоке. Это можно объяснить, помимо прочего, и ответственным отношением Православной Церкви к трагедии раскола, который длится между Восточной и Западной Церквами в течение последних девяти веков.

Наша Поместная Церковь выражает свое глубокое сожаление, что Римско-Католическая Церковь учреждением греко-католического патриархата в действительности продолжает свою политику прошлых веков, отрицая Православную Церковь Востока: Все это, без сомнения, ведет к отрицанию современного диалога между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, заложенного решениями II Ватиканского Собора на новых, более здоровых принципах».

В заключение письма Святейший Патриарх Павел выразил надежду на то, что «Ватикан пересмотрит свои намерения в отношении канонической территории Московского Патриархата».

Священный Синод Румынской Православной Церкви полностью разделяет обеспокоенность Московского Патриархата. Об этом было сказано в письме Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста на имя Святейшего Патриарха Алексия. По мнению Предстоятеля Румынской Церкви, «эта проблема является таковой для всей полноты Православной Церкви». Патриарх Феоктист подтверждает необходимость продолжения православно-католического диалога и считает «абсолютно необходимым проведение консультации по этому вопросу между Московским Патриархатом и Ватиканом».

В указанном письме Его Блаженство говорит, что действия католиков «вызывают у наших верующих глубокое разочарование. Более того, эти действия несут в себе реальную угрозу ухудшения отношений между Католической Церковью и поместными Православными Церквами, особенно в наше время, когда мы все предпринимаем усилия к восстановлению единства всех христиан».

Точка зрения Болгарской Православной Церкви по этой проблеме была высказана в письме Святейшего Патриарха Максима Святейшему Патриарху Алексию. В документе, в частности, говорится:

«Вызывает недоумение то обстоятельство, что при новых церковно-общественных отношениях на нашем континенте и стремлении к единению, взаимному пониманию и сотрудничеству руководители Католической Церкви предпринимают административно-управленческие действия в области традиционно православной церковной юрисдикции, каковой является территория Украины. Намерение Ватикана создать униатский патриархат на украинской земле противоречит принятой Католической Церковью резолюции о том, что униатство не может более использоваться как путь и средство достижения церковного единства.

По инициативе Константинопольского патриархата мы провели обсуждение с его представителями относительно возможностей восстановления и продолжения диалога с Католической Церковью. Эти усилия будут оставаться бесплодными при наличии осуществляемой усиленной активности римо-католицизма в отношении Православной Церкви: Священный Синод Болгарской Православной Церкви осуждает всякий прозелитизм, проводимый каким бы то ни было способом, и выражает надежду, что объединенный голос Святого Православия и высокий авторитет Святой Русской Православной Церкви помогут стараниям, направленным на прекращение деятельности Ватикана и успокоение христианского духа в православной Украине».

Кипрская Православная Церковь по данному вопросу сформулировала позицию, нашедшую отражение в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, подписанном по болезни Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома хорепископом Саламинским Варнавой. В письме говорится: намерения Римско-Католической Церкви, связанные с учреждением греко-католического патриархата на Украине, «мы рассматриваем как продвижение прозелитизма во вред Поместной Православной Церкви и, вследствие этого, как антиканонические и достойные осуждения. Мы будем добиваться отмены упомянутого решения Римско-Католической Церкви».
Свою солидарность с позицией Русской Церкви выразила Элладская Православная Церковь. В письме ее Предстоятеля — Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула — Святейшему Патриарху Алексию констатируется, что «Римско-Католическая Церковь этим своим поступком выступает не только против Святейшей Русской Церкви, но и против Православия в целом», поскольку в ее действиях усматривается «необдуманное и противоречащее выработанным в рамках богословского диалога решениям воспроизведение известной в прошлом римо-католической тенденции навязывания и узаконивания унии: несмотря на то, что на II Ватиканском Соборе уния была официально отвергнута как метод или способ восстановления единства между двумя Церквами». В письме говорится, что Элладская Церковь «категорически отвергает: небратское, незаконное и провокационное намерение создать униатский патриархат на Украине, считая осуществление этого решения раной для богословского диалога и достигнутого недавно значитель­ного прогресса в отношениях обеих Церквей». С точки зрения Элладской Церкви, «оскорбление Святейшей Русской Церкви является оскорблением всего Православия», а содержащаяся в меморандуме Кардинала Каспера позиция является «оскорблением канонического обоснования Института Патриаршества в Церкви, а также произвольным и не согласным с общим каноническим преданием Вселен­ских Соборов стремлением экклезиологически оправдать унию».
Албанская Православная Церковь выразила свою позицию в письме на имя Святейшего Патриарха Алексия Блаженнейшего Архиепископа Албанского Анастасия, в котором, в частности, сказано, что намерение Римско-Католической Церкви было воспринято «с великим удивлением и глубокой скорбью», поскольку его реализация «означает создание Ватиканом новой параллельной патриаршей юрисдикции на одной территории с Русской Православной Церковью».
В письме говорится: «Мы полностью поддерживаем уважаемый и возлюбленный Патриархат Московский и всея Руси в осуждении этого действия. Мы присоединяем наш голос к голосу всего православного мира и просим исправить этот оскорбительный для Православия шаг».

Предстоятель Польской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва в своем письме первоиерарху Русской Церкви по этому поводу высказался следующим образом:
«Намерение учредить на Украине греко-католический патриархат является продолжением практики установления латинских патриархатов на Востоке во время крестовых походов, а также насильственного уничтожения православных епископских кафедр и насаждения параллельных епископий во время унии.

Это намерение противоречит совместной богословской работе по определению основ экклезиологии в рамках православно-римокатолического диалога. Оно несовместимо с апостольской практикой (ср. Рим. 15. 20) и древнехристианским пониманием евхаристического единства поместной Церкви во главе с епископом… Служение первого епископа или же, в более поздней терминологии, митрополита, а также возникновение служения патриарха, католикоса или архиепископа связано с внутренней жизнью Церкви, со стремлением к сохранению единства Поместных Церквей и внутреннего порядка. Об этом в достаточной мере свидетельствуют каноны Поместных, Вселенских Соборов и святых Отцов Церкви.

Меморандум кардинала Вальтера Каспера содержит оскорбительные, путаные, исторически неверные и богословски необоснованные тезисы, которые по сути являются отказом от желания восстановить единство Восточной и Западной Церкви. Он содержит старую модель единства — поглощения Церкви Православной, то есть повторяет идею унии.

Поэтому учреждение униатского патриархата в Киеве лишает православно-римокатолический диалог смысла».

В письме первоиерарха Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейшего митрополита Николая на имя Предстоятеля Русской Церкви сказано:
«Мы не можем согласиться с основанием греко-католического патриархата на территории Украины потому, что она является канонической частью Русской Православной Церкви:

Уния на Украине была основана вследствие политических причин, против воли: верующих, проживавших на этой территории. Распространение унии сопровождалось прозелитизмом при использовании светских политических кругов и обещаний преимуществ в социальных вопросах:

Основание этого патриархата является не чем иным, как выражением римского прозелитизма против Русской Православной Церкви, по этой причине мы протестуем против этого намерения: Если Римско-Католическая Церковь не отступит от своего намерения развивать прозелитические действия против Православной Церкви, в таком случае надо с нею разорвать все экуменические контакты на всех уровнях, пока она не отступит от таких своих действий».

Первоиерарх Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Герман в письме Святейшему Патриарху Алексию сообщил позицию возглавляемой им Церкви по данному вопросу:

«Меморандум: кардинала Вальтера Каспера: имеет целью оправдание намерения Римско-Католической Церкви создать в Украине греко-католический патриархат. Последствия этого документа вызывают крайнюю озабоченность:

Если Римско-Католическая Церковь предпримет шаги по созданию греко-католического патриархата на Украине, это нанесет ущерб православно-католическим отношениям на Украине и во многих других регионах на долгие годы. Большинство православных вынуждены будут прийти к заключению, что „униатская модель“ взаимоотношений между Римом и Православием вполне жива и официально поддерживается Римско-Католической Церковью:

Наибольшую озабоченность вызывает игнорирование в меморандуме действительных последствий создания греко-католического патриархата на Украине как для украинского общества и его гражданского мира, так и для православно-католических отношений: Создание греко-католического патриархата на Украине повредит православно-католическим отношениям и породит недоверие и подозрения даже в Северной Америке».

В заключение выражается надежда, что «процесс диалога и обмена информацией, а также обмена впечатлениями может иметь место между Православными Церквами, с одной стороны, и Римско-Католической Церковью — с другой, дабы непоправимые решения не принимались прежде, чем все возможные последствия таковых будут полностью взвешены».
ОВЦС


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru