Блаженнейший Патриарх Петр VII: «Единство Поместных Церквей отражает духовное единство православных народов»
В дни пребывания в России Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII встретился с представителями российских средств массовой информации и ответил на их вопросы. Ниже приводится интервью Его Блаженства Патриарха Петра корреспонденту «Родной газеты». — Ваше Блаженство, как Православная Церковь собирается преумножать свое влияние в мире? — Необходимо, чтобы в известном смысле «Церковь спустилась к народу», чтобы она была среди народа. Когда я употребляю это выражение, то имею в виду органы церковной власти, клириков и всех церковнослужителей, которые должны непосредственно взаимодействовать с паствой. Совершенно недопустимо, чтобы священнослужитель затворялся в одиночестве и ждал, когда к нему начнут приходить люди. Надо, чтобы он сам устанавливал с ними контакты, помогал в создании церковных воскресных школ, принимал участие в открытии и деятельности больниц, иных социальных учреждений, то есть участвовал в жизни паствы в широком смысле слова. — Поддерживает ли Ваше Блаженство идею созыва очередного Вселенского собора, которая ныне широко обсуждается в мировом Православии? — Я надеюсь, что такой собор состоится. Вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием мы полагаем, что проведение подобного Собора необходимо. Ибо не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые нуждаются в общеправославном решении. А это возможно осуществить только на уровне Вселенского собора. Процесс подготовки подобной встречи в какой-то момент прервался, но я надеюсь, что это событие все же будет иметь место. — Означает ли это, что Православная Церковь будет стремиться к установлению некоей духовной гегемонии в мире? — Мы ни в коем случае не должны следовать порочной практике прозелитизма или покушаться на духовное достояние других вероисповеданий. В лоно нашей Церкви мы принимаем только тех, кто приходят к нам добровольно. — Как вы оцениваете состояние отношений между Русской и Александрийской Православными Церквами? — Взаимоотношения очень хорошие, братские, и развиваются они динамично. Единство Церквей отражает духовное единство православных народов, усиливает его в перспективе истории. Поэтому вручение мне премии Международного Фонда единства православных народов «за большой личный вклад в укрепление единства православных народов и сохранение православного присутствия на Африканском континенте» и пребывание в великой России столь важны для Александрийского Патриархата, для православной Африки в целом. Прежде всего, потому, что нам была дарована возможность духовного общения с Нашим возлюбленным братом, Святейшим Патриархом Алексием. А также потому, что наша встреча с Президентом России явилась свидетельством тех теплых и искренних чувств, которые древняя Александрийская Церковь традиционно испытывает к возлюбленному и единоверному русскому народу. — Каково влияние России на жизнь православной Африки в наши дни? — На Африканском континенте живет много славян, которые также являются членами нашей Церкви. Среди прихожан Александрийского Патриархата — не только греки, но и русские, болгары, сербы, румыны. Русская Православная Церковь участвует в духовном окормлении российской паствы, направляя в Африку своих священнослужителей. Московский Патриархат также осуществляет здесь строительство русских православных храмов. — В каком состоянии, на Ваш взгляд, ныне находится межхристианский диалог? Ведь ряд Православных Церквей вышел из Всемирного Совета Церквей: — Некоторые христианские церкви одобряют однополые браки, другие согласились на то, чтобы членами клира стали женщины. Этих примеров достаточно, чтобы понять, почему некоторые Православные Церкви вышли из состава ВСЦ. В какой-то степени я понимаю мотивы их решения. Полагаю, что Александрийская Православная Церковь и Русская Православная Церковь должны со всей определенностью свидетельствовать перед лицом своей паствы: то, что почему-либо оказывается терпимым в других церквах, наши Церкви не приемлют. Но одновременно с этим надо продолжать развитие межхристианского диалога, не отступать от него. Что же касается православно-католических отношений, то для того, чтобы нашему диалогу с Ватиканом был дан старт, необходимо, чтобы обе стороны имели к этому добрую волю. Мы должны оставить позади ошибки, совершенные нами в прошлом, совместно осудить их и ни в коем случае не пытаться навязывать друг другу свои догматы, как это, например, делают униаты. — Как складываются взаимоотношения Александрийского Патриархата с Коптской церковью? Ведь численность христиан-коптов сопоставима с общим количеством православных во всей Африке, однако копты уже 1500 лет, со времен Халкидонского собора, отделены от остального православного мира: — Взаимоотношения Александрийского Патриархата с Египетской и Эфиопской коптскими церквами очень хорошие. То обстоятельство, что все мы проживаем в мусульманском регионе, объединяет нас. К тому же с Патриархами обеих коптских церквей нас объединяет дружба. Патриарх коптской церкви в Египте Шенуда III, с которым мы знакомы уже много лет, оказывал мне дружескую помощь и поддержку, еще во времена, когда мы были членами Всемирного Совета Церквей. Тогда-то мы сблизились и остаемся друзьями по сей день. Мы молимся о единстве всех, и диалоги между нами имеют именно эту цель. Ведь Господь Иисус Христос основал одну Церковь. Будем же молиться, чтобы наконец настал тот день, когда Церковь Божия вновь станет единой, каковой она была в самом начале. — Вы живете и исповедуете Православие в стране, где ислам является государственной религией. Сталкиваются ли христиане Египта с проблемой исламского экстремизма? — Христиане и мусульмане в нашей стране не только мирно сосуществуют, но и помогают друг другу. У нас нет никаких проблем с мусульманством. Наши дети рождаются, растут, живут бок о бок с детьми из мусульманских семей. — Влияют ли на жизнь христианских приходов в Африке культурные традиции коренных народов континента? — Если речь идет о традициях, которые складывались веками, мы позволяем и даже приветствуем их существование. Но только в том случае, если они не стремятся оказывать влияния на деятельность того или иного прихода. Скажем, для местных африканских культур весьма характерно то, что называется языком тела, языком жестов. Танец для африканских народов — совершенно естественное, многозначное, экспрессивное средство самовыражения. Соответственно, и африканец-христианин в силу своей природы и культурной традиции будет участвовать в богослужении несколько иначе, чем представитель иной этнокультурной среды. Церковь это принимает.